Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 25.02.2010 N 139 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210112 ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА"

Дата документа25.02.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2010 г. N 16615
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 25 февраля 2010 г. N 139

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210112 ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 210112 Электронные приборы и устройства и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 25 февраля 2010 г. N 139

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210112 ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 210112 Электронные приборы и устройства всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

    

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Специалист по электронным приборам и устройствам 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, регулировке, техническому обслуживанию и ремонту электронных приборов и устройств.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    узлы и функциональные блоки изделий электронных приборов и устройств;
    электрорадиоматериалы и компоненты;
    технологические процессы по монтажу, регулировке, ремонту электронных приборов и устройств;
    контрольно-измерительная аппаратура;
    технологическое оборудование для проведения сборочно-монтажных работ;
    техническая документация;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств.
    4.3.2. Выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств.
    4.3.3. Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств.
    4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Специалист по электронным приборам и устройствам готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств.
    4.4.2. Выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств.
    4.4.3. Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств.
    4.4.4. Участие в разработке электронных приборов и устройств.
    4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств.
    ПК 1.1. Использовать технологии сборки электронных приборов и устройств.
    ПК 1.2. Использовать технологии монтажа электронных приборов и устройств.
    ПК 1.3. Использовать технологии демонтажа электронных приборов и устройств.
    5.2.2. Выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств.
    ПК 2.1. Анализировать электрические схемы электронных приборов и устройств.
    ПК 2.2. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний электронных приборов и устройств.
    ПК 2.3. Настраивать и регулировать электронные приборы и устройства.
    ПК 2.4. Проводить испытания электронных приборов и устройств.
    5.2.3. Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств.
    ПК 3.1. Эксплуатировать электронные приборы и устройства.
    ПК 3.2. Составлять алгоритмы диагностирования электронных приборов и устройств.
    ПК 3.3. Производить ремонт электронных приборов и устройств.
    5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Специалист по электронным приборам и устройствам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Специалист по электронным приборам и устройствам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
    5.4.1. Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств.
    ПК 1.1. Использовать технологии сборки электронных приборов и устройств.
    ПК 1.2. Использовать технологии монтажа электронных приборов и устройств.
    ПК 1.3. Использовать технологии демонтажа электронных приборов и устройств.
    5.4.2. Выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств.
    ПК 2.1. Анализировать электрические схемы электронных приборов и устройств.
    ПК 2.2. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний электронных приборов и устройств.
    ПК 2.3. Настраивать и регулировать электронные приборы и устройства.
    ПК 2.4. Проводить испытания электронных приборов и устройств.
    5.4.3. Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств.
    ПК 3.1. Эксплуатировать электронные приборы и устройства.
    ПК 3.2. Составлять алгоритмы диагностирования электронных приборов и устройств.
    ПК 3.3. Производить ремонт электронных приборов и устройств.
    5.4.4. Участие в разработке электронных приборов и устройств.
    ПК 4.1. Участвовать в разработке проектно-конструкторской и технологической документации электронных приборов и устройств.
    ПК 4.2. Составлять электрические схемы и рассчитывать параметры электронных приборов и устройств в соответствии с техническим заданием.
    ПК 4.3. Применять специализированное программное обеспечение при выполнении технического задания.
    ПК 4.4. Осуществлять поиск и анализ причин брака, проводить мероприятия по их устранению.
    5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  172 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 344 172 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:    
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;    
 основы здорового образа жизни    
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 222 148   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 2.1 - 2.4
 уметь:    
 применять математические методы для решения профессиональных задач;    
 использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;    
 знать:    
 основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;    
 численные методы решения прикладных задач    
 уметь:   ЕН.02. Физика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 рассчитывать электрические цепи;    
 пользоваться измерительной аппаратурой при исследовании влияния и взаимодействия полей;    
 строить графики физических процессов;