Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 947. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 23.04.2010 N 319 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа23.04.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стратегия

    

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 23 апреля 2010 г. N 319

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 
    В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации (протокол заседания от 4 марта 2010 г. N 6, раздел 2, пункт 2) и на заседании подкомиссии по обеспечению устойчивого развития экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол заседания от 3 марта 2010 г. N 1, раздел 2, пункт 2), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
    2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.
 

Министр
В.Б.ХРИСТЕНКО

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минпромторга России
от 23 апреля 2010 г. N 319

 

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Введение

 
    Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.
    Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.
    Прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим "промышленной сборки", предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации.
    Однако приход ведущих иностранных автопроизводителей, ввиду малого объема требуемых по законодательству минимальных производственных мощностей (25 тыс. автомобилей в год), не сформировал предпосылок для создания экономически оправданных современных производств автокомпонентной отрасли.
    Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность, положительные, в первую очередь, для конечных потребителей, оказались недостаточными для ее полноценного развития. В связи с чем Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 г. было принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года.
    Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основании:
    - Решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол заседания от 10 ноября 2009 г. N 23, пункт 2).
    - Основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. N 42, пункт 2.3.3 "Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики").
    - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
    - Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р).
    - Законодательных и иных нормативных правовых актов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
    Стратегия предназначена:
    - для определения приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;
    - для обеспечения на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
    - для определения перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности;
    - для принятия решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития автомобильной промышленности.
    Настоящая Стратегия включает в себя следующие основные блоки:
    - оценку текущего состояния и основных системных проблем развития автомобилестроения в России;
    - определение целевых сценариев развития для четырех ключевых сегментов российского автомобилестроения: легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, для сегмента производителей автокомпонентов;
    - развитие национальной базы НИОКР и автомобильных кластеров;
    - комплекс государственных мер поддержки отечественной автомобильной отрасли с планом мероприятий по их реализации на среднесрочную перспективу;
    - оценку потребности в инвестициях для реализации выбранных целевых сценариев развития и источников их финансирования;
    - ожидаемые результаты реализации Стратегии;
    - описание организационного обеспечения реализации Стратегии.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

 

Используемое обозначение Расшифровка Английская аббревиатура Расшифровка
БРИК Бразилия, Россия, Индия, Китай BRIC Brazil, Russia, India, China
ГА Грузовые автомобили HCV Heavy commercial vehicles
ВВП Валовый внутренний продукт GDP Gross domestic product
ИС Интеллектуальная собственность IP Intellectual property
ЛА Легковые автомобили PC Passenger cars
ЛКА Легкие коммерческие автомобили LCV Light commercial vehicles
НИОКР Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы R&D Research and development
НИР Научно-исследовательские работы -Research
СА Силовые агрегаты PT Power trains
САПР Система автоматизированного проектирования CAD Computer aided design
СП Совместное предприятие JV Joint venture
M&A Поглощения и слияния M&A Mergers and acquisitions
OEM Производитель автомобилей OEM Original Equipment Manufacturer
OES Производитель автокомпонентов OES Original Equipment Supplier
SUV Полноприводный а/м SUV Sports utility vehicle

 

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Наименование Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года
Основание для разработки Решение Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол заседания от 10 ноября 2009 г. N 23, пункт 2).
 Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 2.3.3 "Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики" протокола от 30 декабря 2009 г. N 42)
  
Государственный заказчик Правительство Российской Федерации
  
Основной разработчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  
Цель Максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроения
  
Задачи 1. Обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан, за счет внутреннего производства по всем переделам создания конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей международным требованиям по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.
 2. Обеспечение национальной безопасности путем производства военной автомобильной техники и автомобильной техники "двойного" назначения на основе российской компонентной базы с учетом реализации "Концепции развития военной автомобильной техники на период до 2020 года".
 3. Повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автомобильной промышленности.
 4. Максимальная локализация производства комплектующих и автомобилей всех автопроизводителей.
 5. Достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих для производимой автомобильной техники.
 6. Развитие системы технического регулирования в автомобилестроении.
 7. Преодоление технологического отставания автомобилестроения России от ведущих стран мира на основе инновационного обновления и модернизации производства.
 8. Развитие региональных производств автомобильной техники и базовых автокомпонентов, включая регионы Сибири и Дальнего Востока.
 9. Формирование инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов.
 10. Совершенствование системы подготовки специалистов для автомобильной промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.
 11. Совершенствование законодательства, нормативной правовой базы в области автомобилестроения и создания системы утилизации автотранспортных средств
  
