Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 930. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 08.04.2010 N 310 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280707 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

Дата документа08.04.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2010 г. N 17383
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2010 г. N 310

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280707 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 8 апреля 2010 г. N 310

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280707 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

    

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник-спасатель 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник-спасатель 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф природного и техногенного характера и снижению их негативных последствий; техническое обслуживание, ремонт и хранение аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    люди, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, население и материальные ценности, находящиеся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    опасности, связанные с последствиями деятельности человека и природными явлениями;
    потенциально опасные технологические процессы и производства;
    методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия;
    методы и способы определения степени опасности, правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
    методы и приемы выполнения аварийно-спасательных работ;
    организация и планирование деятельности аварийно-спасательных формирований;
    аварийно-спасательное оборудование и техника;
    средства оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
    средства и системы связи и управления;
    первичные трудовые коллективы.
    4.3. Техник-спасатель готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
    4.3.2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
    4.3.3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.
    4.3.4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
    4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший техник-спасатель готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
    4.4.2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
    4.4.3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.
    4.4.4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
    4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник-спасатель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник-спасатель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
    ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
    ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
    ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    ПК 1.4. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    ПК 1.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
    5.2.2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
    ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
    ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
    ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
    ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.
    ПК 2.5. Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.
    ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
    5.2.3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.
    ПК 3.1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.
    ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
    ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств.
    ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.
    5.2.4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
    5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший техник-спасатель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший техник-спасатель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
    5.4.1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.
    ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.
    ПК 1.2. Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.
    ПК 1.3. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    ПК 1.4. Осуществлять координацию действий аварийно-спасательных формирований и других подразделений при проведении аварийно-спасательных работ.
    ПК 1.5. Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в рамках оказания международной помощи.
    ПК 1.6. Организовывать и проводить аварийно-восстановительные работы.
    ПК 1.7. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
    5.4.2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
    ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.
    ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
    ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
    ПК 2.4. Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.
    ПК 2.5. Разрабатывать и проводить профилактические мероприятия.
    ПК 2.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.
    ПК 2.7. Планировать и организовывать подготовку спасателей аварийно-спасательного формирования.
    5.4.3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.
    ПК 3.1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.
    ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
    ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств.
    ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.
    5.4.4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.2. Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
    ПК 4.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
    ПК 4.4. Обеспечивать жизнедеятельность личного состава аварийно-спасательного формирования в условиях обострения социально-политической обстановки.
    5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3132 2088   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 648 432   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  168 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.3
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;   
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;    
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;    
 знать:    
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 336 168 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   ОК 3 ОК 6 ОК 10 ПК 1.1 -
 знать:    1.5
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;    ПК 2.1 - 2.6 ПК 4.1 -
 основы здорового образа жизни    4.3
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 60 40   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.3
 уметь:    
 решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;    
 знать:    
 значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;    
 основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;     
 основные понятия и методы математического анализа;     
 основы теории вероятностей и математической статистики;     
 основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры     
П.00 Профессиональный цикл 2424 1616   
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 858 572   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:   ОП.01. Инженерная графика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.2
 уметь:    
 читать рабочие и сборочные чертежи и схемы по профилю специальности;    
 выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов;     
 выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ;     
 оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;     
 знать:     
 виды нормативно-технической и производственной документации;     
 правила чтения конструкторской и технологической документации;     
 способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;     
 требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;     
 правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;     
 технику и принципы нанесения размеров;     
 классы точности и их обозначение на чертежах;     
 типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;     
 средства и методы автоматизации графических работ, принципы работы систем автоматизированного проектирования;     
 технологии компьютерной графики     
 уметь:   ОП.02. Техническая механика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
 читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;   
 проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;    
 определять напряжения в конструкционных элементах;    
 производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;     
 определять передаточное отношение;     
 знать:     
 виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;     
 типы кинематических пар;     
 типы соединений деталей и машин;     
 основные сборочные единицы и детали;     
 характер соединения деталей и сборочных единиц;     
 принцип взаимозаменяемости;     
 виды движений и преобразующие движения механизмы;     
 виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;     
 передаточное отношение и число;     
 методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации     
 уметь:   ОП.03. Термодинамика, теплопередача и гидравлика ОК 1 - 10
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 2.1 - 2.6
ПК 4.2
 использовать законы идеальных газов при решении прикладных задач, проводить термодинамический анализ теплотехнических устройств, определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи;   
 производить расчеты гидростатических давлений жидкости на различные поверхности;   
 осуществлять расчеты гидравлических параметров:    
 напора, расхода, потери напоров, гидравлических сопротивлений, величин избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости;    
 производить расчеты параметров работы гидравлических машин при их работе, насосов, трубопроводов, компрессоров;    
 знать:     
 основы теплотехники, порядок расчета теплопроводности, теплообмена, теплопередачи;     
 основные законы равновесия состояния жидкости;     
 основные закономерности движения жидкости;     
 принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;     
 принципы работы гидравлических машин     
 уметь:   ОП.04. Электротехника и электроника ОК 1 - 10
ПК 1.3 - 1.5
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.2
ПК 4.1 - 4.2
 использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;   
 читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;    
 рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;    
 пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;    
 подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;    
 собирать электрические схемы;     
 знать:     
 способы получения, передачи и использования электрической энергии;     
 электротехническую терминологию;     
 основные законы электротехники;     
 характеристики и параметры электрических и магнитных полей;