Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 289. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 10.11.2009 N 578 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060604 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА"

Дата документа10.11.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15447
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 10 ноября 2009 г. N 578

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060604 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

    
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060604 Лабораторная диагностика.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 10 ноября 2009 г. N 578

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060604 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060604 Лабораторная диагностика всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Медицинский лабораторный техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Медицинский технолог 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    биологические материалы;
    объекты внешней среды;
    продукты питания;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Медицинский лабораторный техник готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):
    4.3.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.
    4.3.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.
    4.3.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.
    4.3.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
    4.3.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.
    4.3.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    4.4. Медицинский технолог готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):
    4.4.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.
    4.4.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.
    4.4.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.
    4.4.4. Проведение лабораторных микробиологических исследований.
    4.4.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.
    4.4.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    4.4.7. Проведение высокотехнологичных клинических лабораторных методов исследования.
    4.4.8. Управление качеством лабораторных исследований.
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Медицинский лабораторный техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
    ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
    ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
    ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
    ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
    ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Медицинский лабораторный техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
    5.2.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.
    ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
    ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
    ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.
    ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.2.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.
    ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.
    ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.
    ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.
    ПК 2.4. Регистрировать полученные результаты.
    ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.2.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.
    ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.
    ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
    ПК 3.3. Регистрировать результаты лабораторных биохимических исследований.
    ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.2.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
    ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований.
    ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.
    ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.
    ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.2.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.
    ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.
    ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.
    ПК 5.3. Регистрировать результаты гистологических исследований.
    ПК 5.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    ПК 5.5. Архивировать оставшийся после исследования материал.
    5.2.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
    ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
    ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.3. Медицинский технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
    ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
    ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
    ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
    ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
    ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Медицинский технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):
    5.4.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.
    ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
    ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
    ПК 1.3. Регистрировать результаты общеклинических исследований.
    ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.
    ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.
    ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.
    ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.
    ПК 2.4. Регистрировать результаты гематологических исследований.
    ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.
    ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.
    ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
    ПК 3.3. Регистрировать результаты биохимических исследований.
    ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
    ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.
    ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.
    ПК 4.3. Регистрировать результаты микробиологических и иммунологических исследований.
    ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.
    ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.
    ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.
    ПК 5.3. Регистрировать результаты гистологических исследований.
    ПК 5.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    ПК 5.5. Архивировать оставшийся после исследования материал.
    5.4.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
    ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
    ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.
    ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.7. Осуществление высокотехнологичных клинических лабораторных исследований.
    ПК 7.1. Готовить рабочее место и аппаратуру для проведения клинических лабораторных исследований.
    ПК 7.2. Осуществлять высокотехнологичные клинические лабораторные исследования биологических материалов.
    ПК 7.3. Проводить контроль качества высокотехнологичных клинических лабораторных исследований.
    ПК 7.4. Дифференцировать результаты проведенных исследований с позиции "норма - патология".
    ПК 7.5. Регистрировать результаты проведенных исследований.
    ПК 7.6. Проводить утилизацию биологического материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
    5.4.8. Управление качеством лабораторных исследований.
    ПК 8.1. Организовать работу младшего и среднего медперсонала в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ).
    ПК 8.2. Вести учетно-отчетную документацию.
    ПК 8.3. Участвовать в организации внутри- и межлабораторного контроля качества.
    ПК 8.4. Осуществлять поиск и внедрение новых методов клинических лабораторных исследований.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и/или производственная практика.
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 

Структура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки