Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 477 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240105 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ"

Дата документа28.10.2009
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15677
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 28 октября 2009 г. N 477

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240105 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240105 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 октября 2009 г. N 477

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240105 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 240105 Химическая технология отделочного производства и обработки изделий всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
    

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

    

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-технолог 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: технологические процессы отделочного производства в текстильной промышленности.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    суровые хлопчатобумажные ткани и ткани из смеси волокон;
    технологические процессы отделочного производства текстильной промышленности;
    нормативная техническая документация;
    деятельность коллектива исполнителей.
    4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
    4.3.2. Ведение технологических процессов с обслуживанием и эксплуатацией технологического оборудования.
    4.3.3. Контроль качества сырья, процессов и продукции отделочного производства.
    4.3.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.
    4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе.
    ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 4. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 5. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 6. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 7. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
    ОК 8. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
    ОК 9. Быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний.
    ОК 10. Обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
    ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
    ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей и контролировать выполнение производственных заданий.
    ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.
    ПК 1.3. Проводить обучение персонала правилам безопасного выполнения работ.
    5.2.2. Ведение технологических процессов с обслуживанием и эксплуатацией технологического оборудования.
    ПК 2.1. Выбирать оптимальные технологические процессы, согласно ассортименту и назначению тканей.
    ПК 2.2. Оценивать соответствие технологии и оборудования производственному заданию.
    ПК 2.3. Участвовать в оценке экономической эффективности технологических процессов.
    ПК 2.4. Эффективно использовать химические материалы для снижения уровня загрязнения окружающей среды, экономии химических материалов.
    ПК 2.5. Контролировать работу и обеспечивать безопасную эксплуатацию основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, контрольно-измерительных приборов (КИП) и средств автоматизации.
    ПК 2.6. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.
    5.2.3. Контроль качества сырья, процессов и продукции отделочного производства.
    ПК 3.1. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех участках производства.
    ПК 3.2. Анализировать причины возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.
    ПК 3.3. Оценивать результаты контроля качества продукции.
    5.2.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.
    ПК 4.1. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.
    ПК 4.2. Участвовать в разработке и получении опытных образцов тканей.
    ПК 4.3. Участвовать в отработке оптимальных режимов обработки тканей на всех этапах отделочного производства.
    ПК 4.4. Участвовать в испытании технологического оборудования.
    5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 2

    

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ПК 2.1
 уметь:    
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;    
 знать:    
 основные категории и понятия философии;    
 роль философии в жизни человека и общества;    
 основы философского учения о бытии;    
 сущность процесса познания;    
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 11
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;    
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;    
 знать:    
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);    
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;    
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;    
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  172 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 9
ОК 11
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;   
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;    
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;    
 знать:    
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 344 172 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК 8
ОК 10
ОК 11