Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 924. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ N 786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N 333, ФТС РФ N 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА"

Дата документа06.10.2006
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Инструкция · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. N 8437
    


 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 786

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 310

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 470

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 454

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
N 333

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
N 971

 

ПРИКАЗ
от 6 октября 2006 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА

 

(в ред. Приказа МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009)

 
    В целях совершенствования сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола приказываем:
    1. Утвердить согласованную с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Инструкцию по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (приложение).
    2. Признать утратившим силу Приказ МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России и ФПС России от 26 июня 2000 г. N 684/184/560/353/257/302 <*>.
    


    <*> Письмом Минюста России от 26.07.2000 N 6227-ЭР признан не нуждающимся в государственной регистрации.
 
    3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти по курируемым направлениям деятельности.
 

Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

 

Министр юстиции
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Российской Федерации
В.УСТИНОВ

 

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
генерал армии
Н.ПАТРУШЕВ

 

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Е.МУРОВ

 

Директор
Федеральной службы
Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков
генерал полиции
В.ЧЕРКЕСОВ

 

Руководитель
Федеральной таможенной службы
генерал-полковник
таможенной службы
А.БЕЛЬЯНИНОВ

 
 
 

Приложение
к Приказу МВД России,
Минюста России, ФСБ России,
ФСО России, ФСКН России, ФТС России
от 06.10.2006 N 786/310/470/454/333/971

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА

    

(в ред. Приказа МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009)

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящая Инструкция регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов (далее - взаимодействующие органы, если не оговорено иное) с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпол <*> и Генеральным секретариатом Интерпола <**>.
    


    <*> Далее - Интерпол.
    <**> Далее - Генеральный секретариат.
 
    2. Информационное обеспечение сотрудничества по линии Интерпола осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Устава, а также нормативных документов и рекомендаций Интерпола, Указа Президента Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола от 30 июля 1996 г. N 1113, Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 <*>, а также настоящей Инструкции.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4916.
 
    3. В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, взаимодействующие органы:
    используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета;
    вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;
    исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.
    4. Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола, Генеральным секретариатом осуществляют Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации <*>, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола <**> в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ.
    
    <*> Далее - НЦБ Интерпола.
    <**> Далее - филиалы.
 
    5. Информационное обеспечение сотрудничества по каналам Интерпола осуществляется в отношении уголовно наказуемых деяний, за исключением преступлений политического, военного, религиозного или расового характера.
    6. Деятельность НЦБ Интерпола и филиалов строится в соответствии с требованиями служебных стандартов, рекомендуемых Генеральной Ассамблеей Интерпола (приложение N 2).
    7. Обмен информацией между НЦБ Интерпола и его филиалами, с одной стороны, и взаимодействующими органами, с другой стороны, осуществляется путем направления запросов, сообщений и ответов <*> на русском языке.
    
    <*> Далее - документов, если иное прямо не указано в тексте.
 
    8. Обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на рабочих языках Интерпола (английский, французский, испанский).
    9. Документы, отправляемые в НЦБ Интерпола иностранных государств на основании запросов, полученных от взаимодействующих органов, в соответствии со служебными стандартами Интерпола классифицируются по степени срочности:
    "Urgent"/"Срочно";
    "Non-urgent"/"Не срочно".
    Основание установления той или иной степени срочности указывается в документе, направляемом в НЦБ Интерпола.
    10. Подготовленные и зарегистрированные в НЦБ Интерпола и филиалах документы отправляются по каналам связи телекоммуникационной сети Интерпола I-24/7 в пределах следующих временных интервалов:
    "Urgent"/"Срочно" - немедленно;
    "Non-urgent"/"Не срочно" - в течение 24 часов.
    11. НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запросов, полученных из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следующие сроки:
    "Urgent"/"Срочно" - в течение 24 часов;
    "Non-urgent"/"Не срочно" - возможно быстрее, но не свыше, чем в 30 суток.
    12. Решения и рекомендации Генеральной Ассамблеи Интерпола, Генерального секретариата доводятся до сведения взаимодействующих органов по направлениям деятельности письмами НЦБ Интерпола (циркулярами).
    13. При необходимости установления единого порядка реализации в Российской Федерации решений Генеральной Ассамблеи Интерпола НЦБ Интерпола вносит в установленном порядке в Министерство внутренних дел Российской Федерации предложения по разработке соответствующего нормативного правового акта.
    14. Запросы в правоохранительные органы иностранных государств на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории Российской Федерации, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.
    (в ред. Приказа МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009)
 

II. Порядок направления запросов, сообщений, следственных поручений и ответов по линии Интерпола, организация их обработки и исполнения

 
    15. Запросы, следственные поручения, сообщения и ответы структурные подразделения центральных аппаратов МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России и Государственной противопожарной службы, а также Генеральная прокуратура Российской Федерации, главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав и их заместители, старший судебный пристав Верховного Суда Российской Федерации направляют непосредственно в НЦБ Интерпола.
    16. В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола направляют документы:
    а) прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры;
    б) органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации, органы внутренних дел на транспорте и органы внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах;
    в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты);
    г) оперативное управление Федеральной службы охраны Российской Федерации;
    д) территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
    е) региональные таможенные управления и таможни;
    ж) территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний;
    з) главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;
    и) территориальные органы Государственной противопожарной службы.
    При отсутствии в МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации филиала НЦБ Интерпола документы направляются взаимодействующим органом в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федерального министерства или службы, в системе которого находится этот взаимодействующий орган.
    17. Документы, требующие немедленного реагирования, со степенью срочности "Urgent"/"Срочно", могут быть направлены непосредственно в НЦБ Интерпола, копии направляются в филиал.
    18. Филиалы, осуществляя информационное обеспечение сотрудничества региональных и территориальных подразделений взаимодействующих органов по линии Интерпола, в установленном порядке принимают запросы, проверяют их обоснованность, полноту и правильность оформления, при необходимости запрашивают дополнительную информацию, после чего готовят и направляют в установленном порядке запросы в НЦБ Интерпола для передачи правоохранительным органам иностранных государств.
    19. Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:
    по каналам единой сети электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ России);
    по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
    по сети почтовой связи Российской Федерации;
    по сети федеральной фельдъегерской связи.
    Обмен конфиденциальной информацией осуществляется в установленном порядке.
    20. Информационный обмен с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными нормативными документами Интерпола:
    по каналам телекоммуникационной сети Интерпола I-24/7 для обмена документами на рабочих языках Интерпола, изображениями фотографий и дактилоскопических карт, конфиденциальными документами, а также для обмена информацией со специализированным банком данных Генерального секретариата;
    по каналам единой сети электросвязи Российской Федерации;
    по сети международной почтовой связи;
    по дипломатическим каналам связи;
    по сети Интернет, в том числе для доступа к международным информационным ресурсам.
    21. Направляемые в НЦБ Интерпола документы должны быть оформлены взаимодействующими органами в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными актами Российской Федерации по вопросам делопроизводства, иметь установленный комплекс обязательных и дополнительных реквизитов, оговоренных в образцах оформления документов, представленных в приложениях к настоящей Инструкции (ссылочный номер, степень и обоснование срочности исполнения документа).
    Документы, направляемые по почте, оформляются только печатным способом.
    Информация, подлежащая передаче в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств, не должна содержать сведений, отнесенных к государственной тайне.
    22. Документы, направляемые в НЦБ Интерпола и филиалы, подписываются руководителями и другими уполномоченными должностными лицами взаимодействующих органов, а также органов, указанных в п. 16 настоящей Инструкции.
    Перечень должностных лиц, наделенных правом подписи документов, направляемых по каналам Интерпола, предоставляется в НЦБ Интерпола руководителями взаимодействующих органов.
    Документы, подписанные не уполномоченным на это должностным лицом, исполнению не подлежат.
    23. Фамилии, имена иностранных граждан, наименования юридических лиц, при наличии их написания на языке запрашиваемого государства или на одном из рабочих языков Интерпола, воспроизводятся в оригинале.
    24. Документы, поступившие в НЦБ Интерпола от негосударственных организаций и граждан, исполнению не подлежат, за исключением случаев, когда в этих документах сообщаются сведения об идентификации и/или местонахождении лиц, предметов, вещей и иных ценностей, находящихся в международном розыске.
    25. НЦБ Интерпола (начальник и его заместители) отказывают полностью или частично в удовлетворении запросов:
    а) не относящихся к компетенции Интерпола;
    б) связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;
    в) выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемого государства;
    г) если они оформлены в нарушение требований, указанных в пунктах 21, 22 настоящей Инструкции.
    26. Документы, поступающие в НЦБ Интерпола по каналам связи телекоммуникационной сети Интерпола I-24/7, круглосуточно принимаются и обрабатываются дежурной сменой сотрудников НЦБ Интерпола.
    Документы, поступающие по почте, принимаются секретариатом НЦБ Интерпола в установленном порядке и передаются на оперативную обработку дежурной смене <*>.
    


