Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 316. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 483 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 162110 ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ"

Дата документа28.10.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15428
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. N 483

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 162110 ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 162110 Испытание летательных аппаратов.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. N 483

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 162110 ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 162110 Испытание летательных аппаратов всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Специалист по испытаниям летательных аппаратов 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по летным испытаниям, аэродинамическим и прочностным наземным испытаниям авиационных и космических изделий, экспериментальных авиационных объектов, их элементов и систем с применением опытного бортового и наземного измерительного оборудования; сбор технических характеристик и параметров испытываемого объекта (элементов и систем) в процессе испытаний с использованием микропроцессорной, вычислительной техники и автоматических систем.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    летательные аппараты;
    агрегаты, узлы, системы летательных аппаратов;
    техническая документация;
    технология испытаний;
    технологическое оборудование;
    записывающая и регистрирующая аппаратура и приборы;
    экспериментальные контрольно-измерительные системы;
    аэродинамические трубы, стенды, тренажеры;
    процессы управления (менеджмент в авиационно-космической отрасли);
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Производственно-технологическая деятельность в структуре подразделений организаций авиационной и космической промышленности.
    4.3.2. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника.
    4.3.3. Эксплуатационная деятельность по обслуживанию систем летательных аппаратов, оборудования и агрегатов.
    4.3.4. Организационно-управленческая деятельность в первичных звеньях управления.
    4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Специалист по испытаниям летательных аппаратов готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Производственно-технологическая деятельность в структуре подразделений организаций авиационной и космической промышленности.
    4.4.2. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника.
    4.4.3. Эксплуатационная деятельность по обслуживанию систем летательных аппаратов, оборудования и агрегатов.
    4.4.4. Организационно-управленческая деятельность в первичных звеньях управления.
    4.4.5. Анализ результатов испытаний и оценка состояния объекта с выработкой предложений.
    4.4.6. Опытно-экспериментальная деятельность по проверке и освоению объектов новой техники и технологии.
    4.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Производственно-технологическая деятельность в структуре подразделений предприятий авиационной и космической промышленности.
    ПК 1.1. Понимать и анализировать конструкторскую и технологическую документацию.
    ПК 1.2. Разрабатывать типовой технологический процесс.
    ПК 1.3. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации типового технологического процесса.
    ПК 1.4. Совершенствовать технологический процесс.
    5.2.2. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника.
    ПК 2.1. Понимать и анализировать техническую документацию на изготовление деталей и узлов средней сложности и оснастки.
    ПК 2.2. Выполнять необходимые типовые расчеты при реализации конструкторско-технологической деятельности.
    ПК 2.3. Разрабатывать рабочие чертежи деталей и узлов средней сложности в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).
    ПК 2.4. Определять показатели технического уровня деталей и узлов средней сложности.
    ПК 2.5. Применять информационные и компьютерные технологии при обеспечении жизненного цикла технической документации.
    5.2.3. Эксплуатационная деятельность по обслуживанию оборудования и агрегатов летательных аппаратов.
    ПК 3.1. Выполнять установку, проверку работоспособности и замену контрольно-записывающей аппаратуры (КЗА).
    ПК 3.2. Выполнять замену и ремонт узлов контрольно-записывающей аппаратуры.
    ПК 3.3. Определять и устранять дефекты в проводке системы бортовых измерений.
    ПК 3.4. Выполнять установку и снятие кассет на накопителях полетной информации.
    ПК 3.5. Принимать участие при оценке электромагнитной совместимости систем бортовых измерений с бортовым оборудованием летательного аппарата.
    ПК 3.6. Производить контроль специального оборудования на опытном летательном аппарате для обеспечения заводских и государственных испытаний.
    5.2.4. Организационно-управленческая деятельность в рамках структурного подразделения как первичного звена управления.
    ПК 4.1. Производить оперативное планирование и организацию производственных работ коллектива исполнителей.
    ПК 4.2. Обеспечивать безопасность труда на производственном участке и соблюдение технологической дисциплины.
    ПК 4.3. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации, необходимой для реализации инженерных и управленческих решений с применением информационных и компьютерных технологий.
    ПК 4.4. Проводить оценку экономической эффективности производственной деятельности участка.
    5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Специалист по испытаниям летательных аппаратов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Специалист по испытаниям летательных аппаратов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.4.1. Производственно-технологическая деятельность в структуре подразделений организаций авиационной и космической промышленности.
    ПК 1.1. Понимать и анализировать конструкторскую и технологическую документацию.
    ПК 1.2. Разрабатывать типовой технологический процесс.
    ПК 1.3. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации типового технологического процесса.
    ПК 1.4. Совершенствовать технологический процесс.
    5.4.2. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника.
    ПК 2.1. Понимать и анализировать техническую документацию на изготовление деталей и узлов средней сложности и оснастки.
    ПК 2.2. Выполнять необходимые типовые расчеты при реализации конструкторско-технологической деятельности.
    ПК 2.3. Разрабатывать рабочие чертежи деталей и узлов средней сложности в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).
