Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 431. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 15.12.92 N ИЛ-6-03/435 "О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ О СОВОКУПНОМ ГОДОВОМ ДОХОДЕ"

Дата документа15.12.1992
Статус документаНе действует
МеткиПисьмо

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 15 декабря 1992 г. N ИЛ-6-03/435

 
    Государственная налоговая служба Российской Федерации, исходя из анализа проводимой на местах работы по налогообложению доходов физических лиц и накопленного в этой части опыта, направляет для практического использования "Методическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе", разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", и обязывает:
    обеспечить тщательное изучение изложенных в нем материалов всеми работниками налоговых инспекций и в первую очередь теми, кто непосредственно контролирует налогообложение граждан;
    с учетом имеющихся возможностей принять меры к тиражированию пособия в количестве, достаточном для обеспечения всех налоговых инспекторов, а также консультационных пунктов, созданных для работы с населением;
    обеспечить разъяснение вопросов, связанных с декларированием гражданами своего совокупного годового дохода, включая проведение с гражданами практических занятий о порядке заполнения ими декларации в соответствии с требованиями, изложенными в пособии.
    Государственная служба Российской Федерации при этом обращает Ваше внимание на следующие вопросы в организации работы по приему деклараций:
    1. При подаче физическими лицами деклараций о совокупном доходе налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика дополнительных документов для подтверждения сведений, указанных в декларации, кроме тех, что указаны в Законе (они отражены в методическом пособии).
    2. Представленная декларация в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в налоговом органе. При этом днем регистрации считается день подачи декларации физическим лицом лично в налоговый орган, а если декларация направлена через учреждение связи, то дата отправки декларации, указанная на почтовом штемпеле. Налоговым инспекциям необходимо проработать вопросы оперативной доставки деклараций с местными отделениями связи.
    3. Заполнение IV раздела декларации налогоплательщиком не обязательна, поскольку этот раздел для налогоплательщика вспомогательный. В случае, когда налогоплательщик заполнил этот раздел и допустил ошибки в расчете налога, налоговый орган не принимает во внимание указанные в этом разделе налогоплательщиком сведения.
    В то же налоговый орган в этом разделе в обязательном порядке производит расчет подоходного налога. Данный расчет является основанием для открытия лицевого счета налогоплательщика и для выписки платежного извещения.
    Расчет подоходного налога по фактически полученному в 1992 г. совокупному годовому доходу производится по ставкам статьи 6 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений, внесенных в соответствии с Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", которые действуют с 1 января 1992 г. в следующих размерах:
    при облагаемом совокупном доходе до 200 тыс. руб. - 12%,
    от 200001 до 400000 руб. - 24 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 200 тыс. руб.,
    от 400001 до 600000 руб. - 64 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 400 тыс. руб.,
    от 600001 и выше - 124 тыс. руб. + 40% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
    В связи с этим ранее установленные ставки налога утратили силу.
    Должностные лица налоговой инспекции обязаны осуществлять перепроверки по вопросу правильности осуществления налоговым инспектором расчета подоходного налога, о чем делается отметка в декларации после IV раздела с указанием даты проверки и фамилии, имени и отчества должностного лица.
    4. Проверка правильности сведений, указанных налогоплательщиком в декларации, должна осуществляться следующим образом:
    а) в момент приема декларации от налогоплательщика налоговые работники, принимающие декларацию, обязаны проверить камерально правильность заполнения декларации налогоплательщиком (наличие документов, дающих право на вычеты из совокупного дохода и подтверждающих расходы);
    б) проведение глубоких документальных проверок сведений, указанных в декларации, налоговый орган может проводить как до установленного срока проведения окончательного перерасчета налога, так и после, что вытекает из статьи 21 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц", в которой предусмотрено, что суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога независимо от времени обнаружения этого факта.
    В случае, если проверка достоверности сведений, указанных в декларации, проведена после установленного срока перерасчета налога и при этом установлены случаи занижения доходов, налоговый орган обязан произвести перерасчет налога исходя из суммы совокупного дохода, исчисленного с учетом выявленных проверкой дополнительных сумм дохода, о чем плательщик уведомляется в письменном виде с одновременным вручением платежного извещения на уплату налога. При этом срок уплаты дополнительно исчисленного налога устанавливается по истечении одного месяца после вручения платежного извещения.
    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного его исчисления налоговые органы должны производить взыскание или возврат им налоговой суммы не более чем за три года, предшествующих обнаружению этого факта.
    Кроме того, статьей 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию исчисленных сумм налога (недоимки) в бюджет, составляет три года.
    Количество деклараций, подлежащих документальной проверке, определяется начальником Государственной налоговой инспекции.
    5. Работники налоговых инспекций при осуществлении приема деклараций и проведения документальных проверок достоверности указанных в декларациях сведений, при установлении, что указанные в декларациях сведения не соответствуют имеющимся в налоговом органе данным или материалам документальных проверок, не имеют права изменять и зачеркивать указанные в ней гражданином сведения, а также вносить дополнительные записи о доходах и расходах, указанные в соответствующих разделах декларации. При установлении расхождений налоговый орган должен составить справку, в которой необходимо указать четко, в каком пункте декларации, по какому виду дохода (расходам или сумме налога) имеются расхождения и в чем они конкретно выражаются.
    При окончательном расчете налога налоговый орган при заполнении IV раздела декларации должен использовать данные этой справки.
    6. Работники налоговых органов и лица, привлеченные к обработке деклараций, обязаны соблюдать тайну сведений о доходах граждан, указанных ими в декларациях. Руководители государственных налоговых инспекций обязаны определить круг лиц, имеющих доступ к декларациям. Хранение предоставленных деклараций и в соответствующих случаях других документов, подтверждающих доходы граждан, осуществляется в том же порядке, что и хранение документов на заработную плату.
    7. При применении санкций, установленных Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за нарушения порядка декларирования совокупного дохода в каждом конкретном случае нарушения необходимо установить причину этих нарушений.
    Порядок применения санкций, предусмотренный вышеупомянутыми Законами, изложен в V разделе "Методического пособия по заполнению декларации о совокупном годовом доходе". При этом применение санкций к налогоплательщику за нарушение порядка декларирования совокупного дохода должно осуществляться при злостном или умышленном нарушении этого порядка.
 

Руководитель Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
И.Н.ЛАЗАРЕВ

 
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ О СОВОКУПНОМ ГОДОВОМ ДОХОДЕ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Методическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе разработано в строгом соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями для оказания практической помощи гражданам в составлении декларации о совокупном годовом доходе, а также для практического использования работниками налоговых органов при осуществлении контроля за правильностью составления гражданами деклараций о совокупном годовом доходе.
    1) Категории граждан, которые обязаны подавать декларацию о совокупном годовом доходе
    В настоящем методическом пособии рассматриваются вопросы декларирования совокупного годового дохода гражданами Российской Федерации, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" предусматривает, что декларация о совокупном годовом доходе подается гражданами, имевшими в течение отчетного года ОСНОВНОЕ МЕСТО работы и получившими в этот период доходы помимо этого основного места работы, а также гражданами, не имевшими основного места работы в течение отчетного года и получившими в течение этого года какие-либо доходы.
 

ВНИМАНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 
    Основным местом работы считается то предприятие, учреждение или организация, где хранится трудовая книжка работника и где он состоит в трудовых и приравненных к ним отношениях. Под трудовыми и приравненными к ним обязанностями понимается: выполнение гражданином работ по конкретной специальности, квалификации, должности на основании заключенного им с предприятием, учреждением, организацией трудового договора (контракта) либо выполнение трудовой функции в связи с членством в кооперативе, колхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, общественной или религиозной организации, адвокатуре, а также в связи со службой или учебой.
    Граждане, которые в течение года имели доходы только по месту основной работы и за этот период не получали каких-либо других доходов, декларацию о своих доходах в налоговый орган не представляют.
    Не представляют декларацию о совокупном годовом доходе также граждане, которые в отчетном году получили из всех источников совокупный налогооблагаемый доход в размере 200000 руб. и менее.
 

ВНИМАНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 
    Размер совокупного налогооблагаемого дохода определяется путем вычета из суммы полного (валового) совокупного годового дохода, полученного из всех источников, соответствующего кратного размера минимальной месячной оплаты труда, расходов на детей и иждивенцев, расходов, произведенных при получении доходов от предпринимательской деятельности, а также при получении авторских вознаграждений, и других вычетов, установленных Законом о подоходном налоге с физических лиц.
 

ВНИМАНИЮ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

 
    При наличии в налоговом органе сведений о получении гражданином доходов не по месту основной работы в размере менее 200000 руб. налоговый орган обязан потребовать от этого гражданина справку с места основной работы о доходах, полученных по его основному месту работы за отчетный год. В случае, если общая сумма совокупного налогооблагаемого дохода за отчетный год будет менее 200000 руб. (с учетом доходов, полученных по месту основной работы), налоговым органом составляется справка о непредставлении данным гражданином декларации о совокупном годовом доходе. Примерная форма справки о доходах по месту основной работы и форма справки о непредставлении гражданином декларации приведены в приложениях соответственно N 1 и N 2 к настоящему методическому пособию. Справка о непредставлении гражданином декларации о совокупном годовом доходе, справка о доходах, полученных по месту основной работы, а также сведения о доходах, полученных не по месту основной работы хранятся в налоговом органе в одном деле.
    2) Доходы, включаемые в состав совокупного годового дохода
    В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" в составе совокупного годового дохода учитываются доходы, полученные как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
    Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам.
    3) Виды доходов, не подлежащих включению в состав совокупного годового дохода
    При определении совокупного годового дохода, подлежащего декларированию, необходимо иметь в виду, что в состав совокупного дохода в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" не включаются следующие виды доходов:
    а) государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком), а также другие виды помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экологических фондов, зарегистрированных в установленном порядке.
    К числу государственных пособий, не включаемых в совокупный доход, относятся пособия:
    по беременности и родам;
    выплачиваемые при рождении ребенка;
    по уходу за ребенком (до достижения им возраста, установленного законодательством);
    ритуальные, связанные с погребением;
    на детей малообеспеченным семьям;
    инвалидам с детства;
    многодетным и одиноким матерям;
    на детей военнослужащих срочной службы;
    вдовам, имеющим детей, но не получающим пенсию по случаю потери кормильца;