Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 926. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009 с изменениями, вступившими в силу с 28.12.2009) "ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа22.07.2005
Статус документаНе действует
МеткиЗакон
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
 

22 июля 2005 г. N 116-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

 

Принят
Государственной Думой
8 июля 2005 года

 

Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2005 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах

 
    1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.
    2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
 

Статья 2. Понятие особой экономической зоны

 
    Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
 

Статья 3. Цели создания особых экономических зон

 

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

 
    Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
 

Статья 4. Типы особых экономических зон

 
    1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
    1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
    2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
    3) туристско-рекреационные особые экономические зоны.
    (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
    4) портовые особые экономические зоны.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.
    (в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    3. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
    5. На территории особой экономической зоны не допускается:
    1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
    3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
    6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
    (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
 

Статья 5. Условия создания особых экономических зон

 
    1. Особые экономические зоны, за исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    2. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.
    3. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
    3.1. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    3.2. На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    4. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
    5. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
    6. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.
    (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
    7. На момент создания портовой особой экономической зоны на земельных участках, образующих портовую особую экономическую зону, могут быть расположены объекты инфраструктуры, которые находятся в государственной, муниципальной, частной собственности и которые используются при осуществлении портовой деятельности в соответствии с частью 2.2 статьи 10 настоящего Федерального закона либо деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
 

Глава 2. Создание и прекращение существования особых экономических зон

 

Статья 6. Создание и прекращение существования особых экономических зон

 
    1. Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
    1.1. В исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
    (в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    3. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    4. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:
    1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
    3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
    4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктур, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
    8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
    9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
    (в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    10) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
    (в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    11) иные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
    5. Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.
    6. Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    7. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
    1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
    8. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.
 

Глава 3. Управление особыми экономическими зонами

 

Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами

 
    1. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    2. По решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании или указанному в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона акционерному обществу с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Типовая форма соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, указанные в части 2 настоящей статьи, составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами (далее также - органы управления особыми экономическими зонами).
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    4. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет особой экономической зоны.
    (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
    5. В состав наблюдательного совета особой экономической зоны, как правило, входят представители уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, представители исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представители исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов особой экономической зоны и представители иных организаций, в том числе представители образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих деятельность в границах муниципального образования, на территории которого расположена особая экономическая зона. Состав наблюдательного совета особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    Часть 6. - Утратила силу.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
    7. Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным полномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
 

Статья 8. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

 

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

 
    1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
    1) осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;
    2) осуществляет ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
    3) выдает по требованиям резидентов особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;
    4) обобщает информацию о результатах функционирования особых экономических зон;
    5) осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;