Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 829. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 г. N 525

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.
    Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - технический регламент) вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования настоящего постановления.
    2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента подготовить проект перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
    3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента утвердить перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
    4. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с техническим регламентом.
    5. Для продукции, строительство, производство, монтаж, изготовление и наладка которой на территории Российской Федерации выполнены до дня вступления в силу технического регламента, сертификаты соответствия или декларации о соответствии сохраняют силу в течение указанного в них срока действия.
    6. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников соответствующего федерального органа исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. N 525

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О БЕЗОПАСНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящий технический регламент принимается в следующих целях:
    а) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также государственного или муниципального имущества;
    б) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    в) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
    г) обеспечение энергетической эффективности.
    2. Требования настоящего технического регламента обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования на территории Российской Федерации (далее - объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта), строительство которых закончено, а также при оценке соответствия продукции.
    3. Объектом технического регулирования настоящего технического регламента является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
    а) подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;
    б) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта по перечню согласно приложению N 1.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Приложения 1 - 4 к данному документу не приводятся.
 
 
    4. Действие настоящего технического регламента не распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, предназначенную для движения поездов со скоростью более 200 км/ч (инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта).
    Действие настоящего технического регламента не распространяется на инфраструктуру технологического железнодорожного транспорта.
    Требования к эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
    5. Требования настоящего технического регламента обязательны для применения и исполнения:
    а) федеральными органами исполнительной власти;
    б) юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), производство, строительство, монтаж, наладку, приемку, ввод в эксплуатацию и оценку соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
    в) владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта.
    6. Правовой основой технического регулирования в области безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта являются Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", настоящий технический регламент, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
    7. Основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
    "безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта" - состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
    "выпуск в обращение" - стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
    "габарит приближения строений" - предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава;
    "железнодорожная автоматика и телемеханика" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой;
    "железнодорожная станция" - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
    "железнодорожная электросвязь" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта;
    "железнодорожное электроснабжение" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах;
    "железнодорожный переезд" - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств;
    "железнодорожный путь" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;
    "идентификация продукции" - установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;
    "инновационная продукция" - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
    "контактная сеть" - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам подвижного состава;
    "назначенный ресурс" - суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния;
    "назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
    "назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;
    "объект инфраструктуры железнодорожного транспорта" - составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем;
    "паспорт" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
    "перегон" - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
    "станционные здания, сооружения и устройства" - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений и устройств для производства на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров;
    "приемка" - форма оценки соответствия объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которого закончено, требованиям настоящего технического регламента;
    "продукция" - элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность элементов составных частей ее подсистем;
    "ремонтная документация" - документация, содержащая указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения капитального, среднего и текущего ремонта, контроля, регулирования, испытаний, консервации, транспортирования и хранения продукции после ремонта, монтажа и испытания, а также значения показателей и норм, которым должна удовлетворять продукция после ремонта;
    "руководство по эксплуатации" - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортирование), оценки ее технического состояния при определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
    "составная часть подсистем" - сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасное движение железнодорожного подвижного состава;
    "техническая совместимость" - способность подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта к взаимодействию друг с другом и с железнодорожным подвижным составом в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом требованиями;
    "формуляр" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие);
    "эксплуатационная документация" - конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
    "элемент составной части подсистемы" - изделие или конструкция, применяемая при строительстве и монтаже составной части подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта.
    8. Продукция, которая подвергается процедурам обязательного подтверждения соответствия согласно положениям настоящего технического регламента, должна быть идентифицирована.
    Идентификацию проводят при отборе образцов и испытаниях и для удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
    Идентификация продукции проводится в соответствии с представленной документацией и (или) визуально.
    Идентификация продукции состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции с основными характеристиками, указанными в заявке на проведение обязательного подтверждения соответствия продукции, технической (сопроводительной) документации на нее, маркировке на образце продукции и на упаковке (таре). Для проведения идентификации продукции могут использоваться характеристики, приведенные в национальных стандартах и (или) сводах правил, перечень которых утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - документы по стандартизации), а также в общероссийском классификаторе продукции и конструкторской документации, в том числе в технических условиях и договорах поставки.
    При визуальной идентификации определяются вид продукции, место размещения, наличие и содержание информации для потребителя.
    Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
    9. Настоящий технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к инфраструктуре железнодорожного транспорта, выполнение которых обеспечивает:
    а) безопасность излучений;
    б) биологическую безопасность;
    в) взрывобезопасность;
    г) механическую безопасность;
    д) пожарную безопасность;
    е) промышленную безопасность;
    ж) термическую безопасность;
    з) электрическую безопасность;
    и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    к) единство измерений.
    10. При производстве продукции изготовитель обязан выполнить весь комплекс мер по исполнению требований, определенных настоящим техническим регламентом.
    11. Изготовленные рельсы железнодорожные широкой колеи, рельсы железнодорожные остряковые, рельсы железнодорожные контррельсовые и рельсовые скрепления перед выпуском в обращение проходят приемочный контроль в соответствии с технической документацией.
    12. Допустимые значения безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции (далее - допустимые значения) устанавливаются в документах по стандартизации, применяемых на добровольной основе. Обеспечение допустимых значений является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.
 

II. Требования к инфраструктуре железнодорожного транспорта при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в целях обеспечения безопасности

 
    13. При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе по данным эксплуатации аналогичных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции. Методы оценки степени риска могут быть установлены в документах по стандартизации.
    14. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться путем:
    а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
    б) применения апробированных технических решений;
    в) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью;
    г) проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках;
    д) выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
    е) установления критериев предельных состояний продукции;
    ж) соблюдения требований проекта с контролем посредством авторского надзора, осуществляемого проектировщиком;
    з) определения условий и способов утилизации продукции;
    и) проведения оценки соответствия продукции.
    15. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукция по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
    16. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукция должны обеспечивать:
    а) соблюдение габарита приближения строений;
    б) выполнение условий эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий;
    в) техническую совместимость с железнодорожным подвижным составом.
