Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 818. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2010 г. N 17904
    


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 4 мая 2010 г. N 37н

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АККРЕДИТАЦИИ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА АККРЕДИТОВАННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.28.4 пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю:
    Утвердить прилагаемый Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств.
 

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 04.05.2010 N 37н

 

ПОРЯДОК
АККРЕДИТАЦИИ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА АККРЕДИТОВАННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ

 

I. Общие положения

 
    1. Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств (далее - Порядок) разработан в соответствии с подпунктом 5.2.28.4 пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), и устанавливает порядок добровольной аккредитации рейтинговых агентств и ведения Министерством финансов Российской Федерации реестра аккредитованных рейтинговых агентств.
    2. Аккредитованными могут быть российские и иностранные юридические лица - рейтинговые агентства, выражающие с использованием определенной системы ранжирования (далее - рейтинговой шкалы) мнение относительно способности и готовности юридических лиц и публично-правовых образований (далее - объекты рейтингования) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства (далее - кредитный рейтинг).
    3. Целью аккредитации рейтинговых агентств является обеспечение повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств путем подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов.
    4. Аккредитация рейтингового агентства, являющегося иностранным юридическим лицом, и аффилированных с ним иностранных юридических лиц (далее - международное рейтинговое агентство) осуществляется путем регистрации обособленного подразделения (филиала, представительства) международного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством российского юридического лица, в реестре аккредитованных рейтинговых агентств.
    