    <*> При оперативной обработке поступающих в НЦБ Интерпола документов осуществляется проверка наличия в банке данных НЦБ Интерпола информации о физических и юридических лицах, событиях и предметах, связанных с преступлениями, имеющими международный характер, подготовка соответствующей информации для постановки на учет и организация исполнения поступающих документов.
 
    27. При исполнении поступающих документов в НЦБ Интерпола формируется дело-подборка с материалами проверки по запросу. Каждому делу-подборке присваивается индивидуальный код, состоящий из порядкового номера дела, буквенного индекса запроса по кодификатору криминальной тематики документов, поступающих в НЦБ Интерпола (приложение N 3), цифрового кода исполнителя НЦБ Интерпола, а также цифр года производства (например: 1111/AG/10/2004).
    Данный код является сквозным для документов по переписке по запросу. Ссылка на исходящий номер документа и его индивидуальный код обязательна.
    28. Информация из поступающих в НЦБ Интерпола документов используется для формирования следующих банков данных:
    а) входящих и исходящих документов;
    б) физических лиц (подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в розыске и без вести пропавших, неизвестных лиц и неопознанных трупов, обнаруженных на территории Российской Федерации, подлежащих идентификации, потерпевших или свидетелей);
    в) похищенных и обнаруженных автомототранспортных средств;
    г) юридических лиц (в отношении которых имеется информация об их криминальном происхождении или причастности к преступлениям);
    д) утраченного и выявленного огнестрельного оружия;
    е) похищенных и утраченных дорожных, а также иных документов, удостоверяющих личность (загранпаспортов и т.п.);
    ж) похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность.
    29. Ответы, полученные от правоохранительных органов иностранных государств, НЦБ Интерпола направляет непосредственно или через свои филиалы взаимодействующим органам Российской Федерации - инициаторам запроса.
    30. Содержащаяся в международных запросах и сообщениях информация, полученная в процессе взаимодействия по линии Интерпола, предназначается только для использования в борьбе с преступностью. В целях обеспечения конфиденциальности, а также ограничения использования представленной информации документы, направляемые по каналам Интерпола, сопровождаются специальными отметками "For police use only"/"Только для использования правоохранительными органами" или "For police and judicial use only"/"Только для использования правоохранительными и судебными органами".
    31. НЦБ Интерпола и взаимодействующие органы обеспечивают защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения.
    32. Правоохранительный орган, предоставивший информацию по делам оперативного учета и проверочным материалам для формирования банка данных НЦБ Интерпола, должен уведомлять НЦБ Интерпола о возможности ее использования другим правоохранительным органом.
    33. Информация, поступившая по каналам Интерпола и находящаяся в НЦБ Интерпола, филиалах и взаимодействующих органах, может быть предана гласности только с разрешения ее владельца, предоставившего данную информацию, - Генерального секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств, правоохранительных органов иностранных государств и взаимодействующих органов Российской Федерации.
    (в ред. Приказа МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009)
    34. Ознакомление заинтересованных физических и юридических лиц с информацией, переданной по каналам Интерпола, осуществляется взаимодействующими органами в случаях, когда эти действия предписаны им инициатором запроса.
    35. НЦБ Интерпола, филиалы и взаимодействующие органы принимают все необходимые меры, чтобы информация, передаваемая в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств, была достоверной и своевременной.
 

