Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ ФСИН РФ от 31.10.2009 N 313-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОГОВОРОВ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОННИМИ ПАРТНЕРАМИ"

Дата документа31.10.2009
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2009 г. N 313-р

 
    В соответствии со статьями 17, 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и в целях совершенствования организации работы по привлечению осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных вне территорий учреждений, исполняющих наказания, обязываю:
    1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами.
    2. Начальников территориальных органов ФСИН России довести до учреждений, исполняющих наказания, данное распоряжение и обеспечить организацию работы по привлечению к труду на объектах организаций, расположенных вне территорий учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с Методическими рекомендациями.
    3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя директора ФСИН России, курирующего производственную деятельность уголовно-исполнительной системы.
 

Директор
А.А.РЕЙМЕР

 
 
 

Приложение
к распоряжению ФСИН России
от 31 октября 2009 г. N 313-р

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОГОВОРОВ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОННИМИ ПАРТНЕРАМИ

 

Общие положения

 
    Правовой основой для привлечения осужденных к оплачиваемому труду на объектах любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, являются положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 3 статьи 17, 21). В соответствии со статьей 21 привлечение осужденных к труду на объектах любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. В договоре (контракте) обязательно предусматриваются:
    - количество осужденных, выводимых на эти объекты;
    - заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;
    - специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организации;
    - имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями;
    - обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
    Договор о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных (приложение N 1) призван трудоустроить не занятых на собственном производстве осужденных в колониях-поселениях.
    Он получил свое закрепление в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) "Возмездное оказание услуг".
    По договору оказания услуг исполнитель (учреждение УИС (далее - учреждение)) обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, не оставляющую материального результата в данном случае, - подобрать и предоставить стороннему партнеру рабочих из числа осужденных для привлечения их к оплачиваемому труду на территории стороннего партнера. Всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. Таким образом, при оказании услуги "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие.
    Следовательно, существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются стороны, которыми выступают исполнитель (учреждение) и заказчик (сторонний партнер) (далее - общество), предмет договора, цена договора, а также ответственность сторон. Отсутствие данных существенных условий влечет недействительность договора.
    Договорные отношения в данной сфере имеют ряд особенностей. Это, прежде всего, то, что уголовно-исполнительное законодательство неизменно оказывает влияние на свободу договора и ограничивает возможности сторон в выборе вариантов поведения. Среди ограничений можно назвать следующие: перевод осужденного в другое исправительное учреждение или следственный изолятор, досрочное освобождение осужденного не позволяет включить его в число лиц, выводимых на работу. В случае нарушения требований водворение осужденного в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, в дисциплинарный изолятор или в штрафной изолятор без права на участие в труде. Это может оказать неблагоприятное воздействие на договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных. Кроме того, необходима специальная изоляция рабочих мест и предоставление специальных мест для охраны. Все это должно быть учтено при заключении договора.
 

Основные разделы договора и порядок их заполнения

 
    Преамбула договора. В преамбуле договора указываются наименование сторон, фамилия, имя и отчество руководителей учреждения и общества, основания их действий.
 
    Раздел 1. Предмет договора. По договору возмездного оказания услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных одна сторона (исполнитель (учреждение)) обязуется по заданию другой стороны (заказчика (стороннего партнера)) подобрать и предоставить рабочих из числа осужденных для привлечения их к оплачиваемому труду на территории заказчика. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечить трудовую занятость осужденных и выплатить им заработную плату с соответствующими начислениями. Заработная плата в месяц устанавливается в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами и должна быть не ниже уровня, установленного статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В настоящий момент минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4 330 рублей.
    В соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) общество обязано перечислить учреждению единый социальный налог (далее - ЕСН) в размере 26,2% от фонда оплаты труда. Учреждение осуществляет отчисления в соответствующие фонды.
    За подбор рабочей силы учреждение производит начисление обществу в определенном размере. Следует отметить, что размер данного вознаграждения может быть фиксированным для всех обществ, а может определяться на основании достигнутых договоренностей, т.е. индивидуально для каждого конкретного общества. Однако он не может быть ниже себестоимости, определяемой на основе калькуляции. Как правило, данные начисления пропорциональны количеству дней в месяце, отработанных одним осужденным.
    На все суммы учреждение производит начисление налога на добавленную стоимость (далее - НДС) согласно главе 21 НК Российской Федерации в размере 18%. Однако если учреждение попадает под действие статьи 145 НК Российской Федерации "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика", имеет смысл разделить данный договор на 2 разных договора: договор возмездного оказания услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных (приложение N 2) и договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных (приложение N 3).
    Представителю и руководству общества необходимо знать пункт 18 ст. 255 НК Российской Федерации, который гласит, что в расходы налогоплательщика при исчислении налога на прибыль входят: "суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями".
    Важно отметить, что в п. 1.1 договора (приложение N 1) количество осужденных, предоставляемых учреждением обществу, указано не в точном количестве, а до определенного значения, например: до 15 человек. Указание этого значения в точном количестве может вызвать затруднения в исполнении договора, в связи с небольшими сроками отбывания наказания лиц, содержащихся в колониях-поселениях.
 
    Раздел 2. Обязательства сторон делятся на 2 части: обязательства учреждения и обязательства общества (приложение N 1). Для договора о предоставлении рабочей силы из числа осужденных существуют одни обязанности (приложение N 3), а для договора возмездного оказания услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных - другие обязанности (приложение N 2).
    В договоре о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных (приложение N 1) отражаются обязательства учреждения по подбору и предоставлению рабочей силы на основании заявки общества, контролю за соблюдением режима осужденными, содействию обществу в выполнении норм выработки и увеличении производительности труда, участию в расследовании причин несчастных случаев.
    Обязательства общества сводятся к:
    - предоставлению учреждению информации о требованиях к осужденным;
    - эффективному использованию осужденных, недопущении необоснованных простоев;
    - предоставлению осужденным необходимых средств труда;
    - предоставлению автотранспорта для перевозки осужденных к месту работы и обратно;
    - необходимости получения письменного разрешения руководства учреждения при перемещении осужденных на участки, отличные от указанных в договоре;
    - обеспечению осужденных питанием. Условия организации питанием осужденных оговариваются дополнительным соглашением сторон;
    - обеспечению безопасных условий труда и уровня производственной санитарии согласно требованиям раздела 10 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации);
    - организации труда осужденного с учетом его специальности и квалификации. Проведению инструктажей по технике безопасности и охране труда;
    - осуществлению стажировки осужденного и его обучению безопасным приемам труда;
    - расследованию несчастных случаев на производстве, ведению их учета и отправке учреждению актов по форме Н-1 (в соответствии со статьей 229 ТК Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве", Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г.