Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 891. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2010 N 1458-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

Дата документа03.09.2010
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Стратегия

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2010 г. N 1458-р

 
    1. Утвердить прилагаемые:
    Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата);
    план мероприятий первого этапа (2010-2012 годы) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата).
    2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции учитывать положения утвержденной настоящим распоряжением Стратегии при принятии мер по социально-экономическому развитию Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 сентября 2010 г. N 1458-р

СТРАТЕГИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА)

I. Общие положения

 
    Настоящая Стратегия разработана с целью обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части информационного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранения и защиты природной среды, повышения эффективности деятельности погодозависимых отраслей экономики (водохозяйственный комплекс, аграрный сектор, транспортная, энергетическая и другие отрасли) на период до 2030 года.
    Настоящая Стратегия определяет основные направления развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорология, климатология, агрометеорология, гидрология, океанология, гелиогеофизика, область активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, а также в области предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и об опасных природных явлениях. Своевременная и достоверная информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды является основой для принятия решений по обеспечению гидрометеорологической безопасности и максимальной реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, обусловленных ее географическим положением.
    В настоящее время участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) являются:
    федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации;
    организации других федеральных органов исполнительной власти, иные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в деятельности гидрометеорологической службы в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
    Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:
    глобальность и непрерывность наблюдений;
    единство и сопоставимость методов наблюдений, сбора, обработки, хранения и распространения информации;
    интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
    обеспечение достоверности, доступности и эффективности использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
    безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
    соответствие задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
    Федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
    Структура Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды построена с учетом бассейнового принципа размещения территориальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением лицензионных требований и условий деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также с учетом административно-территориального деления Российской Федерации при размещении подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление государственным имуществом и предоставление услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. В состав федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении указанной Службы, входят пункты наблюдений государственной наблюдательной сети.
    Высокая наукоемкость деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях требует постоянного научно-методического сопровождения всех видов наблюдений и работ, выполняемых участниками деятельности гидрометеорологической службы.
    К числу потребителей услуг гидрометеорологической службы относятся:
    население страны;
    федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе курирующие погодозависимые и климатозависимые отрасли экономики, а также обеспечивающие безопасность населения и производственной инфраструктуры страны;
    юридические лица и индивидуальные предприниматели, экономические интересы которых связаны с освоением природных ресурсов и принятием решений, учитывающих влияние на их деятельность погоды, климата и др.
    Анализ деятельности гидрометеорологической службы показал несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики.
 

II. Цель Стратегии

 
    Целью настоящей Стратегии является формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы, обеспечивающей выполнение функций по предоставлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ, связанных с активным воздействием на метеорологические и другие геофизические процессы, на базе современной техники и технологий, что позволит повысить уровень:
    защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
    обеспечения потребностей населения, органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
    гидрометеорологического обеспечения деятельности Российской Федерации в Арктике, Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике) и Мировом океане.
 

III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

 
    Для достижения цели настоящей Стратегии необходимо решить задачи модернизации, технического перевооружения и выведения на современный мировой технологический уровень всех элементов взаимоувязанных систем получения информации о состоянии окружающей среды, ее сбора, анализа и обработки данных, их накопления и архивации, а также формирования информационной продукции и доведения ее до потребителей. Кроме того, важно решать задачи институционального развития, совершенствования научно-методического и кадрового обеспечения деятельности гидрометеорологической службы и дальнейшего развития международного сотрудничества в этой сфере.
    Основные требования к системам наблюдений, обработки данных, телесвязи и управления данными, к точности и эффективности гидрометеорологического прогнозирования, международному обмену данными наблюдений и обработанной информацией, методическому и метрологическому сопровождению, научным исследованиям и кадровому обеспечению в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также к гидрометеорологическому обеспечению формируются Всемирной метеорологической организацией.
    Всемирная метеорологическая организация, основанная в 1950 году, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и осуществляет координацию деятельности национальных метеорологических и гидрологических служб на международном уровне. В настоящее время состав Всемирной метеорологической организации насчитывает 189 государств и территорий - членов этой организации. Деятельность и обязательства членов этой организации и их национальных гидрометеорологических служб определяются Конвенцией Всемирной метеорологической организации (1947 год), техническими регламентами и другими документами Всемирной метеорологической организации.
 