III. Информационное обеспечение сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и терроризмом

 

Информационное обеспечение борьбы с организованной преступностью

 
    36. В целях осуществления скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, участвующих в деятельности преступных сообществ, банд, незаконных вооруженных формирований, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола через НЦБ Интерпола может быть использована разработанная Генеральным секретариатом специальная система международного обмена информацией.
    37. Для формирования базы данных Генерального секретариата о физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности международных преступных сообществ или организованных преступных групп, НЦБ Интерпола представляет в Генеральный секретариат: установочные и паспортные данные лица, сведения о других его именах и кличках, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты <*>, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, а также указывает, членом каких международных преступных сообществ или организованных групп является данное лицо.
    


    <*> Здесь и далее: дактилоскопические карты высылаются в том случае, если дактилоскопическая регистрация данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации.
 
    Для подготовки указанных сведений взаимодействующие органы и филиалы передают в НЦБ Интерпола сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности международных преступных сообществ (приложение N 4).
    38. Информация о лицах, участвующих в деятельности международных преступных сообществ, банд и незаконных вооруженных формирований, используется Генеральным секретариатом для издания специальных уведомлений.
    38.1. Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Государство, по чьей инициативе издается такое уведомление, может запросить в Генеральном секретариате и государствах - членах Интерпола имеющиеся сведения криминального характера о лице и иную информацию, которая может быть полезна в ходе расследования уголовного дела.
    Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать информацию о местонахождении лица, на которое оно издано.
    38.2. Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) может быть издано в отношении лица, проходящего по делу оперативного учета, когда отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. Уведомление издается лишь в том случае, если имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж.
    Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
    39. Если лицу предъявлено обвинение в совершении преступления, в НЦБ Интерпола передается копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также сообщается, избрана ли какая-либо мера пресечения. В том случае, если санкционирован арест (содержание под стражей) обвиняемого, в НЦБ Интерпола передается копия постановления об избрании этой меры пресечения - содержания под стражей.
    40. Для подготовки указанных в подпунктах 38.1 и 38.2 настоящей Инструкции уведомлений в НЦБ Интерпола передается сообщение об издании уведомления Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) (приложение N 5) или сообщение об издании уведомления Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) (приложение N 6).
 

