Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 14.10.2009 N 405 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 110401 АГРОНОМИЯ"

Дата документа14.10.2009
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2009 г. N 15170
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 14 октября 2009 г. N 405

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 110401 АГРОНОМИЯ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 110401 Агрономия.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 14 октября 2009 г. N 405

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 110401 АГРОНОМИЯ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 110401 Агрономия всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Агроном 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <1>

    
    


    <1> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший агроном 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования  4 года 10 месяцев

 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ по производству, первичной обработке, хранению и транспортировке продукции растениеводства.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    сельскохозяйственные культуры, их сорта и гибриды, семена и посадочный материал, товарная продукция;
    почва и ее плодородие;
    удобрения, пестициды, гербициды;
    сельскохозяйственная техника и оборудование;
    технологии производства продукции растениеводства и ее первичной обработки;
    технологии хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства;
    процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства, малым предприятием;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Агроном готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности и первичная обработка продукции растениеводства.
    4.3.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
    4.3.3. Осуществление хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства.
    4.3.4. Управление работами по производству продукции растениеводства.
    4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший агроном готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности и первичная обработка продукции растениеводства.
    4.4.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
    4.4.3. Осуществление хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства.
    4.4.4. Производство сертифицированных семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур.
    4.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области растениеводства.
    4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Агроном должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Агроном должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности.
    ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.
    ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.
    ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
    ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.
    ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
    5.2.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
    ПК 2.1. Повышать плодородие почв.
    ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
    ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
    5.2.3. Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства.
    ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
    ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
    ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
    ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
    ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
    5.2.4. Управление работами по производству продукции растениеводства.
    ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства продукции растениеводства.
    ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
    ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
    ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
    ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
    5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший агроном должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший агроном должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.4.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности.
    ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.
    ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.
    ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
    ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.
    ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
    5.4.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
    ПК 2.1. Повышать плодородие почв.
    ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
    ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
    5.4.3. Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства.
    ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
    ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
    ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
    ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
    ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
    5.4.4. Производство сертифицированных семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур.
    ПК 4.1. Обеспечивать технологический процесс производства, обработки, затаривания и хранения семян и посадочного материала.
    ПК 4.2. Вести учет семенных участков, условий производства, обработки, хранения и реализации семян и посадочного материала.
    ПК 4.3. Организовывать и осуществлять проведение сертификации семян и посадочного материала.
    5.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области растениеводства.
    ПК 5.1. Планировать основные показатели производства продукции и оказания услуг в области растениеводства.
    ПК 5.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
    ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.
    ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
    ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области растениеводства.
    ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности.
    ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
    5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
    Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
 
 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 2862 1908   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 600 400   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1-10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1-10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  152 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1-10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200-1400 лексических единиц) и     
 грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 304 152 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК2
ОК3
ОК6
ОК10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:    
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;     
 основы здорового образа жизни     

 
 

EH.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 48 32   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Экологические основы природопользования ОК 1-10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
 уметь:   
 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;    
 использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;    
 соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;     
 знать:     
 принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;     
 особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;     
 об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;     
 принципы и методы рационального природопользования;     
 методы экологического регулирования;     
 принципы размещения производств различного типа;     
 основные группы отходов, их источники и масштабы образования;     
 понятие и принципы мониторинга окружающей среды;     
 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;     
 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;     
 природоресурсный потенциал Российской Федерации;     
 охраняемые природные территории     

 
 

П.00 Профессиональный цикл 2214 1476   
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 848 566   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:   ОП.01. Ботаника и физиология растений ОК 1-10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
 уметь:    
 распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;    
 анализировать физиологическое состояние растений разными методами;    
 знать:     
 систематику растений;     
 морфологию и топографию органов растений;     
 элементы географии растений;     
 сущность физиологических процессов, происходящих в растительном организме;     
 закономерности роста и развития растений для формирования высококачественного урожая     
уметь:   ОП.02. Основы агрономии ОК 1-10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
 определять виды, разновидности и сорта культурных растений;   
 определять особенности выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей;    
 знать:    
 основные культурные растения;    
 их происхождение и одомашнивание;     
 возможности хозяйственного использования культурных растений;     
 основные приемы и методы растениеводства     

 
 

уметь:   ОП.03. Основы животноводства и пчеловодства ОК 1-10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 4.1-4.5
 различать виды и породы сельскохозяйственных животных, в т.ч. пчел;   
 оценивать экстерьер основных видов животных;    
 определять продуктивность сельскохозяйственных животных, в т.ч. пчел;    
 знать:    
 основы технологий производства продукции животноводства и пчеловодства;     
 принципы обеспечения животноводства высококачественными кормами и технологии заготовки и хранения кормов;     
 правила составления рационов для сельскохозяйственных животных;     
 кормовую базу пчеловодства;     
 роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур     
уметь:   ОП.04. Основы механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства ОК 1-10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.5
ПК 4.1-4.5
 применять в профессиональной деятельности средства механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства;   
 знать:   
 общее устройство и принцип работы тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, их воздействие на почву и окружающую среду;   
 технологии и способы выполнения сельскохозяйственных работ в соответствии с агротехническими и зоотехническими требованиями;   
 требования к выполнению механизированных операций в растениеводстве и животноводстве;     
 методы подготовки машин к работе и их регулировки;