Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа31.10.2008
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стратегия

    

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 248

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 482

 

ПРИКАЗ
от 31 октября 2008 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 
 
    С целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства, обеспечения экологической безопасности, стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса и в соответствии с пунктом 2 протокола заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 1 приказываем:
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
    2. Определить ответственными за реализацию Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года Департамент лесной и легкой промышленности Минпромторга России (М.Ю. Клинов) и Департамент лесного хозяйства Минсельхоза России (А.В. Панфилов).
    3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляем за собой.
 

Министр
промышленности и торговли
Российской Федерации
В.Б.ХРИСТЕНКО

    

Министр
сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минпромторга России
и Минсельхоза России
от 31 октября 2008 г. N 248/482

 
 

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (протоколы совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. N ВЗ-П9-41пр, протокол заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. N 1).
    При разработке Стратегии использованы:
    - основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008 - 2010 гг.;
    - исходные условия для формирования вариантов развития экономики до 2020 года Минэкономразвития России (октябрь 2007 и март 2008 гг.);
    - основные направления развития лесной промышленности, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 1540-р;
    - Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 69-р;
    - Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.;
    - Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.;
    - региональные Программы развития лесного комплекса на перспективный период.
    Стратегия:
    - определяет приоритетные направления развития лесного комплекса в части заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации;
    - служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнерства в лесном комплексе;
    - обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса в долгосрочной перспективе;
    - служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации.
    Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, включая:
    - устранение структурных ограничений экономического роста;
    - содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
    - социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.
    В Стратегии учтены важнейшие законодательные и нормативные правовые акты, определяющие политику государства в лесном комплексе на длительную перспективу:
    - Лесной кодекс Российской Федерации;
    - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 75, утвердившее график поэтапного повышения ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы и другие официальные документы, регулирующие таможенно-тарифную политику в лесном комплексе;
    - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", определившее механизмы привлечения инвестиций в лесопереработку.
    Концепция Стратегии рассмотрена и одобрена на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации от 16 апреля 2008 г., протокол N 7.
 

1. МЕСТО И РОЛЬ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 
    Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
    Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской Федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.
    Продукция лесного комплекса широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Объемы производства и потребления мебели и бумажно-картонной продукции оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества.
    Воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятий, расположенных во всех регионах страны. В 45 субъектах Российской Федерации производство лесобумажной продукции составляет от 10 до 50 процентов от общих объемов промышленной продукции этих регионов. На предприятиях и в организациях лесного комплекса занято более одного миллиона работающих. Состав лесного комплекса по видам экономической деятельности представлен на рис. 1.
 

 

Рис. 1. Состав лесного комплекса по видам экономической деятельности Российской Федерации

 
    Доля лесного комплекса в ВВП страны составила в 2007 г. 1,3%, в объеме отгруженной продукции - 4,7%, в численности работающих в промышленности - 3,2%, экспорте - 3,2%.
    Объемы и динамика производства основных видов лесобумажной продукции в Российской Федерации за 1990 - 2007 гг. представлены в табл. 1.
 
 

Таблица 1

 

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Наименование 1990 1998 2000 2005 2007 2007 в % к 1990
Заготовка древесины, млн. куб. м 303,8 130,2 167,9 185,0 207,0 68,1
Пиломатериалы, млн. куб. м 75,0 18,6 20,0 22,0 23,2 30,9
Фанера, млн. куб. м 1,6 1,1 1,5 2,6 2,8 175,0
Древесно-стружечные плиты, млн. куб. м 5,6 1,6 2,3 3,8 5,3 94,6
Древесно-волокнистые плиты, млн. куб. м 1,5 0,6 0,9 1,3 1,6 106,7
Бумага и картон, млн. т 8,3 3,6 5,3 7,1 7,6 91,6

 
    Как видно из представленных данных объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесно-стружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в 2007 г. ниже уровня 1990 г.
    Деятельность лесного хозяйства в последние годы характеризовалась следующими показателями выполнения работ по лесовосстановлению (табл. 2).
 
 

Таблица 2

 

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ

 

(тыс. га)

 

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
Вырублено лесов (сплошные рубки) 708,9 721,2 737,5 755,1 757,0
Лесовосстановительные работы 834,1 796,7 812,2 877,3 872,0

 
    Мировой лесной сектор за рассматриваемый период развивался более высокими темпами (табл. 3).
 