1. Развитие наблюдательной сети

 
    Основой системы получения информации о состоянии окружающей среды является наблюдательная сеть, включающая в себя наземную систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и космическую наблюдательную систему.
    Развитие наблюдательной сети будет осуществляться за счет комплексного решения задач по расширению различных видов наблюдений. При этом значительное развитие получат такие важнейшие виды наблюдений, как метеорологические, гидрологические, метеорологические радиолокационные и аэрологические, а также наблюдения за составом атмосферы, загрязнением окружающей среды и формированием цунами.
    Важнейшей частью наблюдательной сети является государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, совмещающая функции климатической (основа мониторинга климата) и синоптической (основа оперативного гидрометеорологического обеспечения) сетей. Государственная наблюдательная сеть обеспечивает проведение 30 видов наблюдений - метеорологических, гидрологических, аэрологических и других наблюдений.
    Для решения задачи обеспечения модернизации и развития государственной наблюдательной сети в целях повышения качества информационного обеспечения необходимо осуществить:
    увеличение количественного состава пунктов государственной наблюдательной сети (с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации);
    оснащение ее современными автоматизированными и автоматическими средствами наблюдений, приборами, аналитическим и вспомогательным оборудованием, а также надежными системами связи;
    обеспечение производственными зданиями и сооружениями;
    создание условий, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов.
    Развитие государственной наблюдательной сети должно осуществляться в увязке с программами социально-экономического развития страны с учетом информации, получаемой территориальными системами наблюдений субъектов Российской Федерации и локальными системами наблюдений юридических и физических лиц.
 

Система наземных метеорологических наблюдений

 
    Одной из важнейших характеристик системы наземных метеорологических наблюдений является плотность пунктов метеорологических наблюдений.
    Для решения проблемы развития системы наземных метеорологических наблюдений необходимо увеличить плотность государственной наблюдательной сети путем доведения количества имеющихся сегодня пунктов метеорологических наблюдений (1691 единица) до минимально необходимого количества - 2300 единиц, из которых 600 - автоматические метеорологические станции. При этом необходимо учесть научно-методическое обоснование и экономические факторы, определяющие географию размещения пунктов метеорологических наблюдений.
    Кроме увеличения количества пунктов метеорологических наблюдений необходимо провести полную техническую модернизацию системы наземных метеорологических наблюдений за счет внедрения автоматизированных метеорологических комплексов, современных средств связи и обработки информации на метеорологических станциях.
    В последующем необходимо предусмотреть переоснащение системы наземных метеорологических наблюдений техническими средствами второго поколения и полную автоматизацию наблюдений, сбора и первичной обработки результатов наблюдений и обслуживания потребителей.
    В ходе реализации настоящей Стратегии необходимо осуществить более тесное взаимодействие наблюдательных сетей всех участников деятельности гидрометеорологической службы на основе современных средств телекоммуникации.
    В этом случае общее количество пунктов метеорологических наблюдений на территории России к 2030 году составит 5400 единиц, индекс плотности пунктов наблюдения метеорологической сети на всей территории страны составит 3,5, что близко к рекомендованному Всемирной метеорологической организацией показателю.
 

Система гидрологических наблюдений

 
    В соответствии с рекомендованной Всемирной метеорологической организацией оценкой необходимого количества пунктов гидрологических наблюдений для различных физико-географических районов оптимальной для территории России может считаться сеть, состоящая из 6500 пунктов гидрологических наблюдений. В настоящее время в России существует в 2 раза меньше таких пунктов, что увеличивает вероятность ошибок прогноза наводнений и паводков.
    Развитие системы гидрологических наблюдений планируется выполнять в 2 этапа:
    На первом этапе (до 2020 года) предполагается осуществить:
    переоснащение всех пунктов гидрологических наблюдений современными техническими средствами, в том числе (в необходимом количестве) новыми автоматизированными приборами для измерения расхода и уровня воды. В первоочередном порядке должны переоснащаться пункты гидрологических наблюдений в бассейнах крупнейших водохранилищ;
    открытие 700 автоматических гидрологических комплексов, создание 30 автоматизированных центров сбора информации и 40 мобильных гидрологических лабораторий, предназначенных для проведения наблюдений, включая измерения расхода воды в трудных условиях. Первоочередное открытие 350 автоматизированных гидрологических комплексов предполагается на 12 паводкоопасных водосборах в наиболее густонаселенных регионах страны;