Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 959. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 24.11.2009 N 661 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151031 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)"

Дата документа24.11.2009
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2009 г. N 15596
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 24 ноября 2009 г. N 661

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151031 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
    
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 ноября 2009 г. N 661

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151031 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-механик 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник-механик 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, испытанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования; организация работы структурного подразделения.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    промышленное оборудование;
    материалы, инструменты, технологическая оснастка;
    технологические процессы ремонта, изготовления, восстановления и сборки узловых механизмов;
    конструкторская и технологическая документация;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Техник-механик готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования.
    4.3.2. Организация и выполнение работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    4.3.3. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
    4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший техник-механик готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Организация работ по монтажу, ремонту и пусконаладочным работам промышленного оборудования.
    4.4.2. Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    4.4.3. Организация производственной деятельности структурного подразделения и руководство им.
    4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования.
    ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
    ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
    ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
    ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
    ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
    5.2.2. Организация и выполнение работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
    ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
    ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
    ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    5.2.3. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
    ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
    ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
    ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
    ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
    5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.4.1. Организация работ по монтажу, ремонту и пусконаладочным работам промышленного оборудования.
    ПК 1.1. Организовывать и осуществлять монтаж и ремонт промышленного оборудования на основе современных методов.
    ПК 1.2. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
    ПК 1.3. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
    ПК 1.4. Производить пусконаладочные работы и испытания промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
    ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
    5.4.2. Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
    ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
    ПК 2.3. Организовывать работу по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
    ПК 2.4. Применять различные методы регулировки и наладки промышленного оборудования.
    ПК 2.5. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
    5.4.3. Организация производственной деятельности структурного подразделения и руководство им.
    ПК 3.1. Планировать работу структурных подразделений.
    ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений.
    ПК 3.3. Руководить работой структурных подразделений.
    ПК 3.4. Оценивать экономическую эффективность производственной деятельности участка при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
    5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 11
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
 уметь:    
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;    
 знать:    
 основные категории и понятия философии;    
 роль философии в жизни человека и общества;    
 основы философского учения о бытии;    
 сущность процесса познания;    
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1
ОК 3 - 11
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;    
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;    
 знать:    
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);    
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;