Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.05.95 N 540 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД"

Дата документа31.05.1995
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 1995 г. N 540

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

 
    В целях активизации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год.
    2. Федеральной службе занятости России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в ноябре 1995 г. в Правительство Российской Федерации проект Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 1996 год.
    3. Федеральной службе занятости России представить в марте 1996 г. в Правительство Российской Федерации отчет о реализации Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

    

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 1995 г. N 540

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

 

Наименование Программы Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год
Основание для разработки Программы Закон РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 26)
Государственный заказчик Федеральная служба занятости России
Исполнитель и соисполнител Федеральная служба занятости России, Министерство экономики Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Важнейшие целевые показатели Создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы; сдерживание роста численности безработных путем реализации комплекса мер по организации и проведению опережающего переобучения и переподготовки персонала, совершенствования механизма межрегионального перераспределения средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, социальной защиты работников предприятий и других организаций, находящихся на грани банкротства, увеличения масштабов общественных и временных работ, введения механизма финансовой поддержки работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; реализация федеральных и региональных мероприятий по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда; селективная поддержка и развитие занятости на градообразующих предприятиях, расширение масштабов и усиление финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства
Ожидаемые конечные результаты Программы Реализация мероприятий Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве 3 млн. человек, создать 260 тысяч новых рабочих мест, обеспечить временное трудоустройство 1,3 млн. человек, поддержать предпринимательскую инициативу 90 тыс. человек, предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 500 тыс. человек, провести профориентационную работу с 2,5 млн. человек, охватить программами компенсационных выплат 1,1 млн. человек, поддержать доходы 3,3 млн. безработных граждан
Сроки реализации Программы В течение 1995 года
Объемы и источники финансирования Финансовые затраты на реализацию Программы из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 1995 году составят 5596,3 млрд. рублей <*>
Контроль за исполнением Программы Контроль за реализацией Программы осуществляют Федеральная служба занятости России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    


    <*> Финансовые затраты на реализацию Программы могут быть уточнены в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1995 год".
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год (далее именуется - Программа) разработана Федеральной службой занятости России совместно с Министерством экономики Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и является составной частью системы федеральных целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики.
    Программа нацелена на защиту граждан от безработицы и охватывает прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости населения (далее именуется - служба занятости).
    Программа обеспечивает преемственность Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий и целевых программ Федеральной службы занятости России.
    Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 1995 год, концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах", а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного Федеральной службой занятости России с учетом данных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
ИТОГИ 1994 ГОДА

