Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 281. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА"

Дата документа21.06.2010
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Стратегия

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. N 1039-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года.
    2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и утвердить в месячный срок план мероприятий по реализации Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и обеспечить его выполнение.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
    
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 г. N 1039-р

 

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДО 2030 ГОДА

 

I. Введение

 
    Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций всех форм собственности, обеспечивающих потребности государства и общества в сфере геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, мониторинга и охраны недр.
    Настоящая Стратегия учитывает тенденции изменения в сфере геологического изучения недр, отечественной и мировой минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния.
    Настоящая Стратегия определяет основные направления развития геологической отрасли Российской Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геолого-разведочного производства.
 

II. Современное состояние геологической отрасли

 
    Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации.
    Геологическая отрасль неразрывно связана с деятельностью отраслей, осуществляющих:
    добычу, первичную переработку, транспортировку и реализацию минерального сырья;
    использование минерального сырья производителями энергии, металлургической и химической промышленностью, строительной индустрией и агропромышленным комплексом.
 

1. Структура управления геологической отраслью

 
    Система государственного управления геологической отраслью на федеральном уровне включает:
    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр;
    Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы, оказывающие государственные услуги по геологическому изучению недр, осуществляющие управление государственным имуществом, лицензирование недропользования, государственный учет и государственную экспертизу запасов, информации и проектов геолого-разведочных работ;
    Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление фондом недр общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих территориях.
    Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций в области изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов, является Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
    В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального бюджета в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся.
    Большинство геологических организаций функционирует в форме федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, управление которыми осуществляется при минимальном участии Федерального агентства по недропользованию.
 

2. Информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли

 
    Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает:
    сбор и обработку геологической информации, а также ее хранение;
    создание сводной информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного управления фондом недр;
    предоставление геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям.
    Получение и интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями, научными и производственными организациями, проводящими работы по геологическому изучению и использованию недр.
    Сбор, обработка, хранение и предоставление геологической информации в пользование обеспечиваются разветвленной сетью организаций, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию.
    Основными сводными информационно-аналитическими продуктами, имеющими ключевое значение для государственного управления фондом недр, являются:
    государственный баланс запасов полезных ископаемых;
    государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации;
    государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также лицензий на пользование недрами;
    сводные данные федерального государственного статистического наблюдения, отражающие объемы выполненных геолого-разведочных работ в физическом и денежном выражении.
    В настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование не полностью соответствуют потребностям геолого-разведочного производства, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.
    Не решены вопросы сбора и хранения первичной геологической информации.
 

3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли

 
    Геолого-разведочные работы характеризуются высокой наукоемкостью. Результатом научных исследований в геологии являются новые данные и знания о геологическом строении недр, закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых.