Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина РФ 26.11.2009, протокол N 80)

Дата документа26.11.2009
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации · Протокол

    

ОДОБРЕНЫ
Советом по аудиторской
деятельности Минфина России
26 ноября 2009 г., протокол N 80

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
    - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
    - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
    1.2. Рекомендации используются:
    - аудиторскими организациями при организации системы контроля качества услуг;
    - индивидуальными аудиторами при организации системы контроля качества услуг соответственно, если иное не вытекает из существа деятельности индивидуального аудитора.
    1.3. В соответствии с п. 2 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 34 (далее - ФПСАД N 34) "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1. Элементы системы контроля качества услуг в аудиторской организации

 
    Основные принципы и необходимые процедуры:
    п. 6 ФПСАД N 34:
    Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
    а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
    б) этические требования;
    в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
    г) кадровая работа;
    д) выполнение задания;
    е) мониторинг.
    п. 7 ФПСАД N 34:
    Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации.
    
    Практическое руководство, пояснения и документирование:
    Аудиторской организации следует разработать и утвердить положение (или иной аналогичный документ (документы) о контроле качества, которое устанавливает принципы контроля качества, принятые в аудиторской организации, и процедуры в отношении каждого элемента системы контроля качества. Положение (или иной аналогичный документ (документы) утверждается распорядительным документом аудиторской организации.
    Положение о контроле качества должно быть доступно для каждого работника аудиторской организации, и его следует доводить до сведения работников, например, путем:
    - предоставления копии положения о контроле качества;
    - проведения обучающих семинаров;
    - обучения в процессе работы;
    - обсуждения итогов обзорных проверок качества отдельных заданий;
    - консультаций с руководителями заданий относительно вопросов, связанных с контролем качества задания;
    - оценки исполнения работником своих обязанностей;
    - признание заслуг работника за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
    До сведения вновь принятых работников положение о контроле качества следует доводить в процессе проведения вводного инструктажа. Кроме того, требование о знании и соблюдении положения о контроле качества следует включить в текст должностных инструкций работников аудиторской организации.
    Факт доведения до сведения работников аудиторской организации положения о контроле качества и любых изменений в нем следует фиксировать документально.
 

2.2. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией

 
    Основные принципы и необходимые процедуры:
    п. 8 ФПСАД N 34:
    Аудиторская организация своим распорядительным документом должна установить принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры должны предусматривать ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.
    п. 11 ФПСАД N 34:
    Лицо, которое руководство аудиторской организации назначает ответственным за функционирование системы контроля качества, должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций.
 
    Практическое руководство, пояснения и документирование:
    Действия и распоряжения со стороны всех уровней руководства аудиторской организации должны демонстрировать важность системы контроля качества услуг в аудиторской организации и необходимость:
    а) оказания аудиторских услуг в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и требованиями нормативных правовых актов;