Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 965. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2000 ГОДА (НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)"

Дата документа14.09.1995
Статус документаДействует
МеткиУказ · Основные направления

    

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗ
от 14 сентября 1995 г. N 942

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2000 ГОДА (НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

 
    В целях определения государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, а также руководствуясь Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы, постановляю:
    1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).
    2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей) в решении конкретных задач в этой области.
    3. Правительству Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 - 1997 годы в качестве первого этапа реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей).
    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
 

Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 сентября 1995 г. N 942

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2000 ГОДА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

 

Введение

 
    Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.
    Признавая в связи с этим необходимость определения приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии их реализации, усиления социально-правовой защищенности детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей), далее именуемые - Основные направления.
    Основные направления являются составной частью социальной политики России и представляют собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей.
    Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических основах определяют соотношение Основных направлений с положениями таких международно-правовых актов, как Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
 

1. Положение детей в условиях социально - экономических перемен в Российской Федерации

 
    В Российской Федерации проживают 38,8 млн. детей, что составляет 26,2 процента общей численности населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать.
    Особую озабоченность вызывает высокая младенческая и детская смертность. В 1993 году на 1000 родившихся были зарегистрированы 19,9 детей, не доживших до 1 года, в 1994 году этот показатель составил 18,6. Несмотря на произошедшие улучшения, уровень младенческой смертности остается высоким, более чем в два раза превышая соответствующие показатели в США, Франции, Англии. Важнейшие причины младенческой смертности связаны с состояниями, возникающими в перинатальный период, а также с врожденными аномалиями. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет в 1994 году составил 22,2 в расчете на 1000 детей соответствующего года рождения.
    Не снижается материнская смертность, уровень которой в 1994 году составил 52,3 на 100 тыс. родившихся детей, что в несколько раз превышает аналогичный показатель индустриально развитых стран.
    Ухудшилось качество здоровья беременных женщин и новорожденных детей. За 1990 - 1994 годы общая заболеваемость новорожденных детей возросла в 2,3 раза, в том числе за счет заболеваний, приводящих к высокой смертности.
    Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Специальные исследования показывают, что 15 - 20 процентов детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, более чем у 50 процентов школьников зафиксировано ослабленное здоровье, до 40 процентов детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.
    Растет заболеваемость дифтерией, коклюшем, туберкулезом. До сих пор регистрируются случаи полиомиелита. Среди инфицированных вирусом иммунодефицита человека около одной трети - дети.
    Существующая в стране сеть санаторно-курортных учреждений не обеспечивает в необходимых объемах потребности населения в соответствующих услугах, особенно детей дошкольного возраста. Не хватает санаториев для родителей с детьми, происходит сокращение числа детских санаториев.
    Сохраняется острый недостаток специальных продуктов для детского питания. Значительно сократился выпуск молочных смесей и мясных консервов для детей раннего возраста. Действующие отечественные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении, что сдерживает возможности их деятельности. Доступность продуктов детского питания для семей с детьми все больше ограничивается высокими темпами роста потребительских цен.
    Принимаемые решения о дополнительных мерах по обеспечению продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей, детей до семи лет, введению бесплатного отпуска специальных молочных продуктов всем детям до 2-х лет <*> реализуются в субъектах Российской Федерации не в полном объеме.
    


    <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации".
 
    Снижение уровня жизни, вызванное отставанием темпов роста доходов населения от темпов роста потребительских цен, существенно изменило структуру семейных бюджетов в сторону увеличения доли расходов. Значительно ухудшилось качество питания детей, его состав постоянно смещается в сторону прогрессирующей углеводной модели потребления. Резко сократилось потребление ценных в биологическом отношении продуктов - овощей, фруктов, мясных, рыбных, молочных изделий.
    Продолжается рост цен на детскую одежду, обувь, услуги детских дошкольных учреждений, возрастает оплата культурных и образовательных потребностей детей. При значительном росте цен на товары детского ассортимента в стране произошел спад их производства во всех республиках, краях и областях. В целом по Российской Федерации выпуск чулочно-носочных изделий и обуви для детей сократился в 1994 году по сравнению с 1993 годом на 50 процентов, трикотажных изделий - на 38 процентов. В результате многие товары первой необходимости для детей в продаже отсутствуют, имеющиеся импортные товары детского ассортимента дороже отечественных и недоступны значительной части родителей.
    В целях решения наиболее острых и значительных проблем детства Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 утверждена президентская программа "Дети России", включающая федеральные целевые программы "Дети - инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Дети - сироты", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания на 1991 - 1995 годы", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".
    Правительством Российской Федерации принимаются меры по усилению прямой материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми. С 1 января 1994 г. введено единое ежемесячное пособие на каждого ребенка. В настоящее время новая система закреплена законодательно. <*> Размер пособия составляет 70 процентов минимального размера оплаты труда на ребенка в возрасте до шестнадцати лет (учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Кроме того, для определенных типов семей (на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и т.д.) размер ежемесячного пособия повышен на 50 процентов.
    
    <*> Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
 
    Следует, однако, отметить, что в ряде регионов выплата пособий производится со значительными задержками, что негативно отражается на текущем доходе семей.
    Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования, духовного развития. На начало 1994/95 учебного года в дневных общеобразовательных школах обучались 21,1 млн. человек (в 1993 - 1994 учебном году - 20,6). Началось развитие сети негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе работающих по инновационным программам, специализирующихся в преподавании гуманитарных, естественнонаучных, художественных дисциплин.