Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 371. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА"

Дата документа05.07.2010
Статус документаНе действует
МеткиРаспоряжение · Стратегия
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 1120-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия).
    2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии, включающего в том числе мероприятия по подготовке проектов актов о внесении изменений в федеральные целевые программы и иные программные документы.
    3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке федеральных целевых программ и иных программных документов.
    Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных в том числе на реализацию федеральных целевых программ.
    4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
    5. Минрегиону России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.
    6. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 765-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2337).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. N 1120-р

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА

Введение

 
    Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.
    Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
    В Стратегии понятие "Сибирь" включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
    Основные положения Стратегии представлены с учетом географического деления Сибири на следующие 3 пояса развития:
    Арктический пояс развития, включающий в себя север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями;
    Северный пояс развития, включающий в себя Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), север Иркутской области, зону Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия;
    Южный пояс развития, включающий в себя центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области, Республику Алтай, Республику Тыва и Республику Хакасия.
 

I. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири

Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010-2020 годах

 
    Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.
    Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель.
    Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.
    Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010-2020 годах будут являться:
    информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;
    машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;
    добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых;
    геолого-разведочные работы;
    перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;
    агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства);
    энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии);
    инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;
    промышленность строительных материалов;
    строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;
    прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;
    высококачественные (включая экспортно ориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.
    Пространственными приоритетами развития Сибири являются:
    в Арктическом поясе развития - интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера), повышение качества их жизни;
    в Северном поясе развития - реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины);
    в Южном поясе развития - строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности Сибири и Дальнего Востока, а также для экспорта за рубеж, предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск современной конкурентоспособной продукции, и предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологий;
    формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения северных и арктических территорий;
    формирование опорной сети предприятий, обеспечивающих сервисное обслуживание техники и технологий, применяемых в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики Сибири;
    формирование крупных городских агломераций, выполняющих функции транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров;
    формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами экологически чистого продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки);
    строительство элеваторов на территории Сибири и зерновых терминалов в портах Дальнего Востока, предприятий по переработке льна, льноволокна, кожи и шерсти;
    строительство энергосберегающего жилья для работников агропромышленного комплекса и работников вахтовых смен на добывающих предприятиях Арктического и Северного поясов развития;
    формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной и вахтовой основе.
    Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач:
    масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири на основе использования инновационных технологий, обеспечивающих производство качественно новых для России продуктов и услуг (в том числе в образовании, медицине и здравоохранении). Максимальное сокращение отставания от достижений мирового уровня в трудо-, материало-, энерго- и капиталоемкости производства;
    повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления;
    повышение качества человеческого капитала, подготовка на современном уровне специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы Сибири;
    государственная поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности, а также транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;
    реализация крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке природных ресурсов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
    опережающее воспроизводство сырьевой базы;
    ускоренная диверсификация экономики Сибири за счет опережающего развития обрабатывающих и перерабатывающих производств, увеличение удельного веса предприятий, имеющих инновационные технологические уклады;
    расширение геолого-разведочных работ и увеличение добычи полезных ископаемых до объемов, достаточных для обеспечения отечественной промышленности сырьем и необходимого объема экспорта. Мероприятия по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы будут осуществляться в соответствии с долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья;
    создание совместно с учреждениями Сибирского отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук на базе высших учебных заведений в гг. Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Омске и Томске национальных исследовательских университетов, способных не только создавать опытные образцы инновационных технологий на мировом уровне, но и обеспечить их опытно-промышленное и промышленное внедрение; усиление интеграции отраслевых, вузовских и академических научных учреждений Сибири, содействие становлению и развитию единой системы, обеспечивающей превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста и формирующей сектора новой экономики; модернизация и повышение конкурентоспособности традиционных секторов экономики и социальной сферы;
    расширение мощности транспортно-логистических коридоров Запад - Восток и Север - Юг и сибирского транзита грузо- и пассажиропотока между Юго-Восточной Азией, Западной Европой и Северной Америкой;
    улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в условиях возрастающей антропогенной нагрузки путем внедрения природоохранных технологий и модернизации производств, сохранение экологии трансграничных внутриконтинентальных вод, расширение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечение поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
    введение системы отраслевого зонирования агропромышленного комплекса и актуализация его структуры исходя из климатических условий и агроресурсного потенциала, внедрение технологий выращивания экологически чистых сельскохозяйственных культур без генной модификации на природных удобрениях и почвомодификаторах, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, поддержание естественного плодородия почв и предотвращение эрозионных процессов, улучшение материально-ресурсного обеспечения сельскохозяйственной отрасли: обновление машинно-тракторного парка, сельскохозяйственной инфраструктуры, внедрение новых наукоемких технологий в аграрное производство с использованием возможностей аграрной науки, создание условий для формирования интегрированных структур, включающих в себя полный цикл производства продуктов питания от растениеводства и животноводства до выпуска пищевой продукции;
    развитие сервисной (финансовой, страховой, юридической, консалтинговой, проектной, офисной, коммуникационной, туристической) инфраструктуры обеспечения бизнеса до уровня, соответствующего мировым стандартам.
    Решение указанных задач позволит сформировать на территории Сибири условия, обеспечивающие:
    повышение привлекательности регионов Сибири для инвестирования в новые проекты и расширения действующего бизнеса;
    создание новых и модернизацию действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких;
    модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, физическую культуру и спорт, жилищный сектор;
    повышение привлекательности регионов Сибири для постоянного проживания;
    привлечение на этой основе дополнительных трудовых ресурсов, увеличение численности населения Сибири к 2030 году на 600-800 тыс. человек;
    формирование опорной системы поселений - основы национальной безопасности страны на ее юго-восточных рубежах.
 