    17. При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции проектировщик (разработчик) должен выбирать решения, обеспечивающие установленный законодательством Российской Федерации допустимый уровень опасных воздействий на жизнь и здоровье человека, животных и растений.
    18. Выбранные проектировщиком (разработчиком) конструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны быть безопасны в течение назначенного срока службы и (или) ресурса, назначенного срока хранения, а также выдерживать воздействия и нагрузки, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.
    19. При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции проектировщик (разработчик) должен предусматривать программные средства, обеспечивающие безопасность функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции.
    20. При внесении изменений в проект строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции, в конструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции не должны быть снижены установленные при проектировании требования безопасности, предусмотренные настоящим техническим регламентом.
    21. Продукция должна иметь хорошо различимые идентификационные и предупреждающие надписи и маркировку, которые должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации.
    22. Продукция в соответствии с конструкторской документацией должна иметь следующую маркировку, обеспечивающую идентификацию продукции независимо от года ее выпуска:
    а) знак обращения на рынке;
    б) номер;
    в) табличка изготовителя;
    г) дата изготовления;
    д) надписи об освидетельствовании резервуаров и контрольных приборов (наносятся на указанные резервуары и приборы).
    23. Уровень электромагнитных помех, создаваемый продукцией, не должен превышать значения, в пределах которых эти помехи не оказывают влияния на работоспособность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, другой продукции, а также железнодорожного подвижного состава.
    24. Для продукции должен быть предусмотрен порядок утилизации опасных элементов составных частей подсистем с целью предотвращения их использования после прекращения эксплуатации.
    25. Перед вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в предусмотренных проектом местах должны быть нанесены либо установлены предупреждающие надписи и знаки об опасностях и условиях безопасной эксплуатации.
    26. Продукция, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента подтверждено в порядке, определенном настоящим техническим регламентом, маркируется знаком обращения на рынке в установленном порядке.
    27. При вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции обязательно наличие комплекта эксплуатационной и ремонтной документации.
    28. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны выполняться требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
    29. При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные современные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, а также рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
    30. При строительстве объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны быть приняты меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    31. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны предусматриваться и выполняться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных и мест их постоянного обитания, в том числе в период размножения и зимовки.
    32. В целях обеспечения безопасности к железнодорожному пути, составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются следующие требования:
    а) все составные части железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и другие) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и другие) по прочности, несущей способности и устойчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений;
    б) верхнее строение пути и земляное полотно должны обеспечивать стабильность положения железнодорожного пути в плане и продольном профиле. Геометрические параметры кривых должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать устойчивость железнодорожного подвижного состава, препятствующую сходу его колес с рельсов и опрокидыванию;
    в) уровень бровки земляного полотна на подходах к водопропускным сооружениям через водотоки при расположении пути вдоль водотоков и водоемов, а также верха укрепляемых откосов должен возвышаться на заданную величину над наивысшим расчетным уровнем воды исходя из заданной вероятности превышения;
    г) конструкция бесстыкового пути должна исключать выбросы рельсошпальной решетки при одновременном воздействии поездных и температурных нагрузок;
    д) искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самих сооружений и путей (тротуары, убежища с перилами, мостовой настил, ниши, камеры, лестницы, сходы с перилами, специальные смотровые устройства и приспособления, оповестительная сигнализация и другие);
    е) стрелочные переводы должны иметь устройства для предотвращения несанкционированного перевода остряков и подвижных частей крестовин во время движения железнодорожного подвижного состава;
    ж) геометрические размеры поперечного сечения и конструктивные решения тоннелей должны устанавливаться с учетом минимизации величины избыточного аэродинамического давления, возникающего при входе в тоннель и движении в нем железнодорожного подвижного состава;
    з) при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающих составные части железнодорожного пути, а также при проектировании продукции, включающей элементы составных частей железнодорожного пути, должны быть проведены специальные исследования для принятия решений по снижению колебаний аэродинамического давления в тоннелях, закрытых выемках и подземных станциях при проходе железнодорожного подвижного состава с максимальными скоростями;
    и) концентрация вредных веществ в тоннеле не должна превышать опасный для здоровья людей уровень;
    к) пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами и линиями городского пассажирского транспорта следует проектировать в разных уровнях. Допускается проектирование и строительство пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами в одном уровне в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. Все железнодорожные переезды со стороны автодороги должны быть оборудованы предупредительными знаками, а также в зависимости от интенсивности движения автотранспорта - сигнальными и заградительными устройствами;
    л) пересечение железнодорожных путей с трубопроводами различного назначения, не входящими и входящими в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта, возможно надземным или подземным (под земляным полотном) способами с заключением (при подземном способе) трубопровода на заданном протяжении и глубине в защитную трубу или тоннель. Не допускается устройство переходов трубопроводов в теле насыпи. При надземном пересечении железнодорожных путей с трубопроводами должно обеспечиваться соблюдение габарита приближения строений. Устройство указанных пересечений согласовывается с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
    33. В целях обеспечения безопасности к железнодорожному электроснабжению, составным частям железнодорожного электроснабжения и элементам составных частей железнодорожного электроснабжения устанавливаются следующие требования:
    а) соблюдение условий, при которых обеспечиваются:
    безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожного электроснабжения, находящихся под напряжением, до заземленных частей, поверхности земли, настилов пешеходных мостов, лестниц, пассажирских платформ и железнодорожных переездов;
    безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожного электроснабжения до линий электропередачи, не входящих в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта;
    напряжение не более допустимого значения при прикосновении к корпусам электрооборудования и другим металлическим конструкциям;
    наличие ограждений и блокировок, препятствующих несанкционированному проникновению в опасные зоны или прикосновению к элементам составных частей железнодорожного электроснабжения, находящимся под напряжением;