 

Таблица 3

 

ОБЪЕМЫ МИРОВОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА 1990 - 2007 ГГ. (БЕЗ УЧЕТА РОССИИ)

    

Показатели 1990 1998 2005 2007 2007 в % к 1990
Заготовка древесины, млн. куб. м 3147,2 3129,2 3316,2 3400,0 108,0
Пиломатериалы, млн. куб. м 430,7 358,0 406,0 410,0 95,2
Фанера, млн. куб. м 46,2 49,0 66,4 74,1 160,8
Древесно-стружечные плиты, млн. куб. м 44,8 70,9 95,7 106,3 237,3
Древесно-волокнистые плиты, млн. куб. м 18,7 27,1 55,6 67,5 361,0
Бумага и картон, млн. т 230,7 298,1 347,1 365,1 158,2

 
    За период 1990 - 2007 гг. в мире наиболее высокими темпами развивались производства по химико-механической и химической переработке древесины, в то время как в Российской Федерации по причине недостатка собственных мощностей по глубокой переработке древесины объем производства бумаги и картона находится на уровне 1980 г.
    О низком уровне современного состояния отечественной целлюлозно-бумажной промышленности свидетельствуют и сравнительные данные об объемах производства бумаги и картона развитых лесопромышленных стран мира и запасах леса в этих странах (рис. 2).
 

 
 

 

Рис. 2. Сравнительные показатели запасов леса и производства бумаги и картона по странам мира

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ ЛЕСОБУМАЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

 
    В последние годы мировой рынок лесобумажной продукции развивался динамично. По предварительным оценкам мировой товарооборот этого рынка в 2007 г. составил более 420 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2000 г. в 1,5 раза. На долю Российской Федерации приходится 2,9% мирового товарооборота.
    Основными странами - экспортерами лесных товаров являются: США, Китай, Канада, Германия, Финляндия. Динамика внешнеторгового оборота продукции лесного комплекса Российской Федерации за 2000 - 2007 гг. приводится на рис. 3 (не приводится).
    В 2007 г. экспорт лесобумажной продукции Российской Федерации составил 12,6 млрд. долларов США, импорт - 7,7 млрд. долларов США. Однако в динамике за рассматриваемый период рост импорта значительно опережает рост экспорта: рост импорта - 592,3%, рост экспорта - 300,0%.
    Характерной особенностью экспорта лесных товаров из России за последние годы был рост экспорта необработанного круглого леса, который вырос с 20,0 млн. куб. м в 1998 г. до 51,1 млн. куб. м в 2006 г. и 49,3 млн. куб. м в 2007 г.
    Основными странами - импортерами лесоматериалов из Российской Федерации в настоящее время являются Китай (круглый лес, пиломатериалы и целлюлоза), Финляндия (круглый лес), Япония (круглый лес и пиломатериалы), Египет (пиломатериалы), Германия (пиломатериалы, бумага и картон), Турция (целлюлоза, бумага и картон), страны СНГ (круглый лес, пиломатериалы, листовые древесные материалы, бумага и картон).
    Перспективными продуктовыми нишами для российской лесобумажной продукции в перспективе до 2020 год являются:
    - по пиломатериалам - страны СНГ, страны Балтии, страны Западной Европы, Египет, Китай, Япония;
    - по фанере клееной - США, страны Балтии, Германия, Франция, Италия, Египет;
    - по целлюлозе - Китай, страны Западной Европы, страны Восточной Европы, Республика Корея;
    - по бумаге и картону - Германия, Турция, страны Восточной Европы, Китай.
    В импорте лесобумажной продукции в Российскую Федерацию основную долю занимает бумага и картон (24,4%), изделия из бумаги и картона (26,7%), мебель (22,1%). Мировое потребление и импорт лесобумажной продукции на международных рынках и в Российской Федерации представлены на рис. 4.
 

 

Рис. 4. Потребление и импорт лесобумажной продукции на международных рынках (2007 г.)

 
    Оценка внешних рынков лесобумажной продукции на перспективный период, проведенная на основе прогнозов ФАО ООН, перспективного исследования Комитета по лесоматериалам Европейской Экономической Комиссии ООН по лесному сектору Европы на период до 2020 года, а также прогнозных разработок развития лесного сектора отдельных стран показали, что в перспективе на внешних рынках стран Западной и Восточной Европы, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона спрос на пиломатериалы, фанеру, древесные плиты, бумагу и картон возрастет, что видно из представленных данных о прогнозе потребления лесобумажной продукции на рис. 5 и 6.
    

