Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 424. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.2008 N 294-ФЗ"

Дата документа24.03.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИКАЗ
от 24 марта 2010 г. N 103

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.2008 N 294-ФЗ

 
    В целях единообразного применения должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
    1. Утвердить методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Методические рекомендации) (Приложение).
    2. Руководителям органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить исполнение положений Методических рекомендаций при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.
    3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.
 

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека
от 24 марта 2010 г. N 103

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 294-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

 
    Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52 (ч. I), ст. 6441) должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее - должностные лица Роспотребнадзора либо должностные лица) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).
 

1. Общие положения

 
    1.1. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений - обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.
    1.2. Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
    1.3. Производство по делу об административных правонарушениях, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном нарушении (в частности, в форме осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, ареста товаров, временного запрета деятельности), осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
    Основные правила и особенности проведения административного расследования неоднократно и подробно разъяснялись Роспотребнадзором (например, письма от 19.08.2009 N 01/11921-9-32 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования", от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32 "Об оптимизации практики применения КоАП при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования", от 22.10.2005 N 0100/7716-05-32 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
    1.4. Должностным лицам Роспотребнадзора необходимо оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, принимающих участие в проверке или участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
    1.5. Соблюдение требований законодательства по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц Роспотребнадзора, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
 

2. Терминология и общие требования при проверках

 
    2.1. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора) устанавливаются положениями главы 2 Закона N 294-ФЗ.
    Особенности лицензионного контроля органами Роспотребнадзора в отношении лиц, получивших лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, или на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, могут устанавливаться отдельными федеральными законами (ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
    До 1 января 2011 года положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении лицензионного контроля.
    2.2. Необходимо учитывать, что положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к следующим мероприятиям:
    1) При проведении административного расследования (при выявлении признаков административных правонарушений следует руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; см. также п. 10.6 Методических рекомендаций).
    2) При расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.
    3) При осуществлении контроля за соблюдением обязательных требований на финансовом рынке.
    4) При осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
    5) Если не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов Роспотребнадзора (например, в случаях фиксации должностными лицами Роспотребнадзора фактов нарушений без взаимодействия с проверяемым лицом (с его представителями)).
    Кроме того, органы Роспотребнадзора в рамках установленных действующим законодательством ограничений и исходя из стоящих перед ними задач (в частности, в рамках мониторинга ситуации в регионе либо при подготовке к проверкам) могут осуществлять сбор необходимой информации из различных источников, а также использовать право обращаться к любым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иным лицам с предложением предоставить необходимые сведения (добровольно). При этом нужно учитывать, что при данных правоотношениях (то есть вне рамок проверок, административных расследований и иных прямо предусмотренных действующим законодательством контрольных (надзорных) мероприятий) предоставление информации (сведений) является правом, а не обязанностью указанных лиц. Соответственно, они не могут быть привлечены к ответственности за ее непредставление, и в обращениях нельзя указывать на возможные меры ответственности за непредставление информации.
    2.3. В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
    Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, а также соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
    Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний органов Роспотребнадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
    2.4. Статьи 11 и 12 Закона N 294-ФЗ выделяют документарные и выездные проверки.
    Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, исполнением предписаний и постановлений органов Роспотребнадзора.
    Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.
    Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, соответствие используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территории, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.