Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 N 111 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140407 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ"

Дата документа15.02.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2010 г. N 16727
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 15 февраля 2010 г. N 111

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140407 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140407 Электрические станции, сети и системы и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 февраля 2010 г. N 111

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140407 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 140407 Электрические станции, сети и системы всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-электрик 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник-электрик 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    электрооборудование электрических станций, сетей и систем;
    устройства и оснастка для ремонтных и наладочных работ;
    ремонтные и наладочные работы;
    технологические процессы производства, передачи и распределения электрической энергии в электроэнергетических системах;
    техническая документация;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Техник-электрик готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.3.2. Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.3.3. Контроль и управление технологическими процессами.
    4.3.4. Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.3.5. Организация и управление коллективом исполнителей.
    4.3.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший техник-электрик готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.4.2. Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.4.3. Контроль и управление технологическими процессами.
    4.4.4. Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    4.4.5. Организация и управление коллективом исполнителей.
    4.4.6. Участие в исследованиях по энергосбережению, разработке и отладке новых технологических режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства электрической энергии.
    4.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник-электрик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник-электрик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.
    ПК 1.2. Проводить профилактические осмотры электрооборудования.
    ПК 1.3. Проводить работы по монтажу и демонтажу электрооборудования.
    ПК 1.4. Проводить наладку и испытания электрооборудования.
    ПК 1.5. Оформлять техническую документацию по обслуживанию электрооборудования.
    ПК 1.6. Сдавать и принимать из ремонта электрооборудование.
    5.2.2. Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
    ПК 2.2. Выполнять режимные переключения в энергоустановках.
    ПК 2.3. Оформлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования.
    5.2.3. Контроль и управление технологическими процессами.
    ПК 3.1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии.
    ПК 3.2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии.
    ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им.
    ПК 3.4. Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на оборудование.
    ПК 3.5. Определять технико-экономические показатели работы электрооборудования.
    5.2.4. Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 4.1. Определять причины неисправностей и отказов электрооборудования.
    ПК 4.2. Планировать работы по ремонту электрооборудования.
    ПК 4.3. Проводить и контролировать ремонтные работы.
    5.2.5. Организация и управление коллективом исполнителей.
    ПК 5.1. Планировать работу производственного подразделения.
    ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам.
    ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
    ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
    5.2.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший техник-электрик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший техник-электрик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
    5.4.1. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.
    ПК 1.2. Проводить профилактические осмотры электрооборудования.
    ПК 1.3. Проводить работы по монтажу и демонтажу электрооборудования.
    ПК 1.4. Проводить наладку и испытания электрооборудования.
    ПК 1.5. Оформлять техническую документацию по обслуживанию электрооборудования.
    ПК 1.6. Сдавать и принимать из ремонта электрооборудование.
    5.4.2. Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
    ПК 2.2. Выполнять режимные переключения в энергоустановках.
    ПК 2.3. Оформлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования.
    5.4.3. Контроль и управление технологическими процессами.
    ПК 3.1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии.
    ПК 3.2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии.
    ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им.
    ПК 3.4. Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на оборудование.
    ПК 3.5. Определять технико-экономические показатели работы электрооборудования.
    5.4.4. Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
    ПК 4.1. Определять причины неисправностей и отказов электрооборудования.
    ПК 4.2. Планировать работы по ремонту электрооборудования.
    ПК 4.3. Проводить и контролировать ремонтные работы.
    5.4.5. Организация и управление коллективом исполнителей.
    ПК 5.1. Планировать работу производственного подразделения.
    ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам.
    ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
    ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
    5.4.6. Участие в исследованиях по энергосбережению, разработке и отладке новых технологических режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства электрической энергии.
    ПК 6.1. Выполнять работы по решению технических задач по энергосбережению.
    ПК 6.2. Выполнять работы по разработке и отладке новых технологических режимов.
    ПК 6.3. Выполнять работы по техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии.
    ПК 6.4. Оценивать эффективность производственной деятельности по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии.
    5.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Таблица 3

 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  172 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 344 172 ОГСЭ.04. Физическая ОК 2
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   культура ОК 3 ОК 6 ОК 10
 знать:     
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;     
 основы здорового образа жизни     
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 146 98   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 1 - 5
ОК 7 - 9
ПК 1.5 - 1.6
ПК 2.3
ПК 3.1 - 3.5
ПК 4.1
ПК 5.1
 уметь:    
 решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;    
 знать:    
 значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;    
 основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;    
 основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;    
 основы интегрального и дифференциального исчисления    
 уметь:   ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 5
ОК 7 - 9
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.5
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.4
 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;   
 анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;    
 выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;    
 определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;    
 оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;    
 знать:    
 виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;     
 задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;     
 основные источники и масштабы образования отходов производства;     
 основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;     
 правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;     
 принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;     
 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды     
П.00 Профессиональный цикл 2434 1622   
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 804 536   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:   ОП.01. Инженерная графика ОК 1 - 9
ПК 1.5 - 1.6
ПК 2.3
ПК 3.1 - 3.5
ПК 4.1
ПК 5.1
 уметь:    
 выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;    
 выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;    
 выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;