Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 948. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 02.04.2010 N 256 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100401 ТУРИЗМ"

Дата документа02.04.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2010 г. N 17079
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 2 апреля 2010 г. N 256

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100401 ТУРИЗМ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100401 Туризм и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
    

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 апреля 2010 г. N 256

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100401 ТУРИЗМ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 100401 Туризм всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Специалист по туризму 1 год 10 месяцев
на базе основного общего образования 2 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Специалист по туризму 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
    Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
    на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    запросы потребителей туристских услуг;
    туристские продукты;
    туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения;
    услуги: гостиниц и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные; туроператорские;
    технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
    справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):
    4.3.1. Предоставление турагентских услуг.
    4.3.2. Предоставление услуг по сопровождению туристов.
    4.3.3. Предоставление туроператорских услуг.
    4.3.4. Управление функциональным подразделением организации.
    4.4. Специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):
    4.4.1. Предоставление турагентских услуг.
    4.4.2. Предоставление услуг по сопровождению туристов.
    4.4.3. Предоставление туроператорских услуг.
    4.4.4. Управление функциональным подразделением организации.
    4.4.5. Предоставление экскурсионных услуг.
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Специалист по туризму должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Специалист по туризму должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
    5.2.1. Предоставление турагентских услуг.
    ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
    ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.
    ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
    ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
    ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
    ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
    ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.
    5.2.2. Предоставление услуг по сопровождению туристов.
    ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
    ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
    ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
    ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
    ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
    ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
    5.2.3. Предоставление туроператорских услуг.
    ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
    ПК 3.2. Формировать туристский продукт.
    ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.
    ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
    5.2.4. Управление функциональным подразделением организации.
    ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения.
    ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
    ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.
    5.3. Специалист по туризму должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Специалист по туризму должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке).
    5.4.1. Предоставление турагентских услуг.
    ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
    ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.
    ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
    ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
    ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
    ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
    ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.
    5.4.2. Предоставление услуг по сопровождению туристов.
    ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
    ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
    ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
    ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
    ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
    ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
    5.4.3. Предоставление туроператорских услуг.
    ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
    ПК 3.2. Формировать туристский продукт.
    ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.
    ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
    ПК 3.5. Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг.
    5.4.4. Управление функциональным подразделением организации.
    ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения.
    ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
    ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.
    ПК 4.4. Анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы.
    5.4.5. Предоставление экскурсионных услуг.
    ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу.
    ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий.
    ПК 5.3. Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги.
    ПК 5.4. Инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии.
    ПК 5.5. Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ.
    ПК 5.6. Оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 1998 1332   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 462 308   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  106 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 212 106 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:    
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;    
 основы здорового образа жизни    
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 141 94   
 В результат изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.3
 уметь:   
 работать в операционной системе;   
 работать с текстовым редактором;   
 работать с электронными таблицами;   
 использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности;   
 выполнять работу с программными средствами повышения информационной безопасности;    
 работать с профессионально ориентированным программным обеспечением;    
 пользоваться средствами связи и техническими средствами, применяемыми для создания, обработки и хранения документов;     
 осуществлять документационное обеспечение профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;     
 знать:     
 общие принципы работы с оболочками разных операционных систем;     
 правила и методы подготовки, сохранения и редактирования текстовых документов в разных текстовых редакторах;     
 общие принципы использования стандартных функций при вычислениях, способы представления результатов в обычном и графическом виде;     
 методы поиска необходимой информации, правила пользования основными службами глобальных сетей;     
 общий подход к организации размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации, защиты информации от несанкционированного доступа;     
 общие принципы работы с различными системами бронирования и резервирования;     
 правила использования оргтехники и основных средств связи;     
 стандартное программное обеспечение делопроизводства     
 уметь:   ЕН.02. География туризма ОК 1 - 10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.6
ПК 3.2
 оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;   
 работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;