II. Порядок аккредитации

 
    5. Российское рейтинговое агентство, либо созданное на территории Российской Федерации обособленное подразделение международного рейтингового агентства, или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством (далее - заявитель), направляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление, в котором указывается полное наименование заявителя, юридический и фактический адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, банковские реквизиты, подписанное руководителем заявителя, к которому прилагаются:
    копии учредительных документов заявителя и копия свидетельства о государственной регистрации его в качестве юридического лица, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо копии документов о регистрации обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, письменная информация о международном рейтинговом агентстве (полное наименование, юридический и фактический адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя), а также письменное согласие международного рейтингового агентства на его аккредитацию путем регистрации в реестре аккредитованных рейтинговых агентств обособленного подразделения международного рейтингового агентства, либо российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством;
    копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации, заверенная печатью и подписанная руководителем заявителя;
    справка налогового органа Российской Федерации, подтверждающая отсутствие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    перечень собственников (акционеров) заявителя, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя;
    организационная схема, отражающая распределение функций и полномочий между структурными подразделениями заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - международного рейтингового агентства;
    образец используемого договора о проведении рейтинговой оценки между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования;
    сведения об используемой рейтинговой шкале и рейтинговой методологии, содержащие определение понятия кредитного рейтинга, а также основные факторы, принимаемые во внимание в процессе присвоения кредитного рейтинга с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих рейтинговую шкалу и рейтинговую методологию, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством рейтинговой шкалы и рейтинговой методологии;
    сведения о процедуре рейтингования, включая ее основные этапы и порядок принятия решения о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих процедуру рейтингования, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством данной процедуры;
    список действующих опубликованных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, с разделением на кредитные рейтинги, присвоенные на основании договора с объектом рейтингования, в том числе на основе информации, предоставляемой объектом рейтингования (контактные кредитные рейтинги), и кредитные рейтинги, присвоенные на основе анализа исключительно общедоступной информации без заключения договора между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования о присвоении кредитного рейтинга (дистанционные кредитные рейтинги);
    информация о наличии собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке, либо о присоединении к существующим общедоступным кодексам поведения рейтинговых агентств, принятым профессиональными объединениями в сфере финансового рынка, с приложением копии соответствующего кодекса;
    копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заявителя за последние два календарных года, предшествующие дате направления заявления об аккредитации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо в случае если законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках - копии полного комплекта документов годовой финансовой отчетности, представляемого в налоговый орган Российской Федерации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя;
    перечень объектов рейтингования и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке заявителя по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень объектов рейтингования, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке международного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя;
    перечень собственников (акционеров) заявителя или аффилированных с собственниками лиц, которым заявителем был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых заявителем для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов. В случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, или аффилированных с собственниками лиц, которым международным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых международным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов.
    6. Заявитель либо международное рейтинговое агентство обязано:
    иметь на момент подачи заявления на аккредитацию не менее 20 действующих контактных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, в том числе не менее 10 рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг;
    осуществлять непрерывную публичную деятельность по присвоению контактных кредитных рейтингов российским объектам рейтингования не менее 2 лет;
    обеспечивать выполнение требований собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке или общедоступного кодекса поведения рейтинговых агентств, принятого профессиональными объединениями в сфере финансового рынка. При этом кодекс поведения должен содержать, в том числе описание принципов обеспечения качества и объективности рейтингового процесса, независимости рейтинговых агентств и предотвращения конфликтов интересов, ответственности рейтингового агентства перед пользователями кредитных рейтингов и объектами рейтингования;
    иметь утвержденную внутренними документами или правилами заявителя или международного рейтингового агентства методологию и процедуру рейтингования, предусматривающую, в том числе непрерывность процесса рейтингования, принятие решения о кредитном рейтинге на коллегиальной основе;
    обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности путем ведения официального сайта в сети Интернет, общедоступная часть которого должна содержать, в том числе утвержденную внутренними документами либо правилами заявителя или международного рейтингового агентства рейтинговую методологию, список действующих опубликованных кредитных рейтингов с указанием дат последнего опубликования;
    разделять дистанционные и контактные кредитные рейтинги при опубликовании информации о кредитных рейтингах в средствах массовой информации и в сети Интернет.
    7. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет экспертизу документов и сведений, представляемых заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, проверяя их на соответствие требованиям пункта 6 настоящего Порядка.
    8. В течение тридцати рабочих дней с даты поступления заявления и документов заявителя на аккредитацию Министерство финансов Российской Федерации принимает положительное решение об аккредитации заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - об аккредитации международного рейтингового агентства путем издания приказа о его аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства, либо отказывает в аккредитации, направляя в адрес заявителя письмо об отказе в аккредитации с обоснованием причин отказа.
    9. Основанием для отказа в аккредитации является:
    непредставление или неполное представление в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка;
    нарушение требований пункта 6 настоящего Порядка.
    10. Заявитель или в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - международное рейтинговое агентство считается аккредитованным рейтинговым агентством с даты вступления в силу соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации.
    11. В целях оценки соблюдения аккредитованным рейтинговым агентством, а также обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством, требований пункта 6 настоящего Порядка Министерством финансов Российской Федерации осуществляется мониторинг их деятельности.
    12. В процессе осуществления деятельности аккредитованное рейтинговое агентство либо обособленное подразделение аккредитованного международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с аккредитованным международным рейтинговым агентством, направляет в Министерство финансов Российской Федерации следующую информацию в письменном виде (если в настоящем пункте не указано иное):
    о внесении изменений в учредительные документы аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 20 рабочих дней с даты внесения изменений;
    об изменении долей собственников (акционеров) аккредитованного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, не позднее 20 рабочих дней с даты изменения;
    перечень объектов рейтингования и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовом объеме выручки аккредитованного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года - ежегодно, не позднее 1 августа;
    об объектах рейтингования, являющихся собственниками аккредитованного рейтингового агентства или аффилированными с собственниками лицами, которым аккредитованным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, а также информацию о мерах, принимаемых аккредитованным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов, не позднее 5 рабочих дней с даты опубликования указанного кредитного рейтинга;
    об изменении юридического и (или) фактического адреса аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты изменения;
    о смене руководителя аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты смены;
    годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, либо в случае если действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, полный комплект документов годовой финансовой отчетности, представляемый в налоговый орган Российской Федерации - ежегодно, не позднее пяти дней с даты представления указанной отчетности в налоговый орган Российской Федерации;
    сведения о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии в отношении российских объектов рейтингования - в электронном виде в день официального опубликования решения о совершении соответствующего действия, либо в случае если указанная информация содержится в сети Интернет на соответствующем сайте аккредитованного рейтингового агентства, информация не предоставляется.
 