Информационное обеспечение борьбы с международной террористической деятельностью

 
    41. Генеральный секретариат Интерпола и заинтересованные НЦБ государств - членов Интерпола информируются о преступлениях террористического характера, имеющих международную значимость, в случаях, если:
    а) цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
    б) совершение преступления начинается (планируется) в одном государстве, а завершается в другом;
    в) материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
    г) жертвы преступления являются гражданами иностранного государства или сотрудниками международной организации;
    д) ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации, либо предприятия с иностранным участием;
    е) преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к совершению преступлений террористического характера на территории других государств;
    ж) финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
    з) оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, используемые в деятельности террористической организации, произведены на территории иностранного государства;
    и) одно или несколько лиц, причастных к преступлению террористического характера, не являются гражданами государства, на территории которого оно совершено.
    42. Взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, имеющими международную значимость, осуществляется в трех режимах:
    а) в повседневной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера;
    б) при угрозе совершения преступлений террористического характера;
    в) при совершении преступлений террористического характера.
    43. В режиме повседневной деятельности взаимодействующими органами в пределах компетенции производится сбор, обобщение и анализ информации, касающейся террористических организаций и лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о намерениях совершить преступления террористического характера. Обобщенная информация направляется в НЦБ Интерпола для передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость.
    44. При получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера, имеющего международную значимость, заинтересованные взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола сообщение упреждающего характера для его передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств.
    45. Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе совершения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, на территории Российской Федерации передаются в заинтересованные взаимодействующие органы незамедлительно.
    46. Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сведения о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористического характера, в установленном порядке передаются в Главный информационно-аналитический центр МВД России для помещения в соответствующие централизованные учеты.
    47. В процессе раскрытия и расследования преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, взаимодействующие органы используют все имеющиеся возможности в целях проведения необходимых проверок, осуществления мероприятий по международному розыску лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении указанных преступлений, а также направления запросов в НЦБ Интерпола для их передачи в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств - членов Интерпола.
    48. В запросе о проведении проверки по преступлению террористического характера, имеющему международную значимость (приложение N 7), необходимо указывать:
    а) основания для проведения проверки (уголовное дело, дело оперативного учета или оперативная информация);
    б) обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
    в) полные установочные данные на физических лиц;
    г) названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);
    д) конкретные вопросы к правоохранительным органам иностранных государств, на которые предполагается получить ответы.
    49. Информация о потенциальной угрозе совершения террористического акта с использованием нетрадиционных видов оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также иных опасных материалов и веществ используется Генеральным секретариатом для издания специального уведомления с оранжевым углом (ORANGE NOTICE). В уведомлении передаются также изображения указанных предметов. Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (приложение N 8).
    50. При совершении преступления террористического характера, имеющего международную значимость, компетентные взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола или филиал краткое сообщение для его передачи в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.
    Краткое сообщение должно содержать следующую информацию:
    а) квалификация преступного деяния;
    б) место, время, дата и способ совершения преступления;
    в) количество пострадавших;
    г) размер ущерба, причиненного собственности, при возможности его оценку в денежном выражении (долларах США или евро);
    д) заявление (лица, группировок и организаций) о своей причастности к преступлению (при наличии).
    51. Если в ходе расследования преступления получена более детальная информация, в НЦБ Интерпола направляется соответствующее дополнительное сообщение, содержащее результаты криминалистических и иных исследований, полные установочные данные подозреваемых или обвиняемых, фотографии места совершения преступления (при наличии).
    52. Сообщение, касающееся лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористического характера, должно содержать следующую информацию:
    а) описание внешности;
    б) сведения о документах, удостоверяющих личность;
    в) фотографии, дактилоскопические карты и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
    г) роль лица (лиц) в совершенном преступлении;
    д) обвинения, предъявляемые лицу (лицам) в нарушении уголовного законодательства, и местопребывание обвиняемого;
    е) установленное или предполагаемое членство или принадлежность к террористической организации.
    53. Если в ходе расследования установлено, что преступление было совершено членами террористической организации, в НЦБ Интерпола направляется:
    а) полное наименование организации;
    б) история образования и деятельности организации;
    в) структура организации (даже если она установлена частично);
    г) руководители, участники организации и их пособники;
    д) наличие связей с другими организациями;
    е) организации и общества, используемые террористами для прикрытия преступной деятельности и своего легального места пребывания (общественно-политическая, благотворительная организация, фирма и т.п.);
    ж) точный текст заявления об ответственности за совершение преступления;
    з) способы связи и каналы транспортировки (оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств);
    и) причастность или отношение к другим видам преступной деятельности;
    к) источники финансирования организации;
    л) наиболее вероятные объекты нападения;
    м) источники материально-технической поддержки.
 

