Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 382. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина РФ 26.11.2009, протокол N 80)

Дата документа26.11.2009
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации · Протокол

    

ОДОБРЕНЫ
Советом по аудиторской
деятельности Минфина России
26 ноября 2009 г., протокол N 80

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
    - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
    - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
    1.2. Рекомендации используются:
    - аудиторскими организациями при организации системы контроля качества услуг;
    - индивидуальными аудиторами при организации системы контроля качества услуг соответственно, если иное не вытекает из существа деятельности индивидуального аудитора.
    1.3. В соответствии с п. 2 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 34 (далее - ФПСАД N 34) "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1. Элементы системы контроля качества услуг в аудиторской организации

 
    Основные принципы и необходимые процедуры:
    п. 6 ФПСАД N 34:
    Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
    а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
    б) этические требования;
    в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
    г) кадровая работа;
    д) выполнение задания;
    е) мониторинг.
    п. 7 ФПСАД N 34:
    Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации.
    
    Практическое руководство, пояснения и документирование:
    Аудиторской организации следует разработать и утвердить положение (или иной аналогичный документ (документы) о контроле качества, которое устанавливает принципы контроля качества, принятые в аудиторской организации, и процедуры в отношении каждого элемента системы контроля качества. Положение (или иной аналогичный документ (документы) утверждается распорядительным документом аудиторской организации.
    Положение о контроле качества должно быть доступно для каждого работника аудиторской организации, и его следует доводить до сведения работников, например, путем:
    - предоставления копии положения о контроле качества;
    - проведения обучающих семинаров;
    - обучения в процессе работы;
    - обсуждения итогов обзорных проверок качества отдельных заданий;
    - консультаций с руководителями заданий относительно вопросов, связанных с контролем качества задания;
    - оценки исполнения работником своих обязанностей;
    - признание заслуг работника за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
    До сведения вновь принятых работников положение о контроле качества следует доводить в процессе проведения вводного инструктажа. Кроме того, требование о знании и соблюдении положения о контроле качества следует включить в текст должностных инструкций работников аудиторской организации.
    Факт доведения до сведения работников аудиторской организации положения о контроле качества и любых изменений в нем следует фиксировать документально.
 

2.2. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией

 
    Основные принципы и необходимые процедуры:
    п. 8 ФПСАД N 34:
    Аудиторская организация своим распорядительным документом должна установить принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры должны предусматривать ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.
    п. 11 ФПСАД N 34:
    Лицо, которое руководство аудиторской организации назначает ответственным за функционирование системы контроля качества, должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций.
 
    Практическое руководство, пояснения и документирование:
    Действия и распоряжения со стороны всех уровней руководства аудиторской организации должны демонстрировать важность системы контроля качества услуг в аудиторской организации и необходимость:
    а) оказания аудиторских услуг в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и требованиями нормативных правовых актов;
    б) выдачи аудиторского заключения или иного отчета, соответствующих условиям конкретного задания.
    Информацию о действиях и распоряжениях руководства следует доводить до сведения работников аудиторской организации посредством информационных сообщений, обучающих семинаров, совещаний, формальных и неформальных бесед или внутренних отчетов. Указанные распоряжения могут содержаться во внутренних регламентах аудиторской организации, в том числе в методических материалах, а также их следует учитывать в процедурах оценки результатов индивидуальной работы и уровня профессиональной компетентности как руководителей аудиторской организации, так и специалистов. Факт доведения до сведения работников аудиторской организации адресованных им распоряжений следует фиксировать документально.
    Аудиторской организации следует установить обязанности руководящих сотрудников таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы. Следует принять такие принципы и процедуры в аудиторской организации в отношении оценки выполненной работы, вознаграждений и повышения в должности (включая систему поощрения) работников, которые будут демонстрировать приверженность аудиторской организации качеству оказываемых услуг. То есть одним из ключевых критериев при оценке работы, повышении в должности и поощрении следует установить полноту выполнения требований в отношении качества.
    Установленные принципы и процедуры следует регулярно пересматривать (например, ежегодно), и в случае необходимости вносить в них изменения.
    Общую ответственность за функционирование системы контроля качества следует возлагать на подразделение (или отдельное лицо), которое с установленной периодичностью будет предоставлять отчеты в отношении вопросов, касающихся качества аудита, руководству и собственникам аудиторской организации, а также руководителям заданий. По существенным вопросам информацию следует предоставлять на безотлагательной основе. Все вопросы, связанные с контролем качества, рассматриваемые руководством и собственниками аудиторской организации, следует протоколировать.