Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 092. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 08.04.2010 N 309 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Дата документа08.04.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
х
Документ отменен / утратил силу
Примечания к документу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2010 г. N 17445
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2010 г. N 309

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2010 г. N 309

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Таблица 3

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП 3132 2088    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 648 432    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
  уметь:        
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;        
  знать:        
  основные категории и понятия философии;        
  роль философии в жизни человека и общества;        
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;        
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;        
  знать:        
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);        
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;        
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   168 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;    
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;        
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;        
  знать:        
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 336 168 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;    
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;      
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 108 72    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  уметь:    
  решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;      
  знать:      
  значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;        
  основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;        
  основные понятия и методы математического анализа;        
  основы теории вероятностей и математической статистики;        
  основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры        
  уметь:     ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;    
  соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;    
  знать:    
  особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;        
  условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;        
  принципы и методы рационального природопользования;        
  основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;        
  принципы размещения производств различного типа;        
  основные группы отходов, их источники и масштабы образования;        
  основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;        
  понятие и принципы мониторинга окружающей среды;        
  правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;        
  загрязнения окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой;        
  деятельность пожарной охраны по сохранению экологии и профилактике пожаров как мере защиты окружающей среды        

 
 

П.00 Профессиональный цикл 2376 1584    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 888 592    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Инженерная графика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  уметь:    
  читать рабочие, сборочные и строительные чертежи и схемы по профилю специальности;      
  выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов;      
  выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ;      
  знать:        
  виды нормативно-технической и производственной документации;        
  правила чтения конструкторской и технологической документации;        
  способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;        
  требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы проектной документации для строительства и Единой системы технологической документации (ЕСТД);        
  правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;        
  технику и принципы нанесения размеров;        
  типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления        
  уметь:     ОП.02. Техническая механика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  читать кинематические схемы;    
  проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;    
  определять напряжения в конструкционных элементах;      
  производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;      
  знать:        
  основы теоретической механики;        
  виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;        
  типы соединений деталей и машин;        
  основные сборочные единицы и детали;        
  характер соединения деталей и сборочных единиц;        
  виды движений и преобразующие движения механизмы;        
  виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;        
  передаточное отношение и число;        
  соединения разъемные, неразъемные, подвижные, неподвижные;        
  общие схемы и схемы по специальности;        
  методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации        
  уметь:     ОП.03. Электротехника и электроника ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;    
  читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;      
  рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;      
  пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;        
  знать:        
  способы получения, передачи и использования электрической энергии;        
  электротехническую терминологию;        
  основные законы электротехники;        
  характеристики и параметры электрических и магнитных полей;        
  свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;        
  методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;        
  принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;        
  принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;        
  правила эксплуатации электрооборудования        
  уметь:     ОП.04. Метрология и стандартизация ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;    
  оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;      
  использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;      
  приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;        
  знать:        
  основные понятия метрологии;        
  задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;        
  формы подтверждения качества;        
  терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ        
  уметь:     ОП.05. Термодинамика, теплопередача и гидравлика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  использовать законы идеальных газов при решении задач;    
  решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;    
  определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;      
  осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;      
  осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости;        
  знать:        
  предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;        
  основные понятия и определения, смеси рабочих тел;        
  законы термодинамики;        
  реальные газы и пары, идеальные газы;        
  газовые смеси;        
  истечение и дросселирование газов;        
  термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;        
  термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;        
  теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;        
  топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;        
  термогазодинамику пожаров в помещении;        
  теплопередачу в пожарном деле;        
  основные законы равновесия состояния жидкости;        
  основные закономерности движения жидкости;        
  принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;        
  принципы работы гидравлических машин и механизмов        
  уметь:     ОП.06. Теория горения и взрыва ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве;    
  знать:      
  физико-химические основы горения;      
  основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;        
  типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны;        
  горение как основной процесс на пожаре, виды и режимы горения;        
  механизм химического взаимодействия при горении;        
  физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение;        
  показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;        
  материальный и тепловой балансы процессов горения;        
  возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания, вынужденного воспламенения;        
  распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;        
  предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;        
  огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;        
  механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов;        
  теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей и твердых материалов        
  уметь:     ОП.07. Психология экстремальных ситуаций ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;    
  оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;      
  вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;      
  учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;        
  знать:        
  особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;        
  систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;        
  факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;        
  о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;        
  понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;        
  классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;        
  основные направления работы с различными группами пострадавших;        
  общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;        
  алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;        
  признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;        
  механизмы образования толпы;        
  принципы профилактики образования толпы;        
  основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;        
  алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;        
  влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;        
  принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса        
  уметь:     ОП.08. Здания и сооружения ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  оценивать поведение строительных материалов в условиях пожара;    
  определять предел огнестойкости зданий, строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение строительных конструкций в условиях пожара;      
  применять классификацию строительных конструкций и зданий по степеням огнестойкости;      
  определять категорию помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;        
  находить опасные места, в которых может начаться разрушение конструкции, понимать механизм износа, коррозии и разрушения строительных конструкций под воздействием различных факторов;        
  использовать методы и средства рациональной защиты;        
  знать:        
  виды, свойства и применение основных строительных материалов;        
  пожарно-технические характеристики строительных материалов;        
  поведение строительных материалов в условиях пожара;        
  основы противопожарного нормирования строительных материалов и способы их огнезащиты;        
  объемно-планировочные решения и конструктивные схемы зданий;        
  несущие и ограждающие строительные конструкции, типы и конструкции лестниц;        
  предел огнестойкости строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение несущих и ограждающих металлических, деревянных и железобетонных строительных конструкций в условиях пожара и способы повышения их огнестойкости;        
  степень огнестойкости зданий, класс конструктивной и функциональной пожарной опасности зданий и сооружений;        
  поведение зданий и сооружений в условиях пожара;        
  категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;        
  требования к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях;        
  конструктивные особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей        
  уметь:     ОП.09. Автоматизированные системы управления и связь ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
  пользоваться основными видами средств связи и автоматизированных систем управления;    
  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;    
  применять компьютерные и телекоммуникационные средства;      
  использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;        
  знать:        
  основные понятия автоматизированной обработки информации;        
  общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;        
  состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;        
  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;        
  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;        
  основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;        
  преобразования сообщений, сигналов и их особенности, методы передачи дискретных и непрерывных сообщений и сигналов, элементы сжатия данных и кодирования;        
  основные понятия построения оконечных устройств систем связи;        

Ведется подготовка документа. Ожидайте