Конкурентные преимущества Сибири

 
    Сибирь, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80 процентов общероссийских запасов, меди - 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 86 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент, металлов платиновой группы - 99 процентов, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 процентов.
    Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только повышать ценность этого ресурса.
 

Географическое положение

 
    Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Прежде всего это - сухопутный мост, становым хребтом которого является Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб). Транзитная роль Транссиба существенно вырастет после завершения строительства Северо-Российской Евразийской железнодорожной магистрали, которая продолжит БАМ Северо-Сибирской железнодорожной магистралью (Севсиб) в европейскую часть страны и далее железнодорожной магистралью Белое море - Коми - Урал или железной дорогой Баренцево море - Коми - Урал к северным российским портам.
    В долгосрочной перспективе это обеспечит достойную конкуренцию Китаю, активно восстанавливающему в современных форматах маршруты Великого шелкового пути через Казахстан и Среднюю Азию, и создаст предпосылки не только для сохранения, но и для увеличения объемов сибирского сухопутного транзита.
    Возможность строительства в более отдаленной перспективе железнодорожной магистрали через Берингов пролив создает совершенно новые, никогда ранее не имевшиеся возможности для торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евразией и резко поднимает значение Сибири как мирового транзитного региона.
    При надлежащем развитии инфраструктуры определенную конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для Северной Америки и Японии, может составить Северный морской путь. Безальтернативен с экономической точки зрения сибирский авиатранзит Азия - Северная Америка.
 

Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал

 
    Сибирь обладает значительным потенциалом эволюционного развития, особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой промышленности. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Существенный, но во многом утерянный в ходе экономических реформ 90-х годов потенциал машиностроительного комплекса может быть восстановлен и превзойден в условиях растущей экономики. Значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.
    Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.
 

Уникальный туристско-рекреационный потенциал

 
    Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Хакасия, Алтайском и Забайкальском краях, лесными массивами, развитой гидрографической сетью, многочисленными памятниками истории, археологии и материальной культуры, живописными ландшафтами, разнообразными видами животных и промысловых рыб, а также территориями с благоприятными и относительно благоприятными климатическими условиями для рекреационных занятий. Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым регионам (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).
 

Вызовы и угрозы

 
    Основными вызовами и угрозами развития Сибири являются следующие факторы:
    резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив экономического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность Сибири для частного бизнеса. Роль этого фактора будет снижаться по мере диверсификации сибирской экономики;
    суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности (в среднем на 25-40 процентов, в строительстве - в 1,5 - 2 раза);
    исторически сложившиеся негативные особенности хозяйственного освоения, которые привели к чрезмерной ориентации экономики Сибири на внешние по отношению к ней рынки, высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности территории, некомплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства;
    неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры такого вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири. Главным препятствием экономического роста во многих сибирских регионах является острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время в условиях мирового финансового кризиса;
    транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков. Негативная роль транспортного фактора является оборотной стороной выгодного экономико-географического положения Сибири. Однако это негативное воздействие в долгосрочной перспективе будет ослабляться вследствие создания новых транспортных коридоров, появления новых высокоэкономичных видов транспорта, все более ощутимого увеличения в отраслевой структуре производства, а также в структуре ввоза и вывоза из Сибири продуктов с высокой стоимостью единицы массы и объема;
    угроза закрепления за Сибирью роли сырьевого придатка развитых экономик, что делает особенно актуальной задачу диверсификации экономики регионов Сибири и создания в них мощного комплекса перерабатывающих производств. Решение этой задачи должно достигаться за счет собственных сил и ресурсов при участии иностранного капитала с соблюдением четких законодательно установленных правил и условий, обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации.
 

