Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 427. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 05.11.2009 N 2255р "О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ"

Дата документа05.11.2009
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Инструкция · Порядок

    

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. N 2255р

 

О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

 
    В целях обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ОАО "РЖД":
    1. Ввести в действие с 30 ноября 2009 г. "Инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" (далее - Инструкция).
    2. Начальнику Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД" Верховых Г.В., первому заместителю генерального директора Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "РЖД" Никитину О.А., начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", начальникам региональных дирекций по обслуживанию пассажиров обеспечить:
    - изучение установленным порядком Инструкции работниками, связанными с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных и эксплуатационных предприятиях;
    - соблюдение требований Инструкции.
    3. Главному инженеру Федеральной пассажирской дирекции Казакову А.В. обеспечить тиражирование и рассылку Инструкции в причастные подразделения.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на главного инженера Федеральной пассажирской дирекции Казакова А.В.
 

Вице-президент ОАО "РЖД" -
генеральный директор Федеральной
пассажирской дирекции
М.П.АКУЛОВ

 
    
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
от 5 ноября 2009 г. N 2255р

 

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

ДЕПАРТАМЕНТ ПАССАЖИРСКИХ СООБЩЕНИЙ ОАО "РЖД"

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" ОАО "ВНИИЖТ"

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов", утвержденной МПС России от 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов, эксплуатируемых ОАО "РЖД".
    1.2. Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.
    Система пожарной безопасности должна:
    - исключать возникновение пожара;
    - обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара.
    1.3. Инструкция обязательна для всех работников ОАО "РЖД", связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.
    1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с ФГП ВО ЖДТ России (Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", далее по тексту - ведомственная пожарная охрана).
    1.5. Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.
    1.6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:
    1) начальников пассажирских поездов;
    2) поездных электромехаников;
    3) проводников пассажирских вагонов;
    4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;
    5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;
    6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов.
    1.7. Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    1.8. Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:
    1) знать и выполнять Правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
    2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;
    3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими.
    1.9. Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:
    1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;
    2) Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД";
    3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД";
    4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог.
    Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке.
    Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).
    1.10. Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", Приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645.
    Программы должны предусматривать изучение:
    1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;
    2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;
    3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;
    4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;
    5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;
    6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;
    7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.
    1.11. Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.
    1.12. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать "Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" N ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 N 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.
    Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов, представлен в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

N темы Наименование тем Часы
1 Введение. 1
2 Общие понятия о горении, пожаре. Классификация пожаров по природе горючего вещества. Основные показатели пожароопасных свойств веществ и материалов. 4
3 Возможные причины возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения. 1
4 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. 4
5 Действия при пожаре. 1
6 Требования пожарной безопасности к путям эвакуации. 1
7 Меры пожарной безопасности при техническом обслуживании, модернизации и ремонте вагонов. 2
8 Практическое занятие. 4
9 Зачет. 2
 Итого 20

 
    Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают:
    1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума;
    2) место проведения;
    3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий;
    4) перечень работников, работников, принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;
    5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа.
    1.13. Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы.
    Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.
    1.14. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности возлагается на лиц, обладающих правом проверки противопожарного состояния пассажирских поездов и вагонов, указанных в п. 1.9, а учет обучаемых - на лиц, назначаемых начальником вагонного депо (участка), резерва проводников, дирекций по обслуживанию пассажиров.
    1.15. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.
    1.16. Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.
 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

 
    2.1. Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:
    - нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;
    - установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;
    - отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;
    - наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;
    - неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;
    - нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;
    - перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;
    - подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;
    - слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.
    К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:
    - короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;
    - пониженный уровень электролита в аккумуляторах;
    - пониженная емкость аккумуляторной батареи;
    - пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
    - повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;
    - неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;
    - неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щеток и коллектора);
    - прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;
    - несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;
    - плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;
    - плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;
    - плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;
    - отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.
    2.2. Неисправность печной разделки:
    - отступления от требований норм на пожарную разделку вытяжных труб котлов отопления, печей и кипятильников.
    2.3. Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:
    - нарушения правил пользования отопительными установками - растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
    - хранения около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;
    - оставления без присмотра действующих кухонных плит вагонов- ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;
    - применения открытого огня для разморозки труб;
    - удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;
    - использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;
    - курения в неустановленных местах;