Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 279. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 08.04.2010 N 309 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Дата документа08.04.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Стандарт · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2010 г. N 17445
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2010 г. N 309

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
 
 
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.ФУРСЕНКО

 
 
 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2010 г. N 309

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280703 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280703 Пожарная безопасность всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
    1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 
    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
    СПО - среднее профессиональное образование;
    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
    ОУ - образовательное учреждение;
    ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
    ОК - общая компетенция;
    ПК - профессиональная компетенция;
    ПМ - профессиональный модуль;
    МДК - междисциплинарный курс.
 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 
    3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
 
 

Таблица 1

 

Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Техник 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
    3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
 
 

Таблица 2

 

Образовательная база приема Наименование квалификации углубленной подготовки Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Старший техник 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 4 года 10 месяцев <*>

 
    


    <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 
    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.
    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
    пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
    население, находящееся в опасных зонах пожара;
    объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;
    технологические процессы пожароопасных производств;
    материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
    технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
    нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;
    процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;
    первичные трудовые коллективы;
    технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
    пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
    пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
    огнетушащие вещества;
    аварийно-спасательное оборудование и техника;
    системы и оборудование противопожарной защиты;
    системы и устройства специальной связи и управления;
    медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
    иные средства, вспомогательная и специальная техника.
    4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
    4.3.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    4.3.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
    4.3.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
    4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
    4.4.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    4.4.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
    4.4.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
    5.2.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
    ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
    ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
    ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
    5.2.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
    ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
    ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
    ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
    ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
    5.2.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
    ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
    ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
    5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
    5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
    5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
    5.4.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
    ПК 1.2. Изучать пожары и разрабатывать документы предварительного планирования действий пожарных подразделений.
    ПК 1.3. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
    ПК 1.4. Организовывать действия по тушению пожаров.
    ПК 1.5. Организовывать действия звеньев газодымозащитной службы по тушению пожаров.
    ПК 1.6. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
    5.4.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
    ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
    ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
    ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по делам о пожарах, нарушениях и по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
    ПК 2.4. Организовывать делопроизводство при осуществлении государственного пожарного надзора.
    ПК 2.5. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
    ПК 2.6. Проводить расследование пожаров.
    5.4.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
    ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
    ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
    ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.
    5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 
    6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
    общего гуманитарного и социально-экономического;
    математического и общего естественнонаучного;
    профессионального;
    и разделов:
    учебная практика;
    производственная практика (по профилю специальности);
    производственная практика (преддипломная);
    промежуточная аттестация;
    государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
    6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
    Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
    Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
    6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
    Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
 
 

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

 

Таблица 3

 

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
 Обязательная часть циклов ОПОП 3132 2088   
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 648 432   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:  48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1 - 10
 уметь:     
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;     
 знать:     
 основные категории и понятия философии;     
 роль философии в жизни человека и общества;     
 основы философского учения о бытии;     
 сущность процесса познания;     
 основы научной, философской и религиозной картин мира;     
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;     
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий     
 уметь:  48 ОГСЭ.02. История ОК 1 - 10
 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;     
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;     
 знать:     
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);     
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;     
 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;     
 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;     
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;     
 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения     
 уметь:  168 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 1 - 10
 общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;   
 переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;     
 самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;     
 знать:     
 лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности     
 уметь: 336 168 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;   
 знать:    
 о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;    
 основы здорового образа жизни     
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 108 72   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   ЕН.01. Математика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 уметь:   
 решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;    
 знать:    
 значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;     
 основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;     
 основные понятия и методы математического анализа;     
 основы теории вероятностей и математической статистики;     
 основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры     
 уметь:   ЕН.02. Экологические основы природопользования ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;   
 соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;   
 знать:   
 особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;     
 условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;     
 принципы и методы рационального природопользования;     
 основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;     
 принципы размещения производств различного типа;     
 основные группы отходов, их источники и масштабы образования;     
 основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;     
 понятие и принципы мониторинга окружающей среды;     
 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;     
 загрязнения окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой;     
 деятельность пожарной охраны по сохранению экологии и профилактике пожаров как мере защиты окружающей среды     

 
 