 
    Экономический кризис, сопровождающийся уменьшением объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, увеличением кредиторской и дебиторской задолженности, оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда, которая в целом характеризовалась следующими процессами:
    активизацией высвобождения работников и преобладанием численности выбывших работников над численностью принятых на работу;
    продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами экономики и отраслями народного хозяйства;
    усилением темпов роста численности безработных граждан и сохранением в значительных размерах неполной занятости, являющейся потенциалом для увеличения безработицы;
    нарастанием напряженности на официально контролируемом рынке труда;
    дальнейшей дифференциацией уровня безработицы по регионам Российской Федерации, а также изменением структуры безработных граждан.
    За 1994 год численность высвобожденных работников составила 1,2 млн. человек (2,2 процента от среднесписочной численности работников), что превышает данный показатель за 1993 год в 1,4 раза. Около половины из них - работники промышленных предприятий. Наибольший процент высвобожденных работников отмечался в легкой промышленности (4,2 процента), микробиологической промышленности (3,8 процента), машиностроении и металлообработке (2,9 процента) при среднем уровне по промышленности в целом 2,5 процента. Среди высвобожденных работников доля рабочих достигает 75 процентов.
    Темпы падения объемов производства, как и в предыдущие годы, продолжали опережать темпы сокращения численности персонала. В прошедшем году спад промышленного производства составил 21 процент.
    За 1994 год на крупных и средних предприятиях выбыло 14,6 млн. человек, или 26 процентов их среднесписочной численности работников. Объемы выбытия лишь на три четверти компенсировались приемом на эти предприятия. Отрицательное сальдо движения рабочей силы составило 3,5 млн. человек. Как и в предыдущие годы, основная часть работников (64 процента) увольнялась по собственному желанию, 8 процентов - в связи с сокращением численности персонала.
    Доля занятых в государственном секторе экономики составила к концу 1994 года менее половины (47 процентов) всей численности занятых в народном хозяйстве (в 1993 году - 56,7 процента).
    Во многих отраслях народного хозяйства основная часть работников занята на приватизированных предприятиях. Так, удельный вес этих работников в общей численности работников подрядных строительных организаций составляет 75 процентов, в промышленности строительных материалов и стройиндустрии - более 90 процентов.
    Наибольшее сокращение численности занятых работников отмечалось в отраслях с низким уровнем оплаты труда, где наблюдается спад производства, и прежде всего в машиностроении, легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, геологии, разведке недр, геодезической и гидрометеорологической службах, науке и научном обслуживании. При сокращении численности занятых в материальном производстве на 0,9 млн. человек за 1994 год прирост численности занятых в непроизводственной сфере составил 0,1 млн. человек.
    Таким образом, рост занятости в непроизводственной сфере неадекватен численности высвобождаемых работников в сфере материального производства. Наиболее высокие темпы роста численности занятых отмечались в таких сферах деятельности, как управление налогообложением, финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом. Возросла численность работников в электроэнергетике и газовой промышленности.
    В 1994 году увеличился разрыв между наличием свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях и предложением рабочей силы. К началу 1995 года каждый шестой из числа незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости как ищущие работу, мог рассчитывать на свободное рабочее место или вакансию, в то время как в начале 1994 года - почти каждый третий. Снижение жизненного уровня значительной части населения, и прежде всего социально незащищенных групп, обусловило возрастание потребности во вторичной занятости. В 1994 году численность обратившихся в службу занятости лиц, желающих работать в свободное от основной работы время, возросла по сравнению с 1993 годом почти в 1,6 раза, учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, - в 3,5 раза, пенсионеров - в 2 раза.
    За истекший год численность зарегистрированных безработных граждан в Российской Федерации возросла почти в 2 раза и составила на 1 января 1995 г. 1637 тыс. человек.
    Уровень официально регистрируемой безработицы, рассчитанный по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте, увеличился с 1,1 процента (на начало 1994 года) до 2,0 процентов (конец декабря 1994 г.). Наметились тенденции внутрирегиональной дифференциации по уровню безработицы.
    По степени напряженности на рынке труда выделяются следующие территории: Республика Дагестан, Ингушская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Владимирская, Ивановская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Псковская, Ярославская области и некоторые другие регионы, в которых уровень официально регистрируемой безработицы превышает общероссийский показатель в 2 раза и более и составляет 4 - 8,4 процента.
    За период с начала 1994 года на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи около 5 млн. человек переводились на режим неполного рабочего времени и почти 7,7 млн. человек пользовались отпусками по инициативе администрации. По этим причинам в 1994 году не отработано 18 процентов табельного фонда рабочего времени. Основными причинами перевода работников на неполный рабочий день (неделю) являлись полные или частичные остановки производств, главным образом из-за трудностей со сбытом продукции, недостатком финансовых средств для приобретения необходимого сырья и длительными задержками выплаты заработной платы. В течение 1994 года в дополнительных отпусках по инициативе администрации ежемесячно находилось от 18 до 31 процента работников останавливающихся предприятий, а в легкой промышленности - до 39 процентов.
    В конце 1994 года размеры неполной занятости оценивались в 4,8 млн. человек, или 6,4 процента экономически активного населения, тогда как в 1993 году они составляли 4 млн. человек, или 5,3 процента.
    С учетом лиц, не полностью занятых на производстве, а также лиц, не занятых, но активно ищущих сферу деятельности, в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, общий потенциал безработицы в Российской Федерации составляет 10,1 млн. человек, или 13,5 процента экономически активного населения, что в 6,5 раза превышает официальный уровень безработицы.
    Произошло дальнейшее увеличение числа городов и поселков с моноэкономической структурой, в которых отмечается кризисная ситуация в области занятости населения. Это прежде всего города и поселки, где градообразующими являются предприятия текстильной, легкой, лесной, угольной промышленности, оборонного комплекса, машиностроения.
    В 1994 году наблюдалось превышение темпов роста численности безработных, проживающих в сельской местности, над темпами роста численности безработных, проживающих в городской местности. Их численность возросла в 2,1 раза, в то время как численность безработных в городской местности - в 1,9 раза. К началу 1995 года численность безработных, проживающих в сельской местности, превысила 445 тыс. человек, или 27 процентов от численности всех безработных. Увеличение масштабов безработицы в сельской местности в значительной степени связано с сокращением численности работников, занятых в сфере социально-бытового обслуживания населения, уменьшением объемов сезонных и временных работ, низкой рентабельностью многих крестьянских (фермерских) хозяйств.
    Продолжалось изменение половозрастной структуры безработных. Удельный вес безработных среди женщин снизился с 68 до 64 процентов, а среди молодежи в возрасте 16 - 29 лет - с 37 до 35 процентов.
    В 1994 году увеличились масштабы продолжительной безработицы. Доля безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости свыше 4 месяцев, возросла с 49 до 52 процентов.
    Скоординированные действия органов службы занятости в 1994 году позволили предоставить работу свыше 1,2 млн. граждан, обратившихся в органы службы занятости по поводу трудоустройства, что на 35 процентов больше, чем в 1993 году; обучить новой профессии (специальности) 243 тыс. человек, что в 2 раза превышает уровень 1993 года; занять на общественных работах 203 тыс. граждан, что в 1,4 раза больше, чем в 1993 году; предотвратить высвобождение почти 500 тыс. работников, в том числе сохранить или создать дополнительные рабочие места для 365 тыс. граждан, нуждающихся в специальной поддержке государства; обеспечить работой в свободное от учебы время свыше 500 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет, что в 8 раз больше, чем в 1993 году. Правом досрочного выхода на пенсию в январе - декабре воспользовались 114 тыс. безработных граждан, что на четверть больше, чем в 1993 году. Услуги по профессиональной ориентации получили более 2 млн. граждан, из которых более половины составляют женщины, 610 тыс. - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
    За 1994 год около 14 тыс. безработных граждан самостоятельно обеспечили себя работой, при этом каждый третий из них открыл собственное дело (малое предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство и т.п.).
    Сотрудничество непосредственно с работодателями позволило службе занятости в прошедшем году получить информацию о 60 процентах вакантных рабочих мест, из которых 44 процента приходится на предприятия частной и смешанной форм собственности.
 