IV. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики и фальшивомонетничеством

 

Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики

 
    54. В процессе проверки зарегистрированных сообщений и иной информации о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, а также в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания или предварительного следствия по преступлениям экономической направленности через НЦБ Интерпола может быть получена следующая информация:
    а) официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;
    б) их юридический адрес, номер, дата регистрации;
    в) фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров);
    г) направление деятельности;
    д) размеры уставного капитала;
    е) сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.
    55. В отдельных случаях через НЦБ Интерпола возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, являющихся фигурантами дел оперативного учета, а также подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно предполагаемое местонахождение (регистрация) объектов собственности (страна, штат, регион, город, компания), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне <*>.
    


    <*> Получение указанных сведений и истребование копий финансово-хозяйственных и других коммерческих документов по каналам Интерпола зависит от добровольного согласия проверяемых лиц на предоставление документов и дачу объяснений.
 
    56. Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены от правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола только после рассмотрения соответствующим органом юстиции, прокуратуры или судом иностранного государства официального обращения (международного следственного поручения по уголовному делу) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, копия которого может быть передана по каналам Интерпола.
    57. Не подлежат исполнению в НЦБ Интерпола запросы взаимодействующих органов по делам административного, гражданского и арбитражного судопроизводства, касающиеся гражданско-правовых отношений (неисполнение договорных обязательств, погашение кредиторской задолженности, нарушение таможенных правил), если в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств эти деяния не содержат состава преступления.
    58. Основаниями для проверки по каналам Интерпола физических и юридических лиц в сфере экономики являются:
    а) наличие возбужденного уголовного дела;
    б) наличие дела оперативного учета;
    в) наличие зарегистрированного в установленном порядке проверочного материала по заявлению (сообщению) о преступлении или иной информации, содержащей признаки уголовно наказуемого деяния.
    59. Для получения информации о правонарушениях в сфере экономики и при наличии оснований, указанных в пункте 58 настоящей Инструкции, взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола и его филиалы соответствующие запросы о проверке юридических лиц за рубежом (приложение N 9) для передачи их по каналам Интерпола правоохранительным органам иностранных государств.
    60. В запросах необходимо указывать следующие сведения:
    а) основание для проверки с указанием номера уголовного дела, дела оперативного учета или регистрационного номера поступившего сообщения о преступлении, по которому проводится проверка в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
    б) обстоятельства совершения преступления (фабула) с указанием конкретного способа его совершения, места, времени, установочных данных на фигурантов и реквизитов юридических лиц, а также органа, проводящего расследование или проверку;
    в) установочные данные на физических лиц, проверяемых за рубежом, с указанием их причастности к совершению преступления, а также их имен на языке оригинала или в латинской транскрипции;
    г) реквизиты иностранных юридических лиц (государство регистрации, название фирмы на языке оригинала или в латинской транскрипции, ее адрес, телефон, другие реквизиты);
    д) конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы (в рамках компетенции Интерпола и правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола).
    61. В случае необходимости к запросам прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному запросу.
 