 

Рис. 5. Прогноз потребления пиломатериалов и листовых древесных материалов в Западной и Восточной Европе, млн. куб. м

 
 

 

Рис. 6. Прогноз мирового потребления бумаги и картона, млн. тонн

 
    Основной спрос на древесные волокнистые полуфабрикаты для бумаги и картона в настоящее время определяет сульфатная целлюлоза. Доля сульфатной целлюлозы в мире возросла с 85,9% в 1980 г. до 89,5% в 1990 г. и 96,1% - в 2006 г. в общем объеме производства химической целлюлозы для производства бумаги и картона.
    Основными тенденциями в производстве и потреблении древесных волокнистых полуфабрикатов является постоянно растущий спрос на сульфатную беленую целлюлозу и новые виды механической массы, получаемой из щепы различных пород.
    В экспорте древесных волокнистых полуфабрикатов из России сульфатная беленая целлюлоза занимает ведущее место. Ее доля в общем объеме экспорта древесных полуфабрикатов в 2007 г. в натуральном выражении составила 63,4%.
    Основными странами - импортерами сульфатной беленой целлюлозы из России являются страны дальнего зарубежья: Китай, Венгрия, Германия, Турция, т.е. страны, не обладающие достаточными ресурсами для производства целлюлозы из древесины.
    Проблема роста спроса на лесобумажную продукцию в ряде стран Европы, Китая и Японии обостряется в связи с резким сокращением в ближайшие годы экспорта круглого леса из Российской Федерации.
    В перспективном периоде емкость внутреннего рынка лесоматериалов в Российской Федерации определяется следующими факторами:
    - ростом основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (ВВП, продукции промышленности, реальных доходов населения, вводом жилья и других макроэкономических показателей);
    - прогнозом роста душевого потребления бумаги и картона, мебели;
    - прогнозом роста потребления пиломатериалов, листовых древесных материалов, конструкционных материалов на основе древесины в жилищном, гражданском и промышленном строительстве;
    Емкость внутреннего рынка пиломатериалов определяется высокими темпами роста в ближайшие 13 лет объемов жилищного строительства. В соответствии с основными целевыми ориентирами в этот период, заложенными в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России, ноябрь 2007 г. и март 2008 г.), средняя обеспеченность жильем к 2020 году должна составить 30 - 35 кв. м общей площади на человека против 21 кв. м в 2007 году. Поставлена задача полного выведения в среднесрочной перспективе из существующего жилищного фонда аварийного и ветхого жилья. В совокупности это потребует увеличения ввода жилья с 60 млн. кв. м в 2007 году до 150 - 170 млн. кв. м в 2020 году.
    Целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности и комфортности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации. Этим критериям наиболее полно соответствует деревянное жилье. К 2020 г. доля деревянных домов в общем объеме ввода жилья может достигнуть 20 - 25% против 10,3% в 2007 г.
    Прогнозные расчеты показывают, что потребность в пиломатериалах при достижении планируемых объемов строительства и с учетом увеличения доли в этих объемах деревянных домов, в сфере строительства и на ремонтно-эксплуатационные нужды составит к 2020 году 23,0 млн. куб. м, в том числе в других сферах потребления - 7,3 млн. куб. м, в том числе в производстве мебели - 2,5 млн. куб. м, машино-, вагоно- и судостроении - 1,4 млн. куб. м, производстве тары и упаковки - 1,2 млн. куб. м, розничной торговле и прочих сферах - 2,2 млн. куб. м.
    Емкость внутреннего рынка по фанере клееной определяется ростом спроса на этот вид продукции в сфере строительства и ремонтно-эксплуатационных нужд при устройстве полов из паркета, паркетной доски, паркет-ламината, линолеума, ковролина. Прирост потребления фанеры клееной увязан с опережающим общие темпы ввода жилья строительством деревянного жилья, в котором при облицовке жилых помещений будет широко использоваться, как наиболее экологически чистая из всех листовых древесных материалов, фанера клееная. Потенциальный спрос на фанеру клееную на внутреннем рынке к 2020 году определен в размере 3020 тыс. куб. м. По сферам потребления этот спрос распределяется следующим образом: строительство - 1100 тыс. куб. м, в том числе деревянное домостроение - 550 тыс. куб. м, ремонт зданий и сооружений - 750 тыс. куб. м, производство мебели - 520 тыс. куб. м, машино-, вагоно-, судо-, контейнеростроение - 300 тыс. куб. м, производство тары - 80 тыс. куб. м, прочие нужды - 285 тыс. куб. м.
    Емкость внутреннего рынка по мебели определена с учетом опережающего роста объемов жилищного строительства до 2020 г. и ростом благосостояния населения России. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, планируется увеличить с 13,7 тыс. долл. США в 2006 г. до 30,0 тыс. долл. в 2020 г. С учетом этих показателей, определяющих спрос на мебель, потребление мебели на душу населения в ближайшие 13 лет вырастет и достигнет уровня 222 долл. США. Для сравнения: современный уровень потребления мебели на душу населения передовых стран мира: Германии - 344 $, США - 301 $, Великобритании - 285 $, Испании - 258 $, Франции - 253 $.