    ПК 2.4. Определять показатели технического уровня деталей и узлов средней сложности.
    ПК 2.5. Применять информационные и компьютерные технологии при обеспечении жизненного цикла технической документации.
    5.4.3. Эксплуатационная деятельность по обслуживанию оборудования и агрегатов летательных аппаратов.
    ПК 3.1. Выполнять установку, проверку работоспособности и замену контрольно-записывающей аппаратуры (КЗА).
    ПК 3.2. Выполнять замену и ремонт узлов контрольно-записывающей аппаратуры.
    ПК 3.3. Определять и устранять дефекты в проводке системы бортовых измерений.
    ПК 3.4. Выполнять установку и снятие кассет на накопителях полетной информации.
    ПК 3.5. Принимать участие при оценке электромагнитной совместимости систем бортовых измерений с бортовым оборудованием летательного аппарата.
    ПК 3.6. Производить контроль специального оборудования на опытном летательном аппарате для обеспечения заводских и государственных испытаний.
    5.4.4. Организационно-управленческая деятельность в рамках структурного подразделения как первичного звена управления.
    ПК 4.1. Производить оперативное планирование и организацию производственных работ коллектива исполнителей.
    ПК 4.2. Обеспечивать безопасность труда на производственном участке и соблюдение технологической дисциплины.
    ПК 4.3. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации, необходимой для реализации инженерных и управленческих решений с применением информационных и компьютерных технологий.
    ПК 4.4. Проводить оценку экономической эффективности производственной деятельности участка.
    5.4.5. Анализ результатов испытаний и оценка состояния объекта с выработкой предложений.
    ПК 5.1. Проводить сравнительную оценку полученных значений параметров с нормируемыми и расчетными.
    ПК 5.2. Анализировать погрешности параметров летательных аппаратов, измеряемых при летных испытаниях (в объеме параметров системы бортовых измерений).
    ПК 5.3. Применять программы автоматизированной обработки результатов испытаний с использованием информационных и компьютерных технологий.
    ПК 5.4. Применять при анализе результатов летных испытаний методы математической статистики и теории вероятностей.
    5.4.6. Опытно-экспериментальная деятельность по проверке и освоению объектов новой техники и технологии.
    ПК 6.1. Осваивать новые методы анализа результатов летных, аэродинамических и прочностных испытаний и новые виды обработки информации для оценки летных технических возможностей авиационных комплексов.
    ПК 6.2. Осваивать новое оборудование, используемое при подготовке летательного аппарата и силовых установок к летным, аэродинамическим и прочностным испытаниям.
    ПК 6.3. Использовать программные пакеты "DeskSim" и "FlightSim" автоматизированных обучающих систем (АОС) для решения ряда задач динамики, систем управления, эргономики, подготовки и сопровождения летных испытаний и доводки летательных аппаратов, сбора информации для проектирования и создания современных систем управления самолетами нового поколения.
    5.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура", углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3888 2592  
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 762 508   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:    
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;    
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;    
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  206 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 412 206 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:   
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и    
 социальном развитии человека; основы здорового образа жизни     
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 165 110   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
 уметь:     
 использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения прикладных задач;     
 грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале;     
 пользоваться математическими формулами;     
 самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;     
 применять на практике технику вычислений, рационально сочетая точные и приближенные, устные и инструментальные вычисления;     
 применять алгебраические преобразования и функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, делать чертежи и рисунки, изображать схемы;     
 производить операции над матрицами и определителями;     
 решать системы линейных уравнений;     
 производить действия с векторами;     
 решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;     
 вычислять производные и дифференциалы, неопределенные и определенные интегралы;     
 исследовать на сходимость числовые ряды, разлагать элементарные функции в ряд Тейлора;     
 находить частные производные и дифференциалы функции двух переменных;     
 решать обыкновенные дифференциальные уравнения;     
 пользоваться основными понятиями теории комплексных чисел;     
 решать задачи, применяя численные методы;     
 знать:     
 основные понятия и методы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, дискретной математики, дифференциального исчисления, теории вероятностей и математической статистики, теории комплексных чисел и численных методах;     
 основные численные методы решения прикладных задач     
 уметь:   ЕН.02. Физика ОК 1 - 10
 описывать и объяснять следующие физические явления и свойства тел: движение тел; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;     
 отличать гипотезы от научных теорий;     
 делать выводы на основе экспериментальных данных;     
 классифицировать физические задачи и применять методы их решения;     
 оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;     
 приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий и позволяют проверить истинность теоретических выводов;     
 использовать сведения об измерениях, их специфичности в различных разделах естествознания и по обработке результатов этих измерений;     
 применять физическую теорию для объяснения известных явлений природы и научные факты, предсказывающие еще неизвестные явления;     
 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;     
 различных видов электромагнитных излучений для развития электроники, радио- и телекоммуникаций, квантовой физики, нанотехнологий;     
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств, содержащуюся в научно-популярных статьях и сети Интернет;     
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;     
 знать:     
 смысл следующих понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;