Сценарий социально-экономического развития Сибири

 
    В качестве стартового года в дальнейших расчетах использовался 2010 год, в котором по прогнозу экспертов показатели производства в целом по России вернутся на уровень 2007 года, а к 2012 году - на уровень докризисного 2008 года. При этом принято, что структура экономики России и регионов Сибири в 2010 году не будет отличаться от докризисной.
    Для Сибири в целом в 2010-2011 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта и промышленного производства составят 103,2 процента - немного ниже, чем по стране в целом (103,3 процента).
    Более высокими темпами будут увеличиваться конечное потребление (104,4 процента) и инвестиции в основной капитал (109,4 процента). Это связано со спецификой проявления экономического кризиса в сибирских регионах - при более низких (по сравнению с Россией в целом) темпах сокращения объемов промышленного производства в Сибири наблюдаются опережающие темпы сокращения показателей потребления (реальных доходов, розничного товарооборота).
    Сценарий развития Сибири увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
    Вместе с тем в период до 2020 года развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Сибири и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона и инновационной направленности долгосрочного развития экономики.
    Реализация сценария социально-экономического развития Сибири обеспечит следующие результаты:
    модернизация и технологическое перевооружение отраслей традиционной специализации Сибири, которые позволят обеспечить повышение экологичности природопользования и безопасности труда при добыче природных ресурсов (особенно при подземных разработках), увеличение извлекаемости полезных компонентов, в том числе из месторождений сложного комплексного состава, экономически целесообразное использование природных ресурсов северных, полярных и арктических территорий;
    развитие отраслей глубокой переработки природного сырья на базе современных наукоемких технологий: нефте-, газо- и лесопереработка, нефте-, газо- и лесохимия, широкое использование цветных и редкоземельных металлов, производство высококачественных строительных материалов, экологически чистых продуктов питания, экспорт из Сибири готовых продуктов с высокой долей добавленной стоимости;
    переход к новым технологическим схемам в черной и цветной металлургии, который не только увеличит технико-экономические показатели металлургии до мирового уровня, но и позволит полностью обеспечить современной металлопродукцией потребности железнодорожного транспорта, электроэнергетики, нефтяной и газовой промышленности, а также увеличить эффективность экспорта Сибири;
    модернизация и развитие транспортной, энергетической и строительной инфраструктуры, развитие газовой и ядерной генерации энергии на базе современных технологий, реконструкция угольной генерации и гидрогенерации, развитие мини- и микроэнергетики, альтернативной энергетики и возобновляемых источников энергии, опережающее развитие опорной транспортно-логистической системы, развитие транспортных и информационных сетей в регионах с малой и крайне малой плотностью населения, широкое использование новых конструкционных материалов в строительном комплексе, что позволит значительно продвинуться в решении проблем жилищного комплекса, городской и дорожной инфраструктуры (сибирскими инноваторами разработаны различные строительные материалы, которые соответствуют сложным и разнообразным условиям сибирского климата, почв и рельефов, их использование позволит снизить материало- и энергоемкость строительства при повышении экологических характеристик готовых объектов);
    развитие машиностроения в качестве технологической базы модернизации и инновационного развития сибирской экономики, основой которой является синтез новых производственных технологий и новых материалов. В Сибири имеются разработки по указанным направлениям (производственные технологии и новые материалы). Строительство новых заводов ориентировано на гибкое производство, способное быстро обновлять продукцию на основе многофункционального оборудования и информационных технологий, а также на интеграцию логистических сетей;
    распространение инновационных практик и технологий в агропромышленном комплексе Сибири. Это позволит не только обеспечить продовольственную безопасность Сибири, но и получить уникальные конкурентные преимущества за счет производства новых, экологически чистых продуктов питания, которые превосходят зарубежные аналоги. Такие технологии и продукты разработаны и апробированы в Сибири, планируется их массовое производство.
 

Основные макроэкономические итоги реализации Стратегии

 
    К 2016 году предусмотрено достижение годовых темпов прироста валового регионального продукта на 5 - 5,3 процента, инвестиций - на 9-12 процентов, заработной платы и душевых доходов населения - на 5,1 - 5,5 процента.
    К 2021 году планируется провести модернизацию экономики на инновационной основе, завершить реализацию основных проектов транспортного и энергетического строительства, крупных ресурсных проектов, добиться создания комфортной среды жизнедеятельности населения. По сравнению с 2008 годом (в ценах 2008 года) валовый региональный продукт увеличится в 1,6 раза, промышленное производство - в 1,45 - 1,55 раза, инвестиции - в 2,3 раза, заработная плата и среднедушевые доходы - почти в 1,8 раза.