Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 927. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 478 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240113 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ"

Дата документа28.10.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г. N 15503
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. N 478

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240113 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. N 478

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240113 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 240113 Химическая технология органических веществ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-технолог 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник-технолог 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: технологические процессы производства органических веществ.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    сырье и материалы;
    технологическое оборудование и механизмы;
    технологические процессы;
    нормативная и технологическая документация;
    руководство деятельностью персонала.
    4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.
    4.3.2. Ведение технологических процессов производства органических веществ.
    4.3.3. Контроль ресурсов и обеспечение качества продукции.
    4.3.4. Планирование и организация работы персонала производственного подразделения.
    4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.
    4.4.2. Ведение технологических процессов производства органических веществ.
    4.4.3. Контроль ресурсов и обеспечение качества продукции.
    4.4.4. Планирование и организация работы персонала производственного подразделения.
    4.4.5. Участие в реконструкции производств, модернизации технологий, экспериментальных и исследовательских работах.
    4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.
    ПК 1.1. Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим и остановке.
    ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.
    ПК 1.3. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса.
    ПК 1.4. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ.
    5.2.2. Ведение технологических процессов производства органических веществ.
    ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы.
    ПК 2.2. Поддерживать заданные параметры технологического процесса с помощью контрольно-измерительных приборов и результатов аналитического контроля.
    ПК 2.3. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда.
    ПК 2.4. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса.
    ПК 2.5. Соблюдать нормативы образования газовых выбросов, сточных вод и отходов производства.
    5.2.3. Контроль ресурсов и обеспечение качества продукции.
    ПК 3.1. Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов.
    ПК 3.2. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции.
    ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака.
    ПК 3.4. Принимать участие в разработке мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов.
    5.2.4. Планирование и организация работы персонала производственного подразделения.
    ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.
    ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.
    ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.
    ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.
    5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.4.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.
    ПК 1.1. Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим и остановке.
    ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.
    ПК 1.3. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса.
    ПК 1.4. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ.
    5.4.2. Ведение технологических процессов производства органических веществ.
    ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы.
    ПК 2.2. Поддерживать заданные параметры технологического процесса с помощью контрольно-измерительных приборов и результатов аналитического контроля.
    ПК 2.3. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда.
    ПК 2.4. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса.
    ПК 2.5. Соблюдать нормативы образования газовых выбросов, сточных вод и отходов производства.
    5.4.3. Контроль ресурсов и обеспечение качества продукции.
    ПК 3.1. Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов.
    ПК 3.2. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции.
    ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака.
    ПК 3.4. Принимать участие в разработке мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов.
    5.4.4. Планирование и организация работы персонала производственного подразделения.
    ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.
    ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.
    ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.
    ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.
    5.4.5. Участие в реконструкции производств, модернизации технологий, экспериментальных и исследовательских работах.
    ПК 5.1. Участвовать в реконструкции производств.
    ПК 5.2. Участвовать в разработке и испытании опытных партий продукции.
    ПК 5.3. Участвовать в экспертизе и внедрении новых технологических решений.
    ПК 5.4. Обрабатывать и анализировать результаты исследований и испытаний с применением аппаратно-программных средств.
    ПК 5.5. Участвовать в подготовке заявок на изобретения и патенты.
    5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1
ОК 4 - 8
ПК 4.1
 уметь:   
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;    
 знать:    
 основные категории и понятия философии;    
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1
ОК 4 - 8
ОК 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;    
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;    
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  172 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;   
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;    
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;    
 знать:    
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности    
 уметь: 344 172 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:    
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;    
 основы здорового образа жизни    
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 216 144   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 2 - 5
ОК 8
ОК 9
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.4
ПК 4.1
ПК 4.4
 уметь:   
 решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;    
 знать:    
 значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;    
 основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;    
 основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;    
 основы интегрального и дифференциального исчисления    
 уметь:   ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;   
 анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;    
 выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;    
 определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;    
 оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;    
 знать:    
 виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;    
 задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;     
 основные источники и масштабы образования отходов производства;     
 основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;     
 принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;     
 правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;     
 принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;     
 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды     
 уметь:   ЕН.03. Общая и неорганическая химия ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
 давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;   
 использовать лабораторную посуду и оборудование;    
 находить молекулярную формулу вещества;    
 применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;    
 применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;    
 проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;     
 составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;     
 составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов;     
 знать:     
 гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);     
 диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;     
 классификацию химических реакций и закономерности их проведения;     
 обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;     
 общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;