    уровень радиопомех, создаваемых элементами составных частей железнодорожного электроснабжения, не выше допустимого значения;
    автоматическое отключение тяговой сети или линий электропередачи при возникновении таких режимов, которые могут привести к повреждению или нарушению исправного состояния железнодорожного электроснабжения и иных подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
    наличие предупреждающих знаков;
    пожарная безопасность как в нормальном, так и в аварийном режимах;
    б) использование оборудования, параметры которого обеспечивают:
    электрическую прочность изоляции не ниже допустимого значения;
    превышение температуры токоведущих частей оборудования над температурой окружающей среды при номинальном токе не выше нормированного значения;
    отношение наименьшего размера изоляционного промежутка, при котором отсутствует сигнал об отключенном положении разъединителя контактной сети, к наибольшему размеру изоляционного промежутка не менее допустимого значения;
    коэффициент безопасности по прочности стоек для опор контактной сети, фундаментов опор и ригелей жестких поперечин не менее допустимого значения;
    относительный прогиб в средней части несущих конструкций контактной сети не более допустимого значения;
    обратное напряжение диодного заземлителя не менее допустимого значения;
    импульсное напряжение срабатывания устройств защиты станций стыкования в пределах допустимых значений;
    необходимый уровень защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;
    автоматическое отключение элементов составных частей железнодорожного электроснабжения в аварийном режиме работы (перегрузка, перегрев, короткое замыкание и другие), исключающее возгорание его частей;
    в) обеспечение механической прочности оборудования железнодорожного электроснабжения при воздействии:
    эксплуатационных нагрузок;
    нагрузок в расчетных аварийных режимах;
    монтажных нагрузок;
    г) безопасное функционирование железнодорожного электроснабжения при одновременном воздействии эксплуатационных или аварийных нагрузок и климатических факторов, соответствующих нормативным показателям района эксплуатации, в том числе для режимов минимальной температуры, максимальной температуры, максимальной скорости ветра или гололеда с ветром;
    д) обеспечение безопасности оперативного и оперативно-ремонтного персонала от возможного попадания под напряжение и поражения электрическим током путем:
    установления разъединителей с видимым разрывом во всех цепях распределительных устройств (кроме ячеек с выкатными блоками), обеспечивающих возможность отсоединения всех аппаратов от источников напряжения;
    оборудования всех распределительных устройств напряжением свыше 1000 В тяговых и трансформаторных подстанций, а также линейных элементов составных частей железнодорожного электроснабжения стационарными заземляющими ножами, обеспечивающими заземление аппаратов и ошиновки, и блокировками или иными устройствами, предотвращающими возможность выполнения ошибочных операций с коммутационными аппаратами;
    оборудования стационарных ограждений, лестниц для подъема на трансформаторы блокировками или иными устройствами, обеспечивающими возможность открывания ограждений, приведения лестниц в рабочее положение только при включенных заземляющих ножах;
    е) обеспечение посредством элементов составных частей железнодорожного электроснабжения снабжения тягового подвижного состава, сооружений и устройств подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта электроэнергией с показателями качества, обеспечивающими их безопасное функционирование и повышение энергетической эффективности.
    34. В целях обеспечения безопасности к железнодорожной автоматике и телемеханике, составным частям железнодорожной автоматики и телемеханики и элементам составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики устанавливаются следующие требования:
    а) все составные части автоматики и телемеханики и элементы составных частей автоматики и телемеханики должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;
    б) диспетчерская централизация и диспетчерский контроль движения поездов должны обеспечивать:
    централизованное управление стрелками и светофорами одной или нескольких станций и перегонов железнодорожного пути из одного диспетчерского центра с обеспечением резервного управления устройствами электрической централизации на этих станциях и путевых постах;
    непрерывный контроль положения стрелок и свободности (занятости) перегонов, путей на станциях и прилегающих к станциям блок-участках, а также показаний входных, маршрутных и выходных светофоров;
    непрерывный контроль технического состояния устройств сигнализации, централизации и блокировки на станциях и перегонах;
    возможность изменения параметров движения при ложной занятости блок-участков, включая экстренную остановку железнодорожного подвижного состава и передачу разрешения на движение железнодорожного подвижного состава для проследования светофора с запрещающим показанием;
    передачу необходимых данных для оповещения пассажиров о движении поездов, а также оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении поезда;
    в) сигнализация, централизация и блокировка на станциях и перегонах должна обеспечивать:
    пропуск поездов по установленным непересекающимся маршрутам с установленными скоростями в обоих направлениях на станциях и по каждому пути перегона;
    предотвращение (блокирование) входа железнодорожного подвижного состава на участок железнодорожного пути, который занят другим железнодорожным подвижным составом;
    контроль положения железнодорожного подвижного состава, перевод стрелок, контроль их положения и запирание при приготовлении маршрута, а также управление светофорами и выполнение требуемой последовательности взаимозависимых операций;
    контроль технического состояния устройств и технических средств и при необходимости их резервирование;
    автоматическое оповещение о приближении поезда на железнодорожных станциях;
    г) железнодорожная автоматика и телемеханика на сортировочных станциях должна обеспечивать:
    непрерывное, бесперебойное и безопасное расформирование составов с расчетной (проектной) скоростью, а также безопасность сортировки вагонов;
    индивидуальное управление стрелками;
    исключение выхода железнодорожного подвижного состава в зону роспуска;
    контроль положения стрелок и занятости стрелочных секций;
    недопущение перевода стрелки под железнодорожным подвижным составом;
    управление и контроль надвигом и роспуском;
    д) система технической диагностики и мониторинга должна обеспечивать контроль предотказного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
    е) железнодорожная автоматика и телемеханика должна быть совместима с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом;
    ж) железнодорожная автоматика и телемеханика, составные части железнодорожной автоматики и телемеханики и элементы составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики должны сохранять работоспособное состояние во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных для них сроков службы.
    35. В целях обеспечения безопасности к железнодорожной электросвязи, составным частям железнодорожной электросвязи и элементам составных частей железнодорожной электросвязи устанавливаются следующие требования:
    а) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;
    б) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны обеспечивать мониторинг параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотно-временную синхронизацию;
    в) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны быть совместимы с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и с железнодорожным подвижным составом;
    г) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны сохранять работоспособное состояние во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных для них сроков службы.