Информационное обеспечение борьбы с фальшивомонетничеством

 
    62. При обнаружении поддельных денежных знаков взаимодействующие органы через НЦБ Интерпола могут получить информацию об обстоятельствах изъятия других фальшивых банкнот, имеющих один источник происхождения с обнаруженными.
    В целях упорядочения обмена информацией с правоохранительными органами иностранных государств используется форма запроса/сообщения о факте обнаружения/изъятия фальшивых денежных знаков (приложение N 10).
    63. При обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств взаимодействующие органы в течение 3 суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-1/F факта изъятия фальшивых денежных знаков (приложение N 11) на каждую обнаруженную фальшивую банкноту.
    В приложение к направляемой в НЦБ Интерпола форме запрещается прилагать черно-белые фотографии поддельных банкнот, копии банкнот с порнографией, рекламу с репродукциями банкнот, репродукции банкнот несуществующих стран. Прилагаются только цветные репродукции (копии) поддельных банкнот, изготовленных с помощью клише и/или цветных фотокопировальных аппаратов.
    64. На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой новой подделке присваивается индекс (индикатив).
    Для традиционной (офсетной) печати: индикатив состоит из индекса валюты страны (12A - США, 2G - Великобритания, 11A - Германия, 1E - евро и т.д.) и номера в возрастающем порядке (например, 12A2436);
    а) для комбинаций с офсетом: поддельные банкноты, изготовленные с использованием комбинированных технологий, при которых какая-либо часть самой банкноты либо элементов защиты была изготовлена офсетным способом, будут иметь индикативный номер для офсетной печати;
    б) для иных комбинаций: при использовании комбинированных способов изготовления фальшивых банкнот индикативный номер подделки будет определяться той технологией, которая была применена на лицевой стороне банкноты;
    в) для цветного копирования (RC): банкноты, изготовленные путем использования цветокопировальных машин и компьютеров, будут иметь индикатив, состоящий из индекса валюты страны, способа изготовления (RCT в случае применения принтера с тонером и RCI в случае использования струйного принтера), а также достоинства банкноты (например, 12ARCT100 или 12 ARCI 100).
    65. В случае задержания иностранного гражданина по подозрению в совершении преступления, связанного с подделкой денежных знаков или их сбытом, в НЦБ Интерпола направляется запрос с указанием установочных данных на лицо для проверки по криминальным учетам Генерального секретариата и государства его проживания, а также о наличии имеющейся информации о других лицах, причастных к изготовлению или сбыту аналогичных поддельных денежных знаков.
    66. В запросах в НЦБ Интерпола о преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, необходимо указывать:
    а) фамилию, имя, отчество и полную дату рождения подозреваемого, обвиняемого, осужденного или ранее судимого лица, причастного к фальшивомонетничеству;
    б) его гражданство и место жительства;
    в) данные документов, удостоверяющих личность (паспорта, водительского удостоверения);
    г) обстоятельства, которыми вызвана необходимость обращения в НЦБ Интерпола;
    д) перечень мероприятий, которые следует осуществить.
    67. При обнаружении нелегального производства по изготовлению фальшивых денежных знаков иностранных государств, печатных, литейных форм взаимодействующие органы в течение трех суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-2/F факта обнаружения типографии, печатных и литейных форм (приложение N 12).
    68. НЦБ Интерпола информирует заинтересованные взаимодействующие органы обо всех фактах задержания фальшивомонетчиков и обнаружения фальшивых денежных знаков Российской Федерации, полученных от правоохранительных органов иностранных государств и Генерального секретариата.
 

V. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами

 
    69. НЦБ Интерпола в установленном МВД России порядке направляет поступающие сведения о разыскиваемых в иностранных государствах - членах Интерпола автомототранспортных средствах <*> для постановки на централизованный учет разыскиваемых транспортных средств ГИАЦ МВД России.
    


    <*> Далее - АМТС.
 