Сроки и этапы реализации 2010 - 2020 годы, в том числе:
- I этап: 2010 год. Преодоление последствий экономического кризиса;
 - II этап: 2011 - 2014 годы. Посткризисное восстановление отрасли. Формирование базы инновационного развития;
 - III этап: 2015 - 2020 годы. Развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка
  
Перечень основных мероприятий 1. Стимулирование спроса для органического увеличения и роста внутреннего рынка.
2. Разработка системных мероприятий по поддержке экспорта.
 3. Принятие тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта.
 4. Гармонизация технического законодательства в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
 5. Стимулирование повышения уровня локализации на территории России высокотехнологичных производств автомобильной техники.
 6. Стимулирование создания производств высокотехнологичных автомобильных компонентов на территории Российской Федерации.
 7. Содействие в разработке и реализации корпоративных программ реструктуризации отечественных автопроизводителей.
 8. Создание условий формирования глубоких партнерств между российскими и иностранными производителями.
 9. Развитие национальной базы проведения НИОКР по ключевым направлениям (компонентам) технологическим решениям (включая рассмотрение целесообразности создания национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения).
 10. Разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификация для обеспечения автомобильной промышленности кадрами нового типа.
 11. Разработка законодательства и нормативной правовой базы в области автомобилестроения и создания системы утилизации автотранспортных средств
  
Исполнители Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Минтранс России, Минобрнауки России, Федеральная антимонопольная служба России, Федеральная таможенная служба России, Министерство внутренних дел России, Минобороны России, Министерство по чрезвычайным ситуациям России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ГК "Внешэкономбанк", ПС "Ростехнологии", ГК "Роснано", ОАО "Российская венчурная компания", а также предприятия автомобильной отрасли
  
Объемы и источники финансирования Всего в 2010 - 2020 годы на инвестиции в создание и модернизацию производственных мощностей, в оборудование и НИОКР предусматривается 584,1 млрд. рублей (в ценах 2010 г).
Источниками финансирования являются собственные средства предприятий отрасли, заемные средства, инвестиции иностранных стратегических партнеров, а также государственное финансирование.
 Объемы финансирования в разрезе по источникам будут определяться дополнительно в соответствии с разработанным комплексом мер
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии 1. Повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. - 21% (492,8 млрд. руб.) до 48% (2200 млрд. руб.) в 2020 году.
2. Увеличение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении:
- легковых автомобилей - до 80%;
- легких коммерческих автомобилей - до 61%;
 - грузовых автомобилей - до 97%;
 - автобусов - до 99%.
 3. Увеличение доли экспорта продукции автомобилестроения от общего объема производства в натуральном выражении к 2020 г.:
 - легковых автомобилей - до 8%;
 - легких коммерческих автомобилей - до 14%;
 - грузовых автомобилей - до 50%;
 - автобусов - до 23%
  
Система организации контроля за исполнением Управление и контроль реализации Стратегии осуществляет Минпромторг России

 

1. Цели, задачи и приоритеты государственной политики Российской Федерации по развитию национальной автомобильной промышленности

