Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 430. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2010 N 533 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"

Дата документа15.07.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Регламент · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 г. N 533

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта (далее - технический регламент).
    Технический регламент вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования настоящего постановления.
    2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента подготовить проект перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
    3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента утвердить перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
    4. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с техническим регламентом.
    5. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников соответствующего федерального органа исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. N 533

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящий технический регламент принимается в следующих целях:
    а) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также государственного или муниципального имущества;
    б) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    в) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
    г) обеспечение энергетической эффективности.
    2. Требования настоящего технического регламента обязательны при проектировании, производстве и оценке соответствия высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
    Требования настоящего технического регламента обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, а также при оценке соответствия продукции.
    Требования к эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
    3. Объектом технического регулирования настоящего технического регламента является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя:
    а) высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для обращения на территории Российской Федерации для использования на железнодорожных путях общего пользования (ширина колеи 1520 мм) со скоростью движения более 200 км/ч;
    б) подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта (железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, станционные здания, сооружения и устройства);
    в) составные части подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;
    г) элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
    4. Составные части подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта определяются по перечню согласно приложению N 1.
    Элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также составные части высокоскоростного железнодорожного подвижного состава определяются по перечню согласно приложению N 2.
    5. Требования настоящего технического регламента обязательны для применения и исполнения:
    а) федеральными органами исполнительной власти;
    б) юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), производство, строительство, монтаж, наладку, приемку, ввод в эксплуатацию и оценку соответствия объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции;
    в) владельцами инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, владельцами высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
    6. Правовой основой технического регулирования в области безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта являются федеральные законы "О техническом регулировании", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Об обеспечении единства измерений", настоящий технический регламент, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.
    7. Основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
    "аварийная крэш-система" - устройство высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, обеспечивающее предотвращение или снижение риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала в случае столкновения и (или) схода высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "автоматическая локомотивная сигнализация" - комплекс устройств для передачи в кабину машиниста сигналов путевых светофоров, к которым приближается высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;
    "автоматический тормоз" - устройство, автоматически обеспечивающее остановку высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения;
    "безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта" - состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
    "выпуск в обращение" - стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
    "высокоскоростной железнодорожный подвижной состав" - моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты со скоростью более 200 км/ч;
    "габарит высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний в порожнем или в нагруженном состоянии;
    "габарит приближения строений" - предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими элементами подвижного состава;
    "железнодорожная автоматика и телемеханика" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением высокоскоростного железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях и маневровой работой;
    "железнодорожная станция" - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
    "железнодорожная электросвязь" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов высокоскоростного железнодорожного транспорта;
    "железнодорожное электроснабжение" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также электроснабжение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "железнодорожный путь" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;
    "идентификация продукции" - установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;
    "инновационная продукция" - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
    "кабина машиниста" - огороженная перегородками часть кузова, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления высокоскоростным железнодорожным подвижным составом;
    "капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса продукции с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые;
    "конструкционная скорость высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование;
    "контактная сеть" - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "кран экстренного торможения" - тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;
    "магниторельсовый тормоз" - устройство, создающее тормозное усилие путем электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу;
    "модернизация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего высокоскоростного железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные;
    "назначенный ресурс" - суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния;
    "назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
    "назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;
    "объект инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта" - составная часть подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем;
    "паспорт" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
    "перегон" - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
    "пневматический тормоз" - тормоз с пневматическим управлением;
    "подконтрольная эксплуатация" - штатная эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "станционные здания, сооружения и устройства" - подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений и устройств для производства на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров;
    "приемка" - форма оценки соответствия объекта инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которого закончено, требованиям настоящего технического регламента;
    "продукция" - высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, а также элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта или совокупность элементов составных частей ее подсистем;
    "ремонтная документация" - документация, содержащая указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения капитального, среднего и текущего ремонта, контроля, регулирования, испытаний, консервации, транспортирования и хранения продукции после ремонта, монтажа и испытания, а также значения показателей и норм, которым должна удовлетворять продукция после ремонта;
    "руководство по эксплуатации" - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортирование), оценки ее технического состояния при определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
    "составная часть высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;
    "составная часть подсистем" - сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и безопасное движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "стояночный тормоз" - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "техническая совместимость" - способность высокоскоростного железнодорожного подвижного состава к взаимодействию с другим железнодорожным подвижным составом и с инфраструктурой высокоскоростного железнодорожного транспорта в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом требованиями;
    "торможение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава" - воздействие на приборы и устройства для управления тормозной системы для снижения скорости или остановки движущегося высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "тормозной путь" - расстояние, которое высокоскоростной железнодорожный подвижной состав проходит за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки;
    "формуляр" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и др.);
    "фрикционный тормоз" - устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов - тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям - колесам или специальным тормозным дискам;
    "эксплуатационная документация" - конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
    "экстренное торможение" - торможение, применяемое путем реализации максимальной тормозной силы в случаях, требующих немедленной остановки высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
    "электродинамический тормоз" - устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим;
    "электропневматический тормоз" - устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами;
    "элемент составной части подсистемы" - изделие или конструкция, применяемые при строительстве и монтаже составной части подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
    8. Продукция, которая подвергается процедурам обязательного подтверждения соответствия согласно настоящему техническому регламенту, идентифицируется.
    Идентификацию проводят при отборе образцов и испытаниях и для удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
    Идентификация продукции проводится в соответствии с представленной документацией и (или) визуально.
    Идентификация продукции состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции с основными характеристиками, указанными в заявке на проведение обязательного подтверждения соответствия продукции, технической (сопроводительной) документации на нее, маркировке на образце продукции и на упаковке (таре). Для проведения идентификации продукции могут использоваться характеристики, приведенные в национальных стандартах и (или) сводах правил, перечень которых утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - документы по стандартизации), а также в общероссийском классификаторе продукции и конструкторской документации, в том числе в технических условиях и договорах поставки.
    При визуальной идентификации определяются вид продукции, место размещения, наличие и содержание информации для потребителя.
    Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
    9. Настоящий технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к высокоскоростному железнодорожному транспорту, выполнение которых обеспечивает:
    а) безопасность излучений;
    б) биологическую безопасность;
    в) взрывобезопасность;
    г) гидрометеорологическую безопасность;
    д) механическую безопасность;
    е) пожарную безопасность;
    ж) промышленную безопасность;
    з) термическую безопасность;
    и) химическую безопасность;
    к) электрическую безопасность;
    л) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    м) единство измерений.
    10. Изготовленные железнодорожные рельсы широкой колеи, железнодорожные остряковые рельсы, железнодорожные контррельсовые рельсы и рельсовые скрепления, а также высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, перед выпуском в обращение проходят приемочный контроль в соответствии с технической документацией.
    11. Допустимые значения безопасности высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта (далее - дополнительные значения) устанавливаются в документах по стандартизации, применяемых на добровольной основе.
    12. Обеспечение допустимых значений является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.
 

II. Требования к высокоскоростному железнодорожному транспорту при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции в целях обеспечения безопасности

 
    13. При проектировании объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе по данным эксплуатации аналогичных объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции.