Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 948. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.07.2010 N 524 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА"

Дата документа15.07.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Регламент · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 г. N 524

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава (далее - технический регламент).
    Технический регламент вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования настоящего постановления.
    2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента подготовить проект перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
    3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента утвердить перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
    4. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с техническим регламентом.
    5. Для железнодорожного подвижного состава и его составных частей, производство которых на территории Российской Федерации закончено до дня вступления в силу технического регламента, сертификаты соответствия или декларации о соответствии сохраняют силу в течение указанного в них срока действия.
    6. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников соответствующего федерального органа исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. N 524

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящий технический регламент принимается в следующих целях:
    а) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также государственного или муниципального имущества;
    б) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    в) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
    г) обеспечение энергетической эффективности.
    2. Требования настоящего технического регламента обязательны при проектировании, производстве, оценке соответствия железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
    3. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования (ширина колеи - 1520 мм) со скоростью движения до 200 км/ч включительно.
    4. Железнодорожный подвижной состав включает в себя:
    а) локомотивы;
    б) моторвагонный подвижной состав;
    в) пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - пассажирские вагоны);
    г) грузовые вагоны;
    д) специальный железнодорожный подвижной состав.
    5. Перечень железнодорожного подвижного состава и его составных частей приведен в приложении N 1.
    6. Действие настоящего технического регламента не распространяется на железнодорожный подвижной состав технологического железнодорожного транспорта.
    7. Требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
    8. Требования настоящего технического регламента обязательны для применения и исполнения:
    а) федеральными органами исполнительной власти;
    б) юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование, производство и оценку соответствия железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
    в) владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава.
    9. Правовой основой технического регулирования в области безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей являются Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", настоящий технический регламент, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
    10. Основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
    "аварийная крэш-система" - устройство железнодорожного подвижного состава, направленное на предотвращение или снижение риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала в случае столкновения и (или) схода железнодорожного подвижного состава;
    "автоматическая локомотивная сигнализация" - комплекс устройств для передачи в кабину машиниста сигналов путевых светофоров, к которым приближается железнодорожный подвижной состав;
    "автоматический тормоз" - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана);
    "безопасность железнодорожного подвижного состава" - состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
    "выпуск в обращение" - стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
    "габарит железнодорожного подвижного состава" - поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;
    "грузовые вагоны" - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа;
    "идентификация продукции" - установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;
    "изотермические вагоны" - крытые вагоны с термоизоляцией, предназначенные для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки;
    "инновационная продукция" - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
    "кабина машиниста" - огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом;
    "капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса продукции с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые;
    "конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава" - наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование;
    "кран экстренного торможения" (стоп-кран) - тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;
    "локомотив" - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов;
    "магниторельсовый тормоз" - устройство, создающее тормозное усилие путем электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу;
    "модернизация железнодорожного подвижного состава" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные;
    "модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы;
    "моторвагонный подвижной состав" - моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;
    "назначенный ресурс" - суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния;
    "назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
    "назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;
    "пассажирские вагоны" - вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа;
    "паспорт" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
    "пневматический тормоз" - тормоз с пневматическим управлением;
    "подконтрольная эксплуатация" - штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния железнодорожного подвижного состава;
    "поезд" - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав;
    "продукция" - железнодорожный подвижной состав и (или) его составные части;
    "рекуперативное торможение" - торможение железнодорожного подвижного состава, осуществляемое посредством электродинамического тормоза, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть;
    "руководство по эксплуатации" - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок ее технического состояния при определении необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
    "скоростной железнодорожный подвижной состав" - локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч;
    "составная часть железнодорожного подвижного состава" - деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;
    "специальный железнодорожный подвижной состав" - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог;
    "стояночный тормоз" - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава;
    "техническая совместимость" - способность железнодорожного подвижного состава к взаимодействию друг с другом и с инфраструктурой железнодорожного транспорта в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом требованиями;
    "торможение железнодорожного подвижного состава" - воздействие на приборы и устройства для управления тормозной системой с целью снижения скорости или остановки движущегося поезда;
    "тормозной путь" - расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки;
    "формуляр" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и др.);
    "эксплуатационная документация" - конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
    "экстренное торможение" - торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной силы;
    "электродинамический тормоз" - устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим;
    "электропневматический тормоз" - устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.
    11. Продукция, которая подвергается процедурам обязательного подтверждения соответствия согласно положениям настоящего технического регламента, должна быть идентифицирована.
    Идентификацию продукции проводят при отборе образцов и испытаниях, а также для удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
    Идентификация продукции проводится в соответствии с представленной документацией и (или) визуально.
    Идентификация продукции состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции с основными характеристиками, указанными в заявке на проведение обязательного подтверждения соответствия продукции, технической (сопроводительной) документации на нее, маркировке на образце продукции и на упаковке (таре). Для проведения идентификации продукции могут использоваться характеристики, приведенные в национальных стандартах и (или) сводах правил, перечень которых утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - документы по стандартизации), а также в общероссийском классификаторе продукции и конструкторской документации, в том числе технических условиях и договорах поставки.
    При визуальной идентификации определяются вид продукции, место размещения, наличие и содержание информации для потребителя.
    Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
    12. Настоящий технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к железнодорожному подвижному составу и его составным частям, выполнение которых обеспечивает:
    а) безопасность излучений;
    б) биологическую безопасность;
    в) взрывобезопасность;
    г) механическую безопасность;
    д) пожарную безопасность;
    е) термическую безопасность;
    ж) химическую безопасность;
    з) электрическую безопасность;
    и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    к) единство измерений.
    13. При производстве продукции изготовитель обязан выполнить весь комплекс мер по исполнению требований, определенных настоящим техническим регламентом.
    14. Изготовленная продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, перед выпуском в обращение проходит приемочный контроль в соответствии с технической документацией.
    15. Результаты приемочного контроля предоставляются для осуществления государственной регистрации железнодорожного подвижного состава, принятия решения о его допуске на инфраструктуру железнодорожного транспорта и при необходимости органам государственного контроля (надзора).
    16. Обеспечение допустимых значений безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей (далее - допустимые значения), предусмотренных документами по стандартизации, применяемыми на добровольной основе, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.
 

II. Требования к железнодорожному подвижному составу и его составным частям при проектировании и производстве

 
    17. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его составных частей должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе на основании данных эксплуатации аналогичной продукции. Методы оценки степени риска могут быть установлены в документах по стандартизации.
    18. Безопасность железнодорожного подвижного состава и его составных частей должна обеспечиваться путем:
    а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании продукции;
    б) применения апробированных технических решений;
    в) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью;
    г) проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках;
    д) выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании и производстве продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
    е) установления критериев предельных состояний продукции;
    ж) определения условий и способов утилизации продукции;
    з) проведения оценки соответствия продукции.
    19. Железнодорожный подвижной состав и его составные части по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
    20. Железнодорожный подвижной состав и его составные части должны обеспечивать:
    а) соблюдение габарита железнодорожного подвижного состава;
    б) выполнение условий эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий;
    в) техническую совместимость с инфраструктурой железнодорожного транспорта и другим железнодорожным подвижным составом, эксплуатирующимся на этой инфраструктуре;