 
    Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной автомобильной промышленности на период до 2020 года является Максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроения.
    Для достижения поставленной цели в рамках Стратегии должны быть решены следующие основные задачи:
    1. Обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан, за счет внутреннего производства по всем переделам создания конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей международным требованиям по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.
    2. Обеспечение национальной безопасности путем производства военной автомобильной техники и автомобильной техники "двойного" назначения на основе российской компонентной базы с учетом реализации "Концепции развития военной автомобильной техники на период до 2020 года".
    3. Повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автомобильной промышленности.
    4. Максимальная локализация производства комплектующих и автомобилей всех автопроизводителей.
    5. Достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих для производимой автомобильной техники.
    6. Развитие системы технического регулирования в автомобилестроении.
    7. Преодоление технологического отставания автомобилестроения России от ведущих стран мира на основе инновационного обновления и модернизации производства.
    8. Развитие региональных производств автомобильной техники и базовых автокомпонентов, включая регионы Сибири и Дальнего Востока.
    9. Формирование инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов.
    10. Совершенствование системы подготовки специалистов для автомобильной промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.
    11. Совершенствование законодательства, нормативной правовой базы в области автомобилестроения и создания системы утилизации автотранспортных средств.
    Стратегия развития национальной автомобильной промышленности России основывается на следующих приоритетах:
    - стимулирование разработки и производства инновационных автотранспортных средств и автомобильных компонентов, создания новых и модернизации действующих производств на территории Российской Федерации;
    - достижение вновь создаваемой автомобильной техникой российского производства мирового технического уровня, в том числе по безопасности, надежности, топливной экономичности, экологическим характеристикам;
    - развитие на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильных компонентов, в том числе для поставок на экспорт;
    - развитие региональных кластерных инициатив по созданию производств автомобильной техники и автомобильных компонентов;
    - усиление роли НИОКР в развитии и совершенствовании автомобильной техники, ее компонентов и производственных технологий в автомобилестроении;
    - увеличение добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России, что позволит расширить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
    - развитие конструктивного партнерства отечественных автопроизводителей и разработчиков с глобальными автопромышленными группами.
 

2. Анализ текущего состояния и перспектив развития автомобильной промышленности

 

2.1. Автомобильная промышленность в структуре национальной экономики

 
    Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.
    В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях - производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1000000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.
    Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек.
    Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в таблице N 1.
 

Таблица N 1

 

ОЦЕНКА ТЕКУЩИХ И ПРОГНОЗНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ

 

п/п Параметры 2008 2009 (оценка) 2020 (прогноз) Источник данных
Макроэкономические:
1 ВВП (с учетом индекса дефляции), млрд. руб. 32743 38743 63366 Минэкономразвития России
2 Численность населения, млн. чел 142,0 141,9 134,17 Росстат
3 Численность трудоспособного населения, млн. чел. 68,5 66,4 67,9 Минэкономразвития России
4 Доля автомобильной промышленности в ВВП, % 0,98% 0,57% 2,38% Минэкономразвития России
5 Количество занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения, % 0,7% 0,6% 0,6% Минэкономразвития России
Рынок и производство:
Объем внутреннего рынка <*>, тыс. шт.
6 1. В целом 3202,3 1557,4 4166,6 Минпромторг России
7 2. ЛА 2801 1400 3600 Минпромторг России
8 3. ЛКА 210 102 350 Минпромторг России
9 4. Грузовые а/м 171 44 190 Минпромторг России
10 5. Автобусы 20,3 11,4 26,6 Минпромторг России
Внутреннее производство, тыс. шт.
11 1. В целом 1793,6 723,6 3745
12 2. ЛА 1469,4 596,9 3150 Минпромторг России, Росстат
13 3. ЛКА 196,5 75,0 280 Минпромторг России
14 4. Грузовые а/м 103,7 40,1 280 Минпромторг России
15 5. Автобусы 24,0 11,6 35 Минпромторг России
Автомобильный парк:
16 Парк легковых автомобилей (млн.) на конец года 32 33,2 52 Минэкономразвития России, Минпромторг России
17 Обеспеченность, автомобилей/тыс. населения 225 229 363 Минэкономразвития России, Минпромторг России
18 Коэффициент выбытия, % от парка 4% 3% 6% Минэкономразвития России, Минпромторг России
19 Плотность парка, автомобилей/км дорог 44,79 44,71 41,7 Росстат, Минпромторг России

 
    


    <*> Без учета импорта подержанных автомобилей.