Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 773. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Одобрен
Государственной Думой
22 октября 2010 года

 

Одобрен
Советом Федерации
27 октября 2010 года

 
    Статья 1
    Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2009, N 23, ст. 2754) следующие изменения:
    1) в части первой статьи 3:
    а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
    "3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;";
    б) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
    "3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;";
    2) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания:
    "На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.";
    3) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
 

"Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

 
    По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.";
    4) часть вторую статьи 16 изложить в следующей редакции:
    "Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.";
    5) в части пятой статьи 18 слова "по основанию, указанному в пункте 6" заменить словами "по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8";
    6) статью 20 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

 
    Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.";
    7) статью 21 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

 
    Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.
    Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:
    1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;
    2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
    3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;
    4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
    5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.";
    8) статью 22 признать утратившей силу;
    9) часть пятую статьи 23 изложить в следующей редакции:
    "Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.";
    10) в части первой статьи 24:
    а) в пункте 1 слово "пленарных" исключить;
    б) в пункте 2 слова "в пленарных заседаниях и заседаниях палат" заменить словами "в его заседаниях";
    11) статью 28 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

 
    В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.";
    12) часть вторую статьи 30 изложить в следующей редакции:
    "Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.";
    13) первое предложение статьи 31 изложить в следующей редакции: "Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым.";
    14) часть первую статьи 32 изложить в следующей редакции:
    "Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.";
    15) части вторую - четвертую статьи 34 признать утратившими силу;
    16) статью 35 дополнить словами ", а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона";
    17) в статье 39:
    а) часть первую изложить в следующей редакции:
    "Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.";
    б) часть четвертую дополнить словами ", или в случаях прекращения производства по делу";
    18) в части второй статьи 41 слово "пленарном" исключить;
    19) в части первой статьи 42 слово "пленарном" исключить;
    20) пункт 3 части первой статьи 43 изложить в следующей редакции:
    "3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.";
    21) статью 45 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 45. Созыв заседаний

 
    Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.";
    22) статью 46 признать утратившей силу;
    23) статью 47 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 47. Назначение дел к слушанию

 
    Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.";
    24) дополнить статьей 47.1 следующего содержания:
 

"Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания

 
    Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
    Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:
    1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;
    2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.
    Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
    При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48-53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.
    В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.";
    25) в части шестой статьи 54 слова "до десяти минимальных размеров оплаты труда" заменить словами "до одной тысячи рублей";
    26) часть третью статьи 59 изложить в следующей редакции:
    "Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.";
    27) в статье 71:
    а) часть первую признать утратившей силу;
    б) в части второй слова "в пунктах 1, 2, 3 и 4" заменить словами "в пунктах 1, 2, 3