    Спрос на древесно-стружечные плиты находится в тесной корреляционной зависимости от роста производства мебели, где используется в настоящее время 90 - 95% всех производимых ДСП. В перспективе до 2020 года структура древесных плит в производстве мебели изменится. Доля ДСП на производство мебели сократится до 75 - 80%, при увеличении соответственно доли древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ). Оценка спроса на древесно-стружечные плиты учитывает организацию в России производства нового типа ДСП - древесно-стружечных плит с ориентированной стружкой (OSB), широко применяемых за рубежом при заводском производстве деревянных каркасно-панельных домов. В настоящее время плиты OSB в России не выпускаются. Доля плит OSB к 2020 г. может составить 20 - 25% в общих объемах производства ДСП.
    При оценке спроса на древесно-волокнистые плиты предусмотрен существенный структурный ассортиментный сдвиг, обусловленный расширением применения древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ) в производстве мебели. В период с 2007 по 2020 гг. прогнозируется рост потребления МДФ в мебельном производстве в 5,0 - 5,5 раз. При этом учтен рост потенциального спроса на плиты средней плотности (МДФ) для изготовления паркет-ламината, который уже в настоящее время широко применяется для организации полов в жилых домах, вытесняя линолеум и ковролин. Особенно широко применяется паркет-ламинат при ремонте жилого фонда - замена устаревшего, либо пришедшего в негодность напольного покрытия. Удельный вес плит МДФ в объемах производства древесно-волокнистых увеличивается с 47% в 2007 г. до 80 - 85% в 2020 г.
    Емкость внутреннего рынка по бумаге и картону определена с учетом прогнозируемого роста душевого потребления бумаги и картона с 46 кг в 2007 году до 100 кг в 2020 году. Данный прирост душевого потребления бумаги и картона соответствует темпам роста ВВП и реальных располагаемых доходов населения, заложенных в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
    При оценке роста внутреннего потребления бумаги и картона учитывались также потребности страны:
    - в высококачественных видах бумаги для книгоиздательской и полиграфической деятельности;
    - в современных видах бумаги для упаковки пищевых продуктов;
    - в экологически безопасных видах бумаги и мелованного картона;
    - населения в изделиях санитарно-гигиенического назначения;
    - в технических видах бумаги;
    - специальных видов бумаги для офисной и копировально-множительной техники.
    При оценке потребления основных видов бумаги и картона к 2020 году были приняты показатели душевого потребления в странах-ориентирах, имеющих среднедушевой показатель ВВП 10 - 20 тысяч долларов США (Венгрия, Португалия, Греция и другие).
    Наиболее остро на внутреннем рынке стоит проблема обеспечения спроса на мелованную бумагу для полиграфической продукции. Потребление этого вида продукции в 2007 году по сравнению с 1999 годом выросло в 6,7 раза и достигло 455 тыс. т. С учетом импорта книжно-журнальной продукции в объеме 156 тыс. т в 2007 году емкость внутреннего рынка по мелованным бумагам составила 611 тыс. т. или 4,3 кг на душу населения. К 2020 году эти показатели достигнут 2900 тыс. т или 20,4 кг/чел. Основная сфера их потребления - полиграфическая промышленность.
    Структура емкости внутреннего рынка тароупаковочных видов бумаги и картона к 2020 году по прогнозам претерпит определенные изменения. Среднедушевое потребление тароупаковочных видов бумаги и картона в мире в 2007 году составило 25 кг, в странах Европейского союза - 80 кг и в Российской Федерации - 23 кг. Наиболее быстрыми темпами росла емкость внутреннего рынка по тарному картону, который увеличился в 2007 году в 2,2 раза к 2000 г. и к 1995 г. - в 2,9 раза. Удовлетворение внутреннего спроса по этому виду продукции обеспечивалось главным образом за счет внутреннего производства, за счет ввода с 2000 года новых мощностей по производству тарного гофрированного картона в объеме 607 млн. кв. м.
    Емкость внутреннего рынка по тароупаковочным видам бумаги и картона к 2020 году составит 7,2 млн. т или 50,8 кг/чел. В структуре потребления на внутреннем рынке возрастет доля мелованного картона для пищевой и других отраслей промышленности, спрос на который в настоящее время на 95% удовлетворяется за счет импорта.
    К 2020 году опережающими темпами прогнозируется рост потребления бумаг санитарно-гигиенического и бытового назначения с 1,4 кг на душу населения в 2007 году до 5,6 кг в 2020 году, общий объем потребления которых на российском рынке составит в 2020 году 0,8 млн. т.
    Оценка емкости внутреннего рынка лесобумажной продукции с учетом выше перечисленных факторов и прогнозных расчетов приведена в табл. 4 и на рис. 7.
 