    36. В целях обеспечения безопасности к станционным зданиям, сооружениям и устройствам, составным частям станционных зданий, сооружений и устройств и элементам составных частей станционных зданий, сооружений и устройств устанавливаются следующие требования:
    а) станционные здания, сооружения и устройства должны быть приспособлены для безопасного выполнения операций по посадке, высадке и обслуживанию пассажиров. Выход на пассажирские платформы из пассажирских зданий, а также выход с пассажирских платформ на пешеходные мосты и тоннельные переходы не должен быть стеснен другими зданиями, сооружениями и устройствами, функционально не связанными с безопасностью людей, и иметь оборудование для движения людей с детскими колясками, а также для граждан с ограниченной подвижностью;
    б) пешеходные тоннели и подземные станции должны иметь аварийное освещение и аварийные выходы;
    в) станции с электрической централизацией стрелок, тоннели и мосты должны быть оборудованы системой оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении поезда;
    г) стационарно размещенные сооружения и их отдельные элементы должны обеспечивать соблюдение установленного габарита приближения строений и габарита погрузки (в том числе при перевозке негабаритных грузов) с целью исключения непосредственного контакта указанных сооружений и их отдельных элементов с элементами железнодорожного подвижного состава и перевозимых грузов;
    д) железнодорожные станции должны иметь устройства для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов - предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки, которые должны соответствовать требованиям по включению их в систему централизации и блокировки, иметь контроль заграждающего положения и исключать самопроизвольный выход железнодорожного подвижного состава на другие пути и маршруты приема, следования и отправления поездов;
    е) перегоны, имеющие затяжные спуски, а также станции, ограничивающие такие перегоны, должны иметь улавливающие тупики или другие сооружения и устройства для остановки потерявшего управление при движении по этому спуску поезда или части поезда;
    ж) грузовые устройства при всех предусмотренных условиях выполнения операций погрузки-выгрузки должны исключать повреждение железнодорожного подвижного состава, иметь освещение, обеспечивающее безопасную погрузку и выгрузку грузов в темное время суток, а также обеспечивать безопасность персонала и сохранность перевозимых грузов;
    з) железнодорожные станции, депо и другие вспомогательные объекты должны иметь служебные пешеходные переходы через железнодорожные пути, оборудованные настилами, указателями и предупредительными надписями, а также электрическое освещение. Выходы из служебных помещений вблизи железнодорожных путей должны иметь ограждения (барьеры);
    и) железнодорожные станции в установленных местах должны иметь открытые рабочие площадки и островки безопасности для обеспечения безопасности составителей поездов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков груза, почтовых отправлений и багажа, а также экипировщиков локомотивов и вагонов и других работников;
    к) объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения поездов, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневровых передвижений, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней;
    л) места выпуска сжатого воздуха вагонных замедлителей пневматического действия на сортировочных горках, всасывания воздуха компрессорных установок, а также системы выпуска газов двигателей и другого оборудования должны быть оборудованы глушителями аэродинамического шума и газовых потоков, а также другими защитными устройствами;
    м) воздушные линии электропередачи не должны пересекаться с железнодорожными путями в горловинах железнодорожных станций;
    н) для железнодорожных станций, на которых производятся операции с опасными грузами, должны быть предусмотрены специальные меры по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
 

III. Оценка соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции

 
    37. Оценка соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции проводится в следующих формах:
    а) государственная экспертиза проекта и приемка в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено;
    б) обязательное подтверждение соответствия продукции;
    в) строительный контроль.
    38. Государственная экспертиза проекта проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области строительства.
    При приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливается их соответствие утвержденному проекту с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений, настоящему техническому регламенту и документам по стандартизации.
    39. При приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны учитываться результаты строительного контроля (приемочных инспекций) в отношении выполнения технологических операций, осуществляемых во время строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
    Строительный контроль проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
    40. Перечень составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, входящих в объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащие приемке в эксплуатацию, приведен в приложении N 2.
    Порядок приемки и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта приведен в разделе IV настоящего технического регламента.
    41. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в следующих формах:
    а) обязательная сертификация;
    б) принятие декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия).
    42. Обязательная сертификация продукции осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - органы по сертификации).
    43. Необходимые испытания и измерения параметров продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры)).
    Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договора, заключаемого с органом по сертификации. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) оформляют результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами испытаний и передают их в орган по сертификации. В соответствии с порядком проведения обязательной сертификации, изложенным в разделе V настоящего технического регламента, орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
    Применяемые при испытаниях средства измерений должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
    44. В случае применения при оценке соответствия продукции положений документов по стандартизации оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента может осуществляться с учетом этих документов по стандартизации. Неприменение документов по стандартизации не может оцениваться как несоблюдение требований настоящего технического регламента. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента в соответствии с пунктом 55 настоящего технического регламента.
    45. Перечень элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, входящих в продукцию, подлежащую обязательной сертификации, приведен в приложении N 3.
    Перечень элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, входящих в продукцию, подлежащую декларированию соответствия, приведен в приложении N 4.
    В отношении продукции, включающей как элементы составных частей подсистем, приведенных в приложении N 3 к настоящему техническому регламенту, так и элементы составных частей подсистем, приведенных в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту, обязательная сертификация проводится в случае, если на все элементы составных частей подсистем имеются сертификаты соответствия или декларации о соответствии.
    Порядок проведения обязательной сертификации приведен в разделе V настоящего технического регламента.
    46. Перечень схем обязательной сертификации продукции приведен в приложении N 5.
    47. Для проверки соответствия продукции обязательным требованиям, установленным в настоящем техническом регламенте, изготовитель проводит по апробированным методикам приемочные, приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
    48. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора, заключаемого с заявителем.
    При обязательной сертификации заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключенного с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента.
    49. Виды и объем испытаний определяются национальными стандартами и (или) сводами правил, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
    Предельные сроки оценки соответствия определяются договором между органом по сертификации и заявителем.