ПЕРСПЕКТИВЫ НА 1995 ГОД

 
    Ситуация на рынке труда в текущем году будет определяться мерами, проводимыми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в финансово-экономической и социальной сферах.
    Спад промышленного производства в 1995 году может составить 10 - 14 процентов от уровня 1994 года (23 процента в 1994 году). При этом наибольшее падение объемов производства ожидается в машиностроении и металлообработке - 15 - 22 процента, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности - 15 - 20 процентов, промышленности строительных материалов - 11 - 18 процентов, пищевой промышленности - 6 - 14 процентов.
    В то же время в отраслях топливно-энергетического комплекса прогнозируется замедление темпов спада добычи и производства топливно-энергетических ресурсов до 2,2 процента.
    Объем капитальных вложений в 1995 году за счет средств всех источников финансирования оценивается в 170 - 190 трлн. рублей, или 87 - 92 процента уровня инвестиций 1994 года. Сокращение общего объема инвестиций будет сдерживать структурные и технологические преобразования действующего производства.
    Продолжающиеся кризисные явления в экономике и недостаток финансовых средств будут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, что может поставить многие из них (прежде всего предприятия легкой промышленности, станкостроения, приборостроения, электротехники, химического и нефтехимического машиностроения, отраслей военно-промышленного и строительного комплексов) на грань банкротства, а также будет сдерживать реализацию важнейших федеральных социально-экономических и научно-технических программ. Все это обострит ситуацию на рынке труда.
    Так, несостоятельными (банкротами) могут оказаться более четверти строительных организаций и предприятий с численностью работников около 1 млн. человек. По предварительным оценкам в 1995 году количество высвобождаемых работников подрядных строительных организаций возрастет по сравнению с 1994 годом в 1,7 раза и составит 123 - 125 тыс. человек. На грани полного разорения может оказаться более 3 тыс. сельскохозяйственных организаций.
    К началу 1995 года 158 предприятий Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности были признаны неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса, а к концу года их число может возрасти до 218, или 12 процентов от числа всех предприятий, подведомственных этому Комитету. По прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 1995 год, на конверсируемых предприятиях в рамках Государственной программы конверсии будет создано 56 тыс. рабочих мест, что позволит занять лишь 10 процентов высвобождаемых работников.
    Как показывают прогнозы, в 1995 году могут существенно возрасти темпы реорганизационных и ликвидационных процедур как в отраслевом, так и в региональном разрезе, и прежде всего в Республике Коми, Приморском крае, Ивановской, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях, г. г. Москве и Санкт-Петербурге.
    С учетом предполагаемых изменений в структуре и динамике промышленного производства и их влияния на численность занятых граждан можно выделить следующие регионы:
    с преобладанием легкой (в основном текстильной) промышленности, в которых уже в настоящее время наблюдаются самые высокие темпы сокращения численности занятых граждан (Ивановская, Костромская и Ярославская области), со значительной долей предприятий химико-лесного комплекса, переживающего глубокий спад (Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Ленинградская области);
    с высоким удельным весом отраслей ВПК и машиностроения, которые характеризуются наибольшим спадом производства (Удмуртская Республика, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Самарская и Тульская области). Серьезной проблемой в этих регионах является концентрация в них наиболее уязвимых в рыночных условиях хозяйствования отраслей промышленности, а также объектов науки, которые не в состоянии содержать занятый трудовой контингент;
    с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и высокой долей крупных предприятий, в которых отмечается значительный спад производства и относительно умеренное высвобождение работников (Красноярский край, Волгоградская, Ростовская и Челябинская области);
    с высокой долей сырьевых отраслей (нефтегазодобыча, угледобыча), которые характеризуются незначительным сокращением объемов промышленного производства, небольшим сокращением или приростом численности занятых граждан (Республика Коми, Астраханская и Кемеровская области);
    с преобладанием отраслей химической и нефтехимической промышленности, в которых наметились тенденции к стабилизации производства и занятости (Республика Башкортостан и Республика Татарстан).
    В 1995 году прогнозируется частичный переход скрытой безработицы в открытую. В результате только на предприятиях Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности высвободится 15 - 20 процентов работников.
    Численность занятых граждан в отраслях народного хозяйства в 1995 году, по предварительному прогнозу Министерства экономики Российской Федерации, может сократиться по сравнению с 1994 годом на 2,7 млн. человек (в основном за счет уменьшения на 4,8 млн. человек численности работников государственных предприятий) и составит 66,1 млн. человек. В то же время в негосударственном секторе экономики прогнозируется увеличение на 2 млн. человек численности занятых граждан, что составит 59,5 процента всех занятых граждан.
    Предусматриваются активные меры по поощрению малого и среднего бизнеса. По экспертным оценкам Министерства экономики Российской Федерации, в 1995 году число малых предприятий составит не менее 1,3 млн. со среднесписочной численностью занятых на них работников 18 млн. человек, а с учетом совместителей и лиц, работающих по договорам, - 35 млн. человек, что составит соответственно 27 процентов и 53 процента численности занятых граждан в отраслях народного хозяйства.
    Однако, несмотря на это, ограниченность инвестиций в условиях структурного кризиса не позволит сдержать рост безработицы.
    Кроме того, число безработных пополнят беженцы и вынужденные переселенцы из стран ближнего зарубежья. За счет возрастания их притока численность данной группы населения в Российской Федерации в 1995 году увеличится на 500 - 520 тыс. человек, почти половине из них потребуется новое место работы. При этом расселение беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется в основном в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
    Положение в сфере занятости населения в Центральном, Поволжском и Центрально-Черноземном районах усугубит приток в них 125 - 130 тыс. граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
    По прогнозу Федеральной службы занятости России, к концу 1995 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных может существенно возрасти и превысить 3 - 4 млн. человек, или 3,5 - 4,8 процента численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (2 процента на конец 1994 года).
    Обострится проблема трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи. В Северо-Западном, Центральном и Поволжском районах особые сложности возникнут с трудоустройством выпускников учебных заведений, прежде всего специалистов в области строительства, сельского хозяйства, электронной техники, приборостроения, химической технологии, судостроения, культуры и искусства, а также по ряду инженерно-технических специальностей.
    Произойдет изменение профессионально-квалификационной структуры безработных граждан за счет возрастания доли высококвалифицированных специалистов и работников массовых профессий.
 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