 

Таблица 4

 

ПРОГНОЗ ЕМКОСТИ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЛЕСОБУМАЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Продукция 2007 2020
всего млрд. руб. всего млрд. руб.
Деловая древесина, млн. куб. м 162 87,1 255 347
Пиломатериалы, млн. куб. м 6,0 22,2 30,3 163
Фанера, млн. куб. м 1,4 16,8 3,0 74
Древесно-стружечные плиты, млн. куб. м 5,6 27,2 13,5 138
Древесно-волокнистые плиты, млн. куб. м 1,9 12,6 5,1 77
Бумага и картон, млн. т 6,5 81,6 14,2 346
Мебель, млрд. руб. (розничные цены) 185 185 730 730
Всего  432,5  1875

 
 

 

Рис. 7. Российский рынок продуктов глубокой переработки древесины в долгосрочной перспективе

 

3. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ДОСТУПНЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

 
    Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. куб. м, в том числе спелых и перестойных насаждений - 44,3 млрд. куб. м. На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Расчетная лесосека составляет 635 млн. куб. м, а годичный прирост древесины в лесах России - 994 млн. куб. м. Использование расчетной лесосеки составило в 2007 г. 29,4%.
    В лесном фонде Европейско-Уральской части Российской Федерации сосредоточено 22,9 млрд. куб. м или 28% общих запасов древесины и 313,6 млн. куб. м или 49,4% расчетной лесосеки. В Азиатской части России сосредоточено 59,2 млрд. куб. м или 72% общего запаса и 321,4 млн. куб. м или 50,6% расчетной лесосеки.
    На Европейско-Уральской части основные запасы древесины располагаются в Северо-Западном федеральном округе - 10,0 млрд. куб. м. Преобладающая часть этих запасов сосредоточена в спелых и перестойных насаждениях - 6,0 млрд. куб. м, в составе которых 4,6 млрд. куб. м или 77% лесные насаждения с преобладанием хвойных пород.
    В Азиатской части Российской Федерации в Сибирском федеральном округе общий запас древесины составляет более 33,3 млрд. куб. м. В спелых и перестойных насаждениях здесь сосредоточено 19,2 млрд. куб. м или 57% общего запаса. В составе запасов спелой и перестойной древесины 81% составляют хвойные породы.
    Большие запасы, в том числе хвойной древесины, имеются в Дальневосточном федеральном округе - 20,6 млрд. куб. м, или 57% которого сосредоточено в спелых и перестойных насаждениях.
    Основными лесообразующими породами Европейско-Уральской части являются ель - 32%, сосна - 28%, береза - 24%, осина - 7%.
    Основными лесообразующими породами Азиатской части являются лиственница - 40%, сосна - 17%, кедр - 13%, ель - 7%, береза - 10%.
    Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в Российской Федерации составляет 635 млн. куб. м в лесах различного целевого назначения от всех видов рубок насаждений, в том числе в порядке выборочных рубок - 119 млн. куб. м. При этом в Европейско-Уральской части страны допустимый ежегодный объем изъятия древесины составляет 313,2 млн. куб. м, в Сибири и на Дальнем Востоке - 321,8 млн. куб. м.
    Согласно экспертным оценкам в зоне, подлежащей первоочередному освоению, допустимый ежегодный объем изъятия древесины в России оценивается в 387 млн. куб. м, в том числе на свободной от аренды площади 200 млн. куб. м, главным образом в Северо-Западном (54 млн. куб. м) и Сибирском (40 млн. куб. м) федеральных округах.
    Потенциал лесных ресурсов: расчетная лесосека, годичный прирост и другие показатели лесного фонда Российской Федерации в разрезе федеральных округов приводится на рис. 8.
 

Общий запас - 82130
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях - 44320
из них хвойные - 34222
Годичный прирост - 994
Расчетная лесосека - 635
 
Северо-Западный федеральный округ
Общий запас - 10093
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях - 5966
из них хвойные - 4565
Годичный прирост - 133
Расчетная лесосека - 117,5
 
Центральный федеральный округ
Общий запас - 3828
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях - 876
из них хвойные - 259
Годичный прирост - 78
Расчетная лесосека - 40,4
 
Южный федеральный округ
Общий запас - 784
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях 387
из них хвойные - 119
Годичный прирост - 10
Расчетная лесосека - 3,5
 
Приволжский федеральный округ
Общий запас - 5546
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях - 2021
из них хвойные - 971
Годичный прирост - 110
Расчетная лесосека - 69,9
 
Уральский федеральный округ
Общий запас - 7959
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях - 4056
из них хвойные - 2785
Годичный прирост - 100
Расчетная лесосека - 81,9
 
Сибирский федеральный округ
Общий запас - 33346
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях -
19166
из них хвойные - 15467
Годичный прирост - 353
Расчетная лесосека - 227,4
 
Дальневосточный федеральный округ
Общий запас - 20574
в том числе:
в спелых и перестойных насаждениях -
11848
из них хвойные - 10056
Годичный прирост - 210
Расчетная лесосека - 94,4

 

Рис. 8. Потенциал лесных ресурсов Российской Федерации и федеральных округов для реализации Стратегии развития лесного комплекса, млн. куб. м

 
    Принимая во внимание, что прогнозируемый объем заготовки древесины к 2020 году должен составить 294 млн. куб. м, можно сделать вывод, что потребность в древесном сырье для реализации Стратегии будет полностью обеспечена лесными ресурсами, подлежащими первоочередному освоению.
 

4. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 
    Системными проблемами в развитии лесного комплекса, сдерживающими экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, являются:
    - недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;
    - недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.
    Основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного хозяйства, следующие:
    1. Истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.
    2. Недостаточная точность учета лесных ресурсов.
    3. Низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне.
    4. Значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
    5. Невысокое качество лесовосстановления.
    6. Низкий технический уровень лесохозяйственных работ.
    7. Слабо развитая инфраструктура в лесах.
    8. Высокий уровень нелегального оборота древесины.
    9. Нарушение биологического разнообразия лесов. В местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Россией международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.
    Основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса, следующие:
    1. Недостаточная емкость внутреннего рынка лесобумажной продукции, обусловленная низким уровнем покупательной способности населения на протяжении 15-ти последних лет.
    2. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.
    3. Недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность.
    Научное обеспечение лесопромышленного комплекса на начало 2008 года осуществляло 10 научно-исследовательских организаций, в которых сосредоточено всего 300 ученых и специалистов. За последние 17 лет количество отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций сократилось в 5 раз, а численность научных сотрудников - в 50 раз. Резко снизилось финансирование научных организаций за счет бюджетных средств. Бизнес практически не принимает участие в научно-исследовательской деятельности. Это, в конечном итоге, привело, с одной стороны, к распылению бюджетных средств на решение мелких и частных вопросов, не позволяющих решить проблемы стратегического характера, а с другой, к стагнации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Полностью разрушена действовавшая раньше система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов.
    Недостаточная инвестиционная привлекательность связана с недостатком финансовых средств для развития капиталоемких производств по химической переработке древесины с высокими сроками окупаемости, отсутствием развитой транспортной инфраструктуры; непрозрачным рынком лесного сырья.
    4. Использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесном хозяйстве и лесозаготовительном производстве эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии.
    В лесопильном производстве на многих предприятиях используются лесопильные рамы, являющиеся энергоемким и низкопроизводительным оборудованием. Отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточно-пильного оборудования и др.
    В производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит более половины оборудования превысило нормативные сроки эксплуатации. В плитном производстве низка доля продукции, полученной по прогрессивной технологии непрерывного прессования.
    На целлюлозно-бумажных предприятиях около 80% варочных установок непрерывного действия находятся в эксплуатации свыше 25 лет, половина варочных котлов периодического действия требует замены. Износ активной части основных фондов ЦБП составляет 70%, износ основного технологического оборудования на ряде предприятий достигает 80 процентов.
    5. Технологическое отставание от мирового уровня характеризуется отсутствием внедрения "прорывных" инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках (конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения элементарного хлора, высококачественные виды бумаги и картона для печати и упаковки, современный ассортимент санитарно-гигиенических изделий, малотоннажных видов бумаги для промышленности). Темпы технологического обновления в российском лесопромышленном комплексе в несколько раз меньше по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности отечественных лесобумажных товаров и причиной утраты ими конкурентных преимуществ на мировом рынке.
    6. Отсутствие резервов производственных мощностей по глубокой переработке древесины. К началу 2008 г. в лесном комплексе достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей, который в производстве продукции глубокой переработки древесины составляет: в производстве фанеры - 91,4%; производстве древесно-волокнистых плит - 84,5%; по варке целлюлозы - 82,4%; в производстве товарной целлюлозы - 83%, бумаги - 86,4%, картона - 93,5%.
    7. Несовершенная структура производства и экспорта лесобумажной продукции. В 2007 году в структуре валютной выручки от экспорта на долю необработанных круглых лесоматериалов приходилось 31,7% и 25,0% на долю пиломатериалов, являющихся продукцией низких переделов.
    Из-за недостатка мощностей по глубокой химической переработке древесины по ряду видов целлюлозно-бумажной продукции внутренний рынок все в большой степени заполняется импортной продукцией.
    На внутреннем рынке отечественная мебель неконкурентна по цене с импортной мебелью аналогичного качества вследствие значительной доли в составе затрат дорогостоящих материалов, получаемых по импорту (облицованные древесно-волокнистые плиты - 15%, плиты МДФ - 60%, декоративный слоистый пластик - 60%, лакокрасочная продукция - 60 процентов). В данной ситуации внутренний рынок мебели активно заполняется импортной продукцией.
    Это обусловило рост отрицательного баланса внешнеторгового оборота по отдельным видам лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью (рис. 9).
 