    Срок выдачи сертификата соответствия не должен превышать 1 месяц с даты получения органом по сертификации протоколов испытаний и при необходимости документов об устранении выявленных при обязательной сертификации несоответствий.
    Срок действия сертификата соответствия составляет не более 5 лет.
    50. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключенного с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента.
    51. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель, принимающий декларацию о соответствии, самостоятельно формирует комплект доказательственных материалов, содержащий:
    а) учредительные документы;
    б) конструкторскую и технологическую документацию;
    в) обоснование безопасности;
    г) акт отбора типовых образцов продукции;
    д) протоколы испытаний продукции, полученные в собственной лаборатории заявителя;
    е) стандарт организации или технические условия, по которым производится продукция;
    ж) документы, подтверждающие безопасность отдельных элементов составных частей, влияющих на безопасность продукции в целом;
    з) сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль сертифицируемой продукции органом по сертификации, выдавшим указанный сертификат;
    и) иные документы (результаты расчетов по апробированным методикам, эксплуатации аналогов), использованные заявителем для подтверждения соответствия продукции.
    52. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), заявитель в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в соответствии с пунктом 51 настоящего технического регламента, включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
    При декларировании соответствия идентификацию продукции проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Отбор образцов продукции для испытаний проводится в соответствии с требованиями, установленными национальными стандартами и (или) сводами правил, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Образцы продукции, отобранные для испытаний, по конструкции, составу и технологии изготовления должны быть идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
    Перечень схем декларирования соответствия продукции приведен в приложении N 6.
    53. Срок действия декларации о соответствии составляет не более 5 лет.
    54. Копии заверенных заявителем деклараций о соответствии и сертификатов соответствия прилагаются к сопроводительной документации к продукции.
    55. В случае если заявитель при подтверждении соответствия продукции не применяет или применяет частично документы по стандартизации, то вместе с заявкой он представляет:
    а) доказательства соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента;
    б) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);
    в) сертификат соответствия системы качества.
    56. Для обязательной сертификации инновационной продукции заявитель направляет заявку в орган по сертификации и представляет техническую документацию, включая обоснование безопасности технических решений предлагаемой инновационной продукции. Орган по сертификации рассматривает представленные материалы и при наличии отклонений от допустимых значений требований безопасности направляет в Министерство транспорта Российской Федерации предложение об их корректировке.
    Министерство транспорта Российской Федерации на основании обоснований указанных значений в установленном Правительством Российской Федерации порядке разрабатывает и утверждает свод правил, устанавливающий требования к опытной партии инновационной продукции с целью обеспечения безопасности, включая методы контроля и объем испытаний, необходимых для доказательства безопасности инновационной продукции.
    На основании положительных результатов испытаний инновационной продукции в соответствии с утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации сводом правил орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата соответствия на партию инновационной продукции. В сертификате соответствия указывается количество образцов инновационной продукции и срок действия этого сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия на образцы инновационной продукции должен составлять не более 2 лет.
    57. Заявитель вправе обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

IV. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта

 
    58. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, должны быть подвергнуты процедуре приемки в эксплуатацию.
    59. Приемка в эксплуатацию осуществляется полностью или по очередям строительства в соответствии с проектом и с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений.
    60. Приемка в эксплуатацию осуществляется приемочной комиссией, назначаемой заказчиком.
    Приемка в эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых осуществлялось с использованием средств федерального бюджета, осуществляется приемочной комиссией, назначаемой Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
    61. Для проверки готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, к предъявлению его приемочной комиссии, заказчик назначает рабочую комиссию (рабочие комиссии) после получения официального извещения подрядчика о завершении строительства.
    62. Решение рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выносится:
    а) по результатам проверки соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта требованиям настоящего технического регламента и утвержденному проекту с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений;
    б) по результатам анализа исполнительной документации, разрабатываемой подрядчиком;
    в) на основе результатов измерений, в том числе с помощью автоматизированных путеизмерительных и диагностических систем, испытаний сооружений, устройств и механизмов, а также комплексного опробования оборудования.
    63. По результатам проверки рабочая комиссия составляет заключение о готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к приемке приемочной комиссией. В случае выявления отступлений от проекта они должны быть устранены до приемки объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта приемочной комиссией.
    64. Приемочные комиссии обязаны осуществить проверку устранения несоответствий, выявленных рабочими комиссиями, и готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка проводится по программе, составленной заказчиком и утвержденной приемочной комиссией. Приемка объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, приемочной комиссией оформляется актом на основе заключения рабочей комиссии, а также документов, представляемых подрядчиком.
    Акт о приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в пределах своей компетенции. В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи в акте они должны представить председателю комиссии заключения соответствующих органов, представителями которых являются, с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию.
    Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших заключения.
    Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, по которым такие замечания не сняты в установленный для работы приемочной комиссии срок, должны быть признаны приемочной комиссией не подготовленными к вводу в эксплуатацию.
    65. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    66. Для получения разрешения на ввод объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в эксплуатацию заказчик обращается с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе заключение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о соответствии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта требованиям настоящего технического регламента и проектной документации, а также заключения государственных органов о соответствии требованиям экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности.
    При положительном результате проверки представленных документов заказчику выдается разрешение на ввод объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в эксплуатацию.
 

V. Порядок проведения обязательной сертификации

 
    67. Процедура проведения обязательной сертификации включает:
    а) представление заявителем в орган по сертификации заявки на проведение обязательной сертификации продукции;
    б) оценку заявки на проведение обязательной сертификации органом по сертификации, принятие решения в отношении указанной заявки и направление решения заявителю;
    в) проведение испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) по договору, заключаемому с органом по сертификации;
    г) проверку состояния производства продукции или сертификацию системы качества или производства продукции, если это предусмотрено схемой обязательной сертификации;
    д) экспертизу результатов испытаний продукции, экспертизу результатов проверки состояния производства продукции или сертификации системы качества или производства продукции (при их проведении) и других доказательственных материалов, а также принятие решения о выдаче сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;
    е) оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия либо направление заявителю отказа в выдаче сертификата соответствия;
    ж) осуществление в соответствии со схемами обязательной сертификации контроля сертифицируемой продукции, а также применения сертификата соответствия и знака обращения на рынке.