III. Ведение реестра аккредитованных рейтинговых агентств

 
    13. Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (далее - реестр) ведется Министерством финансов Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде путем внесения в реестр записей на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.
    14. Реестровая запись содержит следующие сведения:
    номер реестровой записи, дата включения в реестр сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством), дата и номер приказа Министерства финансов Российской Федерации, на основании которого внесена реестровая запись;
    наименование аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством) и его организационно-правовая форма;
    юридический и фактический адрес аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством);
    фамилия, имя, отчество руководителя аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством);
    информация о лишении аккредитованного рейтингового агентства аккредитации;
    информация о переоформлении аккредитации аккредитованного рейтингового агентства.
    15. Внесение и изменение сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством) в реестр, а также исключение сведений из реестра осуществляется на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации.
    16. Сведения из реестра предоставляются любым заинтересованным лицам безвозмездно. Предоставление сведений, содержащихся в реестре, по запросам заинтересованных лиц осуществляется в виде выписок из реестра в 5-дневный срок с даты поступления запроса.
 

IV. Лишение аккредитации

 
    17. Рейтинговое агентство лишается аккредитации в следующих случаях:
    внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (аккредитованного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством) или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства), прекращение деятельности обособленного подразделения международного рейтингового агентства на территории Российской Федерации;
    по инициативе аккредитованного рейтингового агентства;
    по решению Министерства финансов Российской Федерации в следующих случаях:
    - несоответствия деятельности аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством) требованиям пункта 6 настоящего Порядка, за исключением абзаца второго;
    - снижения количества действующих контактных кредитных рейтингов ниже пятнадцати (включительно), а также количества контактных кредитных рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг, ниже семи (включительно);
    - неоднократного нарушения аккредитованным рейтинговым агентством (обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или российским юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством) требований пункта 12 настоящего Порядка.
    18. Лишение аккредитации осуществляется на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации в течение месяца с даты выявления факта, являющегося основанием для лишения аккредитации, в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.
 

V. Переоформление аккредитации рейтингового агентства

 
    19. В случае принятия уполномоченными в соответствии с учредительными документами органами управления аккредитованного рейтингового агентства решения о реорганизации в форме преобразования или слияния аккредитованное рейтинговое агентство обязано письменно уведомить Министерство финансов Российской Федерации о таком решении в течение семи рабочих дней с даты принятия указанного решения.
    20. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства в форме преобразования, при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка, его правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры преобразования.
    21. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства, являющегося юридическим лицом, в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у одного или у каждого участвующего в слиянии юридического лица (рейтингового агентства) аккредитации, а также при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка, такой правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры слияния.
    22. В течение двадцати дней с даты завершения процедуры реорганизации в форме преобразования или слияния при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка правопреемник аккредитованного рейтингового агентства имеет право подать в Министерство финансов Российской Федерации заявление о переоформлении аккредитации. Вместе с заявлением реорганизуемое рейтинговое агентство предоставляет документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка.
    23. Начиная с даты представления заявления, а также документов и сведений в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка, правопреемник аккредитованного рейтингового агентства сохраняет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение всего срока проведения Министерством финансов Российской Федерации экспертизы указанных документов и сведений.
    24. Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о переоформлении аккредитации в течение десяти дней с даты поступления указанных в пункте 22 настоящего Порядка документов на переоформление аккредитации в форме соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации и вносит соответствующие изменения в реестр аккредитованных рейтинговых агентств либо принимает решение об отказе в переоформлении аккредитации и направляет правопреемнику аккредитованного рейтингового агентства письмо с обоснованием причин отказа.
    25. В переоформлении аккредитации может быть отказано в случае непредставления или неполного представления в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, а также нарушения требований пункта 6 настоящего Порядка.