 

Рис. 9. Баланс внешнеторгового оборота Российской Федерации по отдельным видам продукции глубокой переработки древесины, млн. $

 
    Для мировой лесной торговли характерным является преобладание в структуре экспорта целлюлозно-бумажной продукции, доля которой составила в 2007 году 61,9% при 23% в Российской Федерации (рис. 10).
 
    Диаграмма (не приводится)
 

Мир
Продукция целлюлозно-бумажной промышленности - 61,9%
Листовые древесные материалы - 14,5%
Прочие лесоматериалы - 1,8%
Круглый лес - 5,5%
Пиломатериалы - 16,3%
Российская Федерация
Продукция целлюлозно-бумажной промышленности - 23,0%
Пиломатериалы - 29,9%
Листовые древесные материалы - 9,1%
Прочие лесоматериалы - 0,8%
Круглый лес - 37,2%

 

Рис. 10. Сравнительная структура российского и мирового лесного экспорта в 2007 г., %

    
    8. Относительно низкие темпы роста лесопромышленного производства по сравнению с другими отраслями промышленности (рис. 11 - не приводится).
    9. Неадекватность российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса. К настоящему времени большинство заводов лесного машиностроения прекратило свою производственную деятельность. В результате резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования. Так, выпуск трелевочных тракторов, валочно-пакетирующих и сучкорезных машин снизился в десятки раз.
    Действующие предприятия лесного машиностроения не обеспечивают необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники. Не соответствует современному уровню качества выпускаемое отечественное деревообрабатывающее оборудование, значительно уступающее по показателям материало- и энергоемкости импортным аналогам. Разрушена отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения. Отсутствует база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесозаготовительной техники.
    10. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. Протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на одну тыс. га лесных земель, а в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км (рис. 12).
    

 

Рис. 12. Транспортная инфраструктура лесного комплекса Российской Федерации и ряда зарубежных стран

    
    11. Недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты и производительности труда, обусловленные слабым развитием социального партнерства, низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов, возрастающим дефицитом квалифицированных кадров по разным направлениям лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности (рис. 13).
 

 

Рис. 13. Среднемесячная заработная плата работников по отраслям промышленности в 2007 г., руб.

 

5. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 
    Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя:
    - обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
    - удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
    снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);
    - повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;
    - обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.