    68. Заявка на проведение обязательной сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:
    а) наименование, местонахождение и реквизиты заявителя;
    б) наименование, местонахождение и реквизиты изготовителя в случае, если заявитель не является изготовителем продукции;
    в) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию в соответствии с пунктами 69 и 71 настоящего технического регламента, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);
    г) указание на положения настоящего технического регламента, требованиям которых соответствует предъявляемая продукция;
    д) схему обязательной сертификации;
    е) обязательства заявителя о выполнении правил и условий обязательной сертификации;
    ж) дополнительные сведения по усмотрению заявителя;
    з) перечень прилагаемых к заявке документов.
    69. Для разрабатываемой продукции вместе с заявкой на проведение обязательной сертификации заявителем представляется в орган по сертификации следующая документация:
    а) техническое задание на создание образца продукции (при его наличии);
    б) технические условия на продукцию;
    в) программа предварительных испытаний;
    г) протокол предварительных испытаний;
    д) комплект учтенной эксплуатационной документации;
    е) акт готовности образца продукции к проведению приемочных испытаний;
    ж) план-график проведения приемочных испытаний;
    з) программа приемочных испытаний;
    и) протокол приемочных испытаний;
    к) акт приемочной комиссии;
    л) план мероприятий по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков (при их наличии) и документы, подтверждающие его реализацию;
    м) уведомление о завершении проверки и утверждении в установленном порядке контрольного комплекта конструкторской документации на серийное производство продукции;
    н) предложение о способе и месте нанесения знака обращения на рынке.
    70. При принятии решения о совмещении приемочных и сертификационных испытаний документация, указанная в подпунктах "и" - "л" пункта 69 настоящего технического регламента, представляется после проведения приемочных испытаний и реализации плана мероприятий по устранению выявленных недостатков.
    71. Для серийно выпускаемой продукции вместе с заявкой на проведение обязательной сертификации заявителем представляется в орган по сертификации следующая документация:
    а) технические условия на продукцию;
    б) конструкторская и технологическая документация (в объеме, согласованном с органом по сертификации);
    в) протокол приемочных (квалификационных) испытаний;
    г) акт квалификационной комиссии, а в случае первичной сертификации - также акт приемочной комиссии;
    д) план мероприятий по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков (при их наличии) и документы, подтверждающие его реализацию;
    е) отчеты о проведении периодических и типовых испытаний;
    ж) анкета для оценки состояния производства продукции;
    з) объем выпуска продукции;
    и) перечень организаций, которым поставляется продукция;
    к) сведения о рекламациях;
    л) предложение о способе и месте нанесения знака обращения на рынке.
    72. Все доказательственные документы, указанные в пунктах 69 и 71 настоящего технического регламента, оформляются в установленном порядке (необходимые реквизиты, подписи, идентификационный номер).
    Копии доказательственных документов прошиваются и заверяются подписью и печатью заявителя. При отсутствии прошивки заверяется каждый лист документа. Все доказательственные документы подлежат хранению в соответствующих делах в органе по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    73. В случае обязательной сертификации продукции учитываются результаты приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по согласованным с органом по сертификации программам. В этом случае заявитель должен подать заявку на проведение обязательной сертификации до начала проведения испытаний и представить в орган по сертификации график проведения испытаний. О начале и ходе проведения испытаний аккредитованная испытательная лаборатория (центр) должна информировать орган по сертификации. Указанные испытания могут быть учтены при обязательной сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию продукции и технологию ее изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний.
    74. Орган по сертификации рассматривает заявку на проведение обязательной сертификации и в срок, не превышающий 1 месяца после ее получения, сообщает заявителю решение.
    75. Положительное решение по заявке на проведение обязательной сертификации должно включать в себя основные условия обязательной сертификации, в том числе информацию:
    а) о схеме обязательной сертификации;
    б) о сроках проведения обязательной сертификации;
    в) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться обязательная сертификация;
    г) об организации, которая будет проводить проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой обязательной сертификации;
    д) о порядке отбора образцов продукции;
    е) о порядке проведения испытаний образцов продукции;
    ж) о порядке оценки стабильности условий производства продукции;
    з) о критериях оценки соответствия продукции;
    и) об условиях проведения контроля сертифицируемой продукции.
    76. Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в проведении обязательной сертификации являются:
    а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 68, 69 и 71 настоящего технического регламента;
    б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
    77. При осуществлении обязательной сертификации идентификацию продукции, отбор образцов продукции проводит орган по сертификации. Отбор образцов продукции для испытаний проводится в соответствии с требованиями, установленными национальными стандартами и (или) сводами правил, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
    Образцы продукции, отобранные для испытаний, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
    78. Акт отбора образцов должен содержать:
    а) номер и дату составления акта отбора образцов;
    б) наименование и адрес организации, где производился отбор образцов;
    в) наименование продукции;
    г) единицу величины измерений;
    д) размер (объем) партии, из которой производился отбор;
    е) результат наружного осмотра партии (внешний вид, состояние упаковки и маркировки, результаты оценки сертификационных показателей, определяемых визуальным контролем);
    ж) дату выработки партии;
    з) обозначение и наименование нормативного документа, в соответствии с которым отобраны образцы;
    и) количество и номера отобранных образцов;
    к) место отбора образцов;
    л) реквизиты и подписи представителей органа по сертификации и заявителя.
    79. К акту отбора образцов продукции, в состав которой входят отдельные элементы составных частей подсистем, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, прикладывают перечень сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) отдельных элементов составных частей подсистем и перечень чертежей, по которым они изготавливаются.
    Отобранные образцы продукции маркируют и направляют на испытания с сопроводительным письмом и актом передачи. При необходимости может выполняться пломбирование, а также маркировка отдельных элементов составных частей подсистем, входящих в отобранную продукцию.