    70. Сведения, поступающие из ГИАЦ МВД России, о похищенных на территории Российской Федерации АМТС передаются в НЦБ Интерпола для постановки на учет в международный банк данных Генерального Секретариата Интерпола.
    71. По каналам Интерпола взаимодействующие органы имеют возможность:
    а) запросить информацию о лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой АМТС;
    б) запросить сведения о владельце АМТС, зарегистрированного за рубежом;
    в) запросить информацию о дате и месте постановки АМТС на учет или его снятии с учета;
    г) проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта иностранных государств, получить подтверждение розыска, информацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях в отношении возврата похищенного АМТС;
    д) запросить НЦБ Интерпола соответствующего государства об идентификации АМТС иностранного производства или номерных знаков;
    е) проверить подлинность документов, представленных на АМТС;
    ж) объявить в международный розыск в иностранных государствах - членах Интерпола АМТС, похищенное на территории Российской Федерации.
    72. Основаниями для получения необходимой информации от НЦБ Интерпола иностранных государств являются:
    а) установление в результате проверки по централизованному учету разыскиваемых транспортных средств ГИАЦ МВД России либо по базе данных АИПС "Розыск" Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России факта нахождения АМТС в международном розыске;
    б) материалы уголовных дел, дел оперативного учета, материалы проверок, свидетельствующие об использовании регистрационных знаков иностранных государств с целью совершения преступлений на территории Российской Федерации;
    в) обнаружение подделки документов, представленных на АМТС, ввезенное из иностранного государства;
    г) установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров АМТС иностранного производства;
    д) выявление расхождений номеров узлов и агрегатов АМТС, приобретенных гражданами Российской Федерации в иностранном государстве, с записями в таможенных документах, свидетельствах о регистрации транспортного средства, договорах купли-продажи и иных документах.
    73. Полное совпадение идентификационного номера обнаруженного АМТС с номером, состоящим на централизованном учете ГИАЦ МВД России или АИПС "Розыск" ДОБДД МВД России по базе данных транспортных средств, разыскиваемых по каналам Интерпола, является основанием для проведения проверки в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
    Проверка проводится с целью установления в действиях лица, переместившего через таможенную границу Российской Федерации похищенное за рубежом АМТС, признаков контрабанды (ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации), использования при первичной государственной регистрации этого АМТС заведомо подложного документа о своем праве собственности на него (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также последующего сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации).
    Процессуальные действия по проверке лица (лиц) на причастность к похищению за рубежом АМТС, обнаруженного в Российской Федерации, осуществляются лишь на основании соответствующего запроса (международного следственного поручения) компетентного органа иностранного государства - инициатора розыска АМТС.
    74. О выявлении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в НЦБ Интерпола или его филиал в 3-дневный срок направляется уведомление об обнаружении АМТС, содержащее перечень необходимых сведений для информирования правоохранительных органов государства - инициатора розыска (приложение N 13).
    При отсутствии филиала сообщение об обнаружении АМТС направляется непосредственно в НЦБ Интерпола.
    Материал процессуальной проверки по факту обнаружения АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в НЦБ Интерпола не направляется, а представляются лишь сведения о ее результатах и принятом по ним процессуальном решении.
    75. Сообщения об обнаружении АМТС, объявленных в международный розыск, и запросы об их проверке, оформленные взаимодействующими органами с нарушением требований настоящей Инструкции, возвращаются представившим эти документы руководителям взаимодействующих органов для устранения недостатков в 3-дневный срок.
    76. НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска об обнаружении АМТС, запрашивает подтверждение розыска, обстоятельства похищения, данные потерпевшего владельца и намерения в отношении возврата и разъясняет в случае необходимости существующий в Российской Федерации порядок разрешения вопроса о возврате похищенной собственности.
    Вопросы, непосредственно связанные с возвратом АМТС, в компетенцию НЦБ Интерпола не входят.
 

VI. Информационное обеспечение борьбы с посягательствами на предметы, имеющие культурную ценность

 
    77. В процессе расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, взаимодействующие органы могут получить через НЦБ Интерпола следующую информацию:
    а) о культурных ценностях, находящихся в международном розыске;
    б) о культурных ценностях, выставляемых на зарубежные аукционы, если имеются сведения о том, что они похищены и незаконно вывезены с территории Российской Федерации.
    78. При наличии сведений о вывозе за рубеж культурных ценностей, похищенных на территории Российской Федерации, или при необходимости проверки культурных ценностей, обнаруженных на территории Российской Федерации, на предмет их похищения в другом государстве на каждый предмет заполняется формуляр "Хищение/обнаружение культурных ценностей" (приложение N 14), который направляется в НЦБ Интерпола.
    79. При обнаружении предметов, объявленных в международный розыск по инициативе взаимодействующих органов, в НЦБ Интерпола в обязательном порядке направляется уведомление о прекращении розыска, в котором указываются:
    а) дата, место и обстоятельства обнаружения предмета, способ его сокрытия, имеющиеся повреждения;
    б) полные установочные данные лиц, причастных к хищению данного предмета, наличие у них судимостей либо другой информации криминального характера;
    в) сведения о предъявлении обвинения либо вынесенных судебных решениях в отношении лиц, причастных к хищению.