Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 N 793 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 161000 АЭРОНАВИГАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")"

Дата документа22.12.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16208
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2009 г. N 793

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 161000 АЭРОНАВИГАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
    
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 22 декабря 2009 г. N 793

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 161000 АЭРОНАВИГАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 161000 Аэронавигация образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    ВПО - высшее профессиональное образование;
    ООП - основная образовательная программа;
    ОК - общекультурные компетенции;
    ПК - профессиональные компетенции;
    УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
    ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
    высшего профессионального образования.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 
    Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
    


    <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
 
 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

 

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
код в соответствии с принятой классификацией ООП наименование
ООП бакалавриата 62 бакалавр 4 года 240 <*>

 
    


    <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
 
    Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация включает:
    организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов;
    организацию использования воздушного пространства;
    организацию и обслуживание воздушного движения;
    организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ;
    обеспечение безопасности полетов воздушных судов и (или) авиационной безопасности.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация являются:
    воздушные суда; процессы, методы и средства эксплуатации воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, пилотажно-навигационные комплексы, бортовые навигационные системы и оборудование; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания полетов воздушных судов;
    объекты единой системы организации воздушного движения; процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения, включая эксплуатацию автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения; процессы, методы и средства организации и проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;
    аэродромы и аэропорты; авиационные предприятия и эксплуатанты; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ; системы управления технологическими процессами;
    процессы, методы и средства обеспечения безопасности полетов воздушных судов и организации оперативного контроля за производством полетов, включая эксплуатацию технических и иных средств, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов;
    процессы, методы и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, включая эксплуатацию электронных средств обеспечения авиационной безопасности.
    4.3. Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
    эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность;
    организационно-управленческая деятельность;
    производственно-технологическая деятельность;
    научно-исследовательская деятельность;
    учебно-тренировочная и методическая деятельность.
    Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
    4.4. Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
    эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:
    эксплуатация воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, бортовое аварийно-спасательное оборудование, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
    эксплуатация пилотажно-навигационных комплексов, бортовых систем связи, навигационных систем и оборудования;
    эксплуатация объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации;
    эксплуатация автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения;
    определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого оборудования;
    выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
    настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;
    проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
    приемка и освоение вводимого оборудования;
    составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации;
    выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов;
    обслуживание воздушного движения;
    обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ;
    обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
    планирование полетов воздушных судов, подготовка рабочих планов полета и планов полетов для целей обслуживания воздушного движения;
    выполнение работ по информационному обслуживанию эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организации воздушного движения, аэронавигационного обслуживания полетов и использования воздушного пространства с помощью средств вычислительной техники;
    проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ; организация и обеспечение работы с клиентурой;
    организационно-управленческая деятельность:
    организация работы малых коллективов исполнителей;
    участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
    выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
    разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
    подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
    участие в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства, обеспечению авиационной безопасности и качества работ и услуг;
    производственно-технологическая деятельность:
    организация и эффективное осуществление входного контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг;
    эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;
    проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг;
    участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;
    метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества;
    обеспечение экологической безопасности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
    обслуживание технологического оборудования;
    выполнение поисковых и аварийно-спасательных работ;
    участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов;
    выполнение работ по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала;
    научно-исследовательская деятельность:
    проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
    участие в выполнении эксперимента, проведение наблюдений и измерений, составление их описания и формулировка выводов;
    участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области аэронавигации;
    информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
    изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
    изучение технических данных, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники;
    проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований;
    подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
    составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
    участие в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с эксплуатацией воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием полетов воздушных судов, организацией использования воздушного пространства, организацией и обслуживанием воздушного движения, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и авиационных работ;
    учебно-тренировочная и методическая деятельность:
    участие в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями;
    участие в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала;
    участие в проведении тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения;
    участие в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, переподготовки на новые типы воздушных судов и современные автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска к работе.
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 
    5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
    владеть культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1);
    способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2);
    способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
    уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);
    готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);
    способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);
    обладать креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7);
    стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);
    уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);
    осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-10);
    способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11);
    способностью понимать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-12);
    владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
    владеть культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-14);
    понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-15);
    владеть приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-16);
    способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-17);
    готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-18);
    готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-19);
    способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-20);
    способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-21);
    способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-22);
    способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-23);
    способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-24);