    80. При проведении идентификации сравнивают основные характеристики образцов продукции, указанные в заявке на проведение обязательной сертификации, с фактическими характеристиками, приведенными в маркировке и сопроводительной документации, включающими:
    а) наименование, тип, модель и модификацию;
    б) наименование изготовителя или данные о происхождении продукции;
    в) документ, по которому выпускается продукция;
    г) показатели назначения и другие основные показатели;
    д) принадлежность к соответствующей партии;
    е) принадлежность к соответствующему технологическому процессу.
    81. Соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента устанавливают на основании результатов необходимых видов и категорий испытаний, проводимых в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
    82. Результаты испытаний давностью более 5 лет для обязательной сертификации образцов продукции не рассматриваются.
    83. Не подлежит обязательной сертификации разрабатываемая продукция, указанная в приложении N 3 к настоящему техническому регламенту, конструкторской документации на которую присвоена литера "О".
    Для остальной продукции, указанной в приложении N 3 к настоящему техническому регламенту, наличие сертификата соответствия требованиям технического регламента является обязательным.
    84. В случае отсутствия аккредитованной испытательной лаборатории (центра) допускается проведение испытаний в целях обязательной сертификации испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными только на техническую компетентность. Такие испытания проводятся под контролем представителей органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией (центром), аккредитованной только на техническую компетентность, обеспечивает орган по сертификации, поручивший указанной испытательной лаборатории (центру) их проведение.
    85. Протокол испытаний должен содержать:
    а) наименование и обозначение документа, при этом обозначение документа повторяется на каждой странице;
    б) наименование и адрес аккредитованной испытательной лаборатории (центра), сведения об ее аккредитации (номер, дата выдачи и срок действия аттестата аккредитации);
    в) сведения об органе по сертификации, поручившем проведение испытаний;
    г) наименование и адрес заявителя;
    д) обозначение (описание, маркировку), результаты идентификации, сведения об изготовителе и дату изготовления продукции;
    е) дату получения продукции на испытания;
    ж) проверяемые показатели и требования к ним, а также сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;
    з) дату проведения испытаний;
    и) сведения об использованных при испытаниях стандартных и нестандартных методах и методиках испытаний;
    к) сведения о хранении продукции до проведения испытаний, условиях окружающей среды, а также о подготовке продукции к испытаниям;
    л) сведения об использованном собственном и арендуемом испытательном оборудовании и средствах измерений;
    м) сведения об испытаниях, выполненных другой аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
    н) результаты испытаний, подкрепленные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами;
    о) заявление о том, что протокол испытаний касается только образцов, подвергнутых испытаниям;
    п) доказательственные материалы по полученным результатам, включая первичные зарегистрированные данные в виде таблиц и (или) графиков;
    р) процедуру проведения обработки первичных данных с указанием всех критериев обработки и полученных промежуточных данных;
    с) подпись руководителя аккредитованной испытательной лаборатории (центра), заверенную печатью организации;
    т) подписи и должности ответственных исполнителей, проводивших испытания;
    у) подпись и должность лица (лиц), ответственного за подготовку протокола от имени аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (при необходимости);
    ф) подпись представителя органа по сертификации;
    х) дату выпуска протокола (отчета);
    ц) указание о том, что внесение изменений в протокол (отчет) оформляется отдельным документом (приложение к отчету, новый протокол, отменяющий и заменяющий предыдущий);
    ч) заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола испытаний.
    86. К протоколу должна быть приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности продукции к испытаниям.
    Протокол испытаний не должен содержать рекомендации или предложения, вытекающие из полученных результатов испытаний.
    87. Оригиналы протоколов испытаний, оформленные в соответствии с требованиями пункта 85 настоящего технического регламента, представляют в орган по сертификации в 2 экземплярах (первый направляется в дело по обязательной сертификации, второй - заявителю). Копии протоколов испытаний подлежат хранению аккредитованной испытательной лабораторией (центром) не менее срока действия сертификата, если иное не установлено соответствующими нормативными документами и документами аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
    88. Проверка состояния производства продукции проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при обязательной сертификации.
    89. Проверка состояния производства продукции должна выполняться не ранее чем за 12 месяцев до дня выдачи сертификата соответствия, если эта проверка указана в схеме обязательной сертификации.
    90. Проверка состояния производства продукции проводится в отношении:
    а) технологических процессов;
    б) технологической документации;
    в) средств технологического оснащения;
    г) технологических режимов;
    д) управления средствами технологического оснащения;
    е) управления метрологическим оборудованием;
    ж) методик испытаний и измерений;
    з) порядка проведения контроля сырья и комплектующих изделий;
    и) порядка проведения контроля продукции в процессе ее производства;
    к) управления несоответствующей продукцией;
    л) порядка работы с рекламациями.
    91. По итогам проверки состояния производства продукции составляется акт о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции. В акте указываются:
    а) результаты проверки;
    б) дополнительные материалы, использованные при проверке состояния производства продукции;
    в) общая оценка состояния производства продукции;
    г) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.
    92. Акт о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции хранится в органе по сертификации, а его копия направляется заявителю.
    93. Орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета об испытаниях) и результатов проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой обязательной сертификации и договором) готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
    94. Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в выдаче сертификата соответствия являются:
    а) несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента;
    б) отрицательный результат проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой обязательной сертификации);
    в) наличие недостоверной информации в представленных документах.
    95. На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в едином реестре сертификатов соответствия в установленном порядке и выдает заявителю. Сертификат соответствия действителен только при наличии регистрационного номера.
    96. Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре сертификатов соответствия.
    Сертификат соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.
    97. Сертификат соответствия продукции, в состав которой входят отдельные элементы составных частей подсистем, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, может быть выдан только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на эти отдельные элементы составных частей подсистем. В приложении к сертификату соответствия делают запись о том, что маркирование продукции знаком соответствия осуществляется только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на подлежащие обязательному подтверждению соответствия отдельные элементы составных частей подсистем.