П.00 Профессиональный цикл 2376 1584   
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 888 592   
 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:   ОП.01. Инженерная графика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 уметь:   
 читать рабочие, сборочные и строительные чертежи и схемы по профилю специальности;    
 выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов;    
 выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ;    
 знать:     
 виды нормативно-технической и производственной документации;     
 правила чтения конструкторской и технологической документации;     
 способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;     
 требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы проектной документации для строительства и Единой системы технологической документации (ЕСТД);     
 правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;     
 технику и принципы нанесения размеров;     
 типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления     
 уметь:   ОП.02. Техническая механика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 читать кинематические схемы;   
 проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;   
 определять напряжения в конструкционных элементах;    
 производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;    
 знать:     
 основы теоретической механики;     
 виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;     
 типы соединений деталей и машин;     
 основные сборочные единицы и детали;     
 характер соединения деталей и сборочных единиц;     
 виды движений и преобразующие движения механизмы;     
 виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;     
 передаточное отношение и число;     
 соединения разъемные, неразъемные, подвижные, неподвижные;     
 общие схемы и схемы по специальности;     
 методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации     
 уметь:   ОП.03. Электротехника и электроника ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;   
 читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;    
 рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;    
 пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;     
 знать:     
 способы получения, передачи и использования электрической энергии;     
 электротехническую терминологию;     
 основные законы электротехники;     
 характеристики и параметры электрических и магнитных полей;     
 свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;     
 методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;     
 принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;     
 принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;     
 правила эксплуатации электрооборудования     
 уметь:   ОП.04. Метрология и стандартизация ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;   
 оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;    
 использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;    
 приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;     
 знать:     
 основные понятия метрологии;     
 задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;     
 формы подтверждения качества;     
 терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ     
 уметь:   ОП.05. Термодинамика, теплопередача и гидравлика ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 использовать законы идеальных газов при решении задач;   
 решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;   
 определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;    
 осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;    
 осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости;     
 знать:     
 предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;     
 основные понятия и определения, смеси рабочих тел;     
 законы термодинамики;     
 реальные газы и пары, идеальные газы;     
 газовые смеси;     
 истечение и дросселирование газов;     
 термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;     
 термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;     
 теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;     
 топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;     
 термогазодинамику пожаров в помещении;     
 теплопередачу в пожарном деле;     
 основные законы равновесия состояния жидкости;     
 основные закономерности движения жидкости;     
 принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;     
 принципы работы гидравлических машин и механизмов     
 уметь:   ОП.06. Теория горения и взрыва ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве;   
 знать:    
 физико-химические основы горения;    
 основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;     
 типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны;     
 горение как основной процесс на пожаре, виды и режимы горения;     
 механизм химического взаимодействия при горении;     
 физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение;     
 показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;     
 материальный и тепловой балансы процессов горения;     
 возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания, вынужденного воспламенения;     
 распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;     
 предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;     
 огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;     
 механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов;     
 теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей и твердых материалов     
 уметь:   ОП.07. Психология экстремальных ситуаций ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;   
 оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;    
 вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;    
 учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;     
 знать:     
 особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;     
 систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;     
 факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;     
 о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;     
 понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;     
 классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;     
 основные направления работы с различными группами пострадавших;     
 общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;     
 алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;     
 признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;     
 механизмы образования толпы;     
 принципы профилактики образования толпы;     
 основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;     
 алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;     
 влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;     
 принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса     
 уметь:   ОП.08. Здания и сооружения ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 оценивать поведение строительных материалов в условиях пожара;   
 определять предел огнестойкости зданий, строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение строительных конструкций в условиях пожара;    
 применять классификацию строительных конструкций и зданий по степеням огнестойкости;    
 определять категорию помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;     
 находить опасные места, в которых может начаться разрушение конструкции, понимать механизм износа, коррозии и разрушения строительных конструкций под воздействием различных факторов;     
 использовать методы и средства рациональной защиты;     
 знать:     
 виды, свойства и применение основных строительных материалов;     
 пожарно-технические характеристики строительных материалов;     
 поведение строительных материалов в условиях пожара;     
 основы противопожарного нормирования строительных материалов и способы их огнезащиты;     
 объемно-планировочные решения и конструктивные схемы зданий;     
 несущие и ограждающие строительные конструкции, типы и конструкции лестниц;     
 предел огнестойкости строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение несущих и ограждающих металлических, деревянных и железобетонных строительных конструкций в условиях пожара и способы повышения их огнестойкости;     
 степень огнестойкости зданий, класс конструктивной и функциональной пожарной опасности зданий и сооружений;     
 поведение зданий и сооружений в условиях пожара;     
 категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;     
 требования к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях;     
 конструктивные особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей     
 уметь:   ОП.09. Автоматизированные системы управления и связь ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.3
 пользоваться основными видами средств связи и автоматизированных систем управления;   
 использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;   
 применять компьютерные и телекоммуникационные средства;