Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 429. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2010 N 505 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АВГУСТА 2008 Г. N 606"

Дата документа05.07.2010
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 505

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АВГУСТА 2008 Г. N 606

    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Согласиться с произведенным в 2009 году перераспределением средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на финансирование федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606.
    2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606 "О федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3917).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. N 505

 

ИЗМЕНЕНИЯ , КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АВГУСТА 2008 Г. N 606

 
    1. В наименовании и пункте 1 постановления слова "в 2009-2013 годах" заменить словами "в 2009-2014 годах".
    2. Федеральную целевую программу, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
 

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2008 г. N 606
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. N 505)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009-2014 ГОДАХ"

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009-2014 ГОДАХ"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах"
Основание для принятия решения о разработке Программы - поручение Президента Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N Пр-1681, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 681-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Федеральное агентство по рыболовству
Государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Разработчики Программы - Федеральное агентство по рыболовству, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов"
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности
Задачи Программы - увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
 повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;
 повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства Российской Федерации в области рыболовства;
 расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;
 увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;
 удовлетворение растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции
Целевые индикаторы Программы - прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;
прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;
 прирост объема добычи водных биологических ресурсов;
 обеспечение контроля за акваторией внутренних вод Российской Федерации в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
 обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;
 доля проконтролированных объемов добычи водных биологических ресурсов;
 прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;
 прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении;
 среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;
 доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;
 степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Показатели Программы - объем добычи водных биологических ресурсов;
объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;
 количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;
 количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов
Сроки реализации Программы - 2009-2014 годы
Объемы и источники финансирования Программы - прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 61349,5 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 32001,9 млн. рублей (52,16 процента);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 255,8 млн. рублей (0,42 процента);
 за счет средств внебюджетных источников (средств организаций рыбохозяйственного комплекса, банковских кредитов и других средств) - 29091,8 млн. рублей (47,42 процента)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - приближение в 2013 году к рекомендуемым научно обоснованным нормам потребления рыбной продукции и к продовольственной достаточности страны по этой группе продовольственных товаров;
улучшение состояния сырьевой базы, приведение объема выделяемых водных биологических ресурсов в соответствие с производственными характеристиками флота;
 увеличение объемов и глубины переработки водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации;
 повышение эффективности внешней торговли рыбной продукцией (увеличение средней стоимости 1 тонны экспортируемой пищевой рыбной продукции по сравнению с 2006 годом на 11 процентов, экспортно-импортного сальдо - на 63 процента);
 создание дополнительных рабочих мест в прибрежных регионах Российской Федерации;
 повышение доходности рыбохозяйственной деятельности для государства и бизнеса:
 дополнительные поступления налогов за время реализации Программы - 16,62 млрд. рублей (начиная с 2015 года они ежегодно будут превышать 20,6 млрд. рублей);
 чистый дисконтированный доход (при ставке дисконтирования 9 процентов) в 2016 году - более 14 млрд. рублей, а внутренняя норма доходности - более 27,4 процента;
 обеспечение в 2013 году бюджетной окупаемости Программы

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса

 
    Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
    Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
    До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
    Объем добычи водных биологических ресурсов с 1990 по 2006 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,3 млн. тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,04 млн. тонн (на 43 процента). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн. тонн в 1990 году до 2,97 млн. тонн в 2006 году (на 27,6 процента), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.
    Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1990 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2006 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 91 процента.
    В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края (до 1 июля 2007 г. - Камчатская область) составил 20 процентов, Приморского края и Мурманской области - по 7,7 процента, Сахалинской области - 6,9 процента, Чукотского автономного округа - 4,1 процента, Калининградской области - 2,3 процента.
    С 1990 по 2006 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 203 тыс. человек (на 35,9 процента), а численность плавсостава - на 53 процента. Обострилась конкуренция на рынке труда, особенно в удаленных прибрежных районах Севера и Дальнего Востока.
    Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
    Экспорт рыбной продукции в последние годы стабилизировался на уровне 1,3 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
    Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2006 году 910 тыс. тонн, что почти в 1,6 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2006 году 37,5 процента (в 2000 году - 24,4 процента).
    Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1570 долларов США за 1 тонну продукции в 2006 году, или в 3,3 раза.
    Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, в частности от 3 килограммов в Республике Ингушетия до 30 килограммов в Сахалинской и Архангельской областях, в Центральном федеральном округе - 11 килограммов, Северо-Западном федеральном округе - 18 килограммов, Южном федеральном округе - 10 килограммов, Приволжском федеральном округе - 9 килограммов, Сибирском федеральном округе - 11 килограммов, Дальневосточном федеральном округе - 22 килограмма.
    С 1990 по 2006 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.
    Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
    Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
    Низкая экономическая эффективность работы действующего флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
    С 1990 по 2006 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.
    В 2006 году вылов водных биологических ресурсов составил 52,5 процента общих допустимых уловов, при этом в исключительной экономической зоне Российской Федерации - 65,3 процента, в исключительных экономических зонах иностранных государств - 48,3 процента, в открытых районах Мирового океана - 33,7 процента, во внутренних водоемах - 27 процентов.
    Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93 процентов, на долю внутренних водоемов приходилось около 7 процентов.
    Уменьшение объемов добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2006 год произошло во всех зонах океанического рыболовства.
    Передислокация основной части флота в исключительную экономическую зону Российской Федерации привела к значительному снижению запасов основных популяций традиционных объектов лова.
    Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8 млрд. штук в год.
    В системе Федерального агентства по рыболовству 72 рыбоводных завода занимаются получением молоди осетровых, лососевых, сиговых, частиковых и других видов рыб. Большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, особенно в бассейне р. Амур.
    Производственные мощности по выпуску пищевой рыбной продукции (включая консервы) в 2006 году составили 4,6 млн. тонн, из которых 3,5 млн. тонн (77 процентов) находятся на рыбопромысловых судах и 1,1 млн. тонн (23 процента) - на береговых предприятиях. Наиболее значительной рыбообрабатывающей базой располагают Дальневосточный, Северный и Западный рыбохозяйственные бассейны.
 

Основные проблемы развития рыбохозяйственного комплекса

 
    Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью.
    В числе общих проблем, которые присущи рыбохозяйственному комплексу, достаточно остро обозначилась проблема незаконного промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с поставкой их в Японию, Китай, Корею, Норвегию и другие страны. Наблюдается хищнический промысел высокорентабельных объектов промысла - крабов, морских ежей, трески и других видов водных биологических ресурсов. Сложная ситуация сложилась с охраной осетровых видов рыб в бассейне Каспийского и Азовского морей, а также с сохранением осетровых видов рыб в бассейне р. Амур, находящихся под угрозой исчезновения.
    Материально-техническая база береговых рыбоперерабатывающих организаций находится на низком уровне. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа около 60 процентов, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности отечественной товарной рыбной продукции.
    Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают должным образом их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.
    Резкий спад производства также обусловлен недостаточной степенью загрузки рыбоперерабатывающих организаций, отсутствием доступных кредитов на пополнение оборотных средств, инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы таких организаций.
    Требуют реконструкции российские рыбные терминалы морских портов, включая усиление причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство защитных гидротехнических и подсобно-вспомогательных сооружений, замену отбойных устройств, оснащение современным подъемно-транспортным и холодильным оборудованием, строительство подъездных путей и модернизацию производственной инфраструктуры портов.
 

Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Необходимость преодоления сложившихся проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса отражена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
    Принципиальные положения стратегии развития отрасли сформулированы в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.
    Необходимость принятия федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах" (далее - Программа) обусловлена объективной потребностью в актуализации и конкретизации основных положений указанной Концепции применительно к среднесрочной перспективе, а также в реализации комплексного и системного подхода к решению накопившихся проблем.
 

Обоснование целесообразности преодоления проблем программно-целевым методом

 
    В ретроспективе развитие рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 1952-р была завершена.
    В ходе реализации указанной подпрограммы часть мероприятий осталась нереализованной.
    Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:
    масштабность и государственная значимость проблемы;
    ресурсоемкость отрасли;
    наличие актуальных социально-экономических задач, которые относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня и решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов и участие Российской Федерации в мировой торговле);
    нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;
    необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства по содержанию, технологиям производства и времени осуществления;
    потребность в комплексной координации мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса;
    определенные федеральными органами государственной власти условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
    режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования и режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);
    режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;
    режим налогообложения и налогового администрирования;
    режим регулирования внешнеторговой деятельности;
    режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
    тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство и железнодорожный транспорт.
    Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.
    Отказ от решения проблем рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом приведет к инерционному сценарию развития отрасли.
 

Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

 
    В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.
    В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это негативно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.
    Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативной правовой базы.
    Значительный урон развитию отрасли нанесло сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.
    Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в портах Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций.
    Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. В то же время конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снизило эффективность внешнеторговых операций.
    Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы в рамках текущего производственного потребления обусловил рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.
    Вследствие этого средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в 2000-2006 годах средний уровень рентабельности товарной рыбной продукции составил 1,7 процента).
    Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование, предусматривающее расплату выловленной рыбой, превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор поставок продукции российскими производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбной продукции, которые производит и Российская Федерация.
    Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками в части материально-технического снабжения и реализации продукции. Стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что сопровождается переориентацией на объекты промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим резко возросла добыча ценных водных биологических ресурсов и образовался значительный объем невостребованных водных биологических ресурсов, промысел которых при сложившихся условиях становится для российских производителей низкорентабельным.
    В этих условиях сформировалась диспропорция между расчетной мощностью (производительностью) отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов водных биологических ресурсов. Неполная загрузка мощностей рыбопромысловых судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов и стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбной продукции.
    Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы. Институциональные преобразования последнего времени не привели к формированию эффективного рыночного механизма его функционирования.
    Развитие рыбохозяйственного комплекса будет определяться следующими сдерживающими факторами:
    слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала и, следовательно, незначительные возможности технологической адаптации организаций к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
    низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбной продукции, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли предприятий сферы обращения в розничной цене рыбной продукции;
    низкие темпы концентрации капитала как в вертикально, так и в горизонтально интегрированных компаниях;
    отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в иностранных государствах.
    Государственная политика в области развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования. Так, приведение объемов выделяемых средств в соответствие с производственными характеристиками имеющегося флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативных правовых актов по вопросам прибрежного рыболовства создаст предпосылки для более полного использования имеющихся водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания судов в морских портах Российской Федерации. Однако без внедрения новых принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки российского рыбохозяйственного комплекса, включая частно-государственное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности даже прогрессивные изменения не смогут изменить негативные тенденции.
    Ожидаемое увеличение спроса на рыбную продукцию внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции российского производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта.
    Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских предприятий от иностранных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации в части режима обслуживания судов и условий ремонта.
    Имеющаяся тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих исключительных экономических зон, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую растущее внешнеэкономическое и внешнеполитическое давление на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств.
    Отсутствие государственных мер в отношении полного освоения допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.
    Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общих допустимых уловов основных видов водных биологических ресурсов. Всем российским научно-исследовательским судам основного типа в 2012 году исполнится 25 лет. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие программы строительства новых научно-исследовательских судов приведет к прекращению к 2013 году российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
    Недоосвоение российским флотом выделенных квот, прекращение научных исследований и ведение промысла водных биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана неминуемо ведут к перераспределению ресурсов в пользу других стран.
    Одним из важнейших факторов, влияющих на снижение объемов добычи водных биологических ресурсов, является списание крупнотоннажных рыбопромысловых судов, что невозможно компенсировать за счет приобретения старых судов иностранного производства. К 2015 году из имеющихся 222 крупнотоннажных добывающих рыбопромысловых судов прогнозируется списание около 120 судов с соответствующим сокращением добычи водных биологических ресурсов как в целом по Российской Федерации, так и в отдаленных районах Мирового океана.
    В полной мере негативные последствия инерционного сценария развития рыбохозяйственного комплекса проявятся в 2009-2013 годах.
    Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости принятия инерционного сценария развития и о необходимости комплексного решения задач Программы в целях обеспечения ускоренного выхода российского рыбохозяйственного комплекса из кризиса и существенного роста объемов и эффективности производства.
 

Основные риски, связанные с программно-целевым методом преодоления сложившихся проблем

 
    При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
    с недостатками управления Программой;
    с неверно выбранными приоритетами развития рыбной отрасли;
    с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.
    Риски, связанные с недостатками управления Программой, в значительной степени определяются координацией действий государственного заказчика - координатора Программы и государственных заказчиков Программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых средств федерального бюджета.
    Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что приведет к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса.
 

II. Основная цель и задачи, показатели и целевые индикаторы Программы, сроки и этапы ее реализации

 
    Целью Программы является обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию в основном российского производства.
    Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
    увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
    повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;
    повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства Российской Федерации в области рыболовства;
    расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;
    увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов Российской Федерации;
    удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.
    Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие показатели:
    объем добычи водных биологических ресурсов;
    объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;
    количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;
    количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов.
    Целевыми индикаторами Программы являются:
    прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;
    прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;
    прирост объема добычи водных биологических ресурсов;
    обеспечение контроля за акваторией внутренних вод Российской Федерации в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
    обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;
    доля проконтролированных объемов вылова водных биологических ресурсов;
    прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;
    прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении;
    среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;
    доля российской товарной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;
    степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
    Основным интегральным индикатором Программы является среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции, которое к 2013 году возрастет до 16 килограммов, а к 2016 году - до 20 килограммов.
    Показатели и целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1.
    Программу предполагается осуществить в 2009-2014 годах.
    В ходе реализации Программы планируется реализовать 56 мероприятий по строительству и реконструкции заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов в 26 субъектах Российской Федерации, направленных на воспроизводство популяций ценных видов водных биологических ресурсов, а также 4 инфраструктурных проекта, связанных с воспроизводством водных биологических ресурсов, реконструировать 7 научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов в 7 субъектах Российской Федерации, гидротехнические сооружения 12 рыбных терминалов морских портов в Дальневосточном, Северо-Западном и Южном федеральных округах, построить 4 судна, используемых для воспроизводства рыбы, 4 научно-исследовательских судна для работы в открытых частях Мирового океана и 22 научно-исследовательских судна для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации, 50 судов для целей рыбоохраны, 2 патрульных судна типа "Спрут" (проект 22120), 6 катеров и 195 моторных лодок для обеспечения государственного контроля в области охраны морских водных биологических ресурсов.