    98. На средства связи, применяемые в железнодорожной электросвязи при ее присоединении к сети связи общего пользования, оформляются документы о подтверждении соответствия требованиям, установленным в нормативных правовых актах Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
    99. Опытные образцы продукции, не имеющие сертификата соответствия или декларации о соответствии на отдельные элементы составных частей подсистем, допускается выпускать в подконтрольную эксплуатацию до получения сертификата соответствия или декларации о соответствии на отдельные элементы составных частей подсистем.
    100. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверки состояния производства этой продукции.
    101. В эксплуатационной документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (руководство по эксплуатации, формуляр, паспорт, ярлык, этикетка), а также в товаросопроводительной документации заявитель наносит знак обращения на рынке, делает запись о проведенной обязательной сертификации и указывает учетный номер бланка сертификата соответствия, его регистрационный номер, дату выдачи и срок действия.
    102. Действие сертификата соответствия по заявлению держателя сертификата соответствия может быть продлено на срок, не превышающий 1 года, для завершения работ по повторной обязательной сертификации при отсутствии внесения изменений в конструкцию и технологию изготовления продукции, рекламаций и претензий от потребителей, а также при положительных результатах последнего контроля сертифицируемой продукции.
    103. Держатель сертификата имеет право выдавать заверенные им копии сертификата соответствия для использования их на территории Российской Федерации.
    104. Контроль за соответствием сертифицируемой продукции сертификату соответствия (далее - контроль сертифицируемой продукции), если это предусмотрено схемой обязательной сертификации, осуществляет орган по сертификации, проводивший ее сертификацию. Контроль сертифицируемой продукции проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и проверки состояния производства продукции, о соблюдении условий и правил применения сертификата соответствия и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата соответствия продолжает соответствовать требованиям настоящего технического регламента.
    105. Критериями для определения периодичности и объема контроля сертифицируемой продукции являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной обязательной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции, наличие сертифицированной системы качества производства и стоимость проведения контроля сертифицируемой продукции.
    106. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения контроля сертифицируемой продукции устанавливаются в решении органа по сертификации о выдаче сертификата соответствия.
    107. Внеплановый контроль сертифицируемой продукции проводится при наличии информации и подтверждающих документов о претензиях к безопасности продукции от потребителей, а также от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за безопасностью продукции, на которую выдан сертификат соответствия. Объем работ при внеплановом контроле сертифицируемой продукции определяется необходимостью проверки технологических процессов, связанных с обнаруженными недостатками в обеспечении безопасности продукции, и проводится изготовителем на безвозмездной основе.
    108. Контроль сертифицируемой продукции включает в себя:
    а) анализ материалов обязательной сертификации продукции;
    б) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
    в) проверку соответствия документов на сертифицированную продукцию требованиям настоящего технического регламента;
    г) отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов;
    д) проверку отсутствия внесения в конструкцию и технологию изготовления продукции зафиксированных при проведении обязательной сертификации изменений, влияющих на показатели безопасности продукции;
    е) проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой обязательной сертификации;
    ж) проверку корректирующих действий по устранению ранее выявленных несоответствий;
    з) проверку правильности маркировки продукции и сопроводительной документации знаком обращения продукции на рынке;
    и) анализ рекламаций на сертифицированную продукцию.
    109. Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении контроля сертифицируемой продукции определяет орган по сертификации, проводящий контроль.
    110. Результаты контроля сертифицируемой продукции оформляют актом о проведении контроля сертифицируемой продукции.
    В акте о проведении контроля сертифицируемой продукции делается заключение о соответствии продукции требованиям настоящего технического регламента, стабильности их выполнения и возможности сохранения действия выданного сертификата соответствия или о приостановлении (об отмене) действия сертификата соответствия.
    111. По результатам контроля сертифицируемой продукции может быть принято одно из следующих решений:
    а) сертификат соответствия продолжает действовать, если продукция соответствует требованиям настоящего технического регламента;
    б) действие сертификата соответствия приостановлено, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента;
    в) действие сертификата соответствия прекращено, если путем корректирующих мероприятий заявитель не может устранить обнаруженные несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента.
    112. Прекращение действия сертификата соответствия вступает в силу с момента внесения соответствующей записи в единый реестр сертификатов соответствия.
    113. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия в случае невозможности проведения контроля сертифицируемой продукции в обозначенные сроки по вине держателя сертификата соответствия орган по сертификации принимает в следующих случаях:
    а) отказ держателя сертификата соответствия от заключения договора с органом по сертификации на проведение контроля сертифицируемой продукции;
    б) отказ держателя сертификата соответствия произвести оплату по договору с органом по сертификации на проведение контроля сертифицируемой продукции;
    в) отказ держателя сертификата соответствия создать условия (помещения, необходимая информация в соответствии с пунктом 108 настоящего технического регламента) для работы сотрудников органа по сертификации при проведении контроля сертифицируемой продукции.
    114. В случае если держатель сертификата соответствия не производит сертифицируемую продукцию в течение срока, превышающего полгода, выпуск в обращение продукции может осуществляться только после проведения внеочередного контроля сертифицируемой продукции.
    115. В случае приостановления действия сертификата соответствия:
    а) орган по сертификации:
    информирует об этом Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и заинтересованные организации;
    устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение держателем сертификата соответствия;
    б) держатель сертификата соответствия:
    определяет количество и дислокацию отправленной потребителям продукции с отклонением от установленных требований;
    уведомляет потребителей и иные заинтересованные организации о приостановлении использования продукции и сообщает порядок устранения выявленных недостатков;
    устраняет выявленные недостатки на месте или обеспечивает возврат продукции для доработки изготовителем.
    116. Информацию о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, а также о возобновлении действия сертификата соответствия орган по сертификации доводит до сведения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и заинтересованных организаций.
    117. Продукция, действие сертификата соответствия на которую было прекращено, может быть повторно заявлена к проведению обязательной сертификации после осуществления заявителем необходимых корректирующих действий. При проведении работ по повторной обязательной сертификации орган по сертификации может учитывать положительные результаты предыдущей обязательной сертификации.
 

VI. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента

 
    118. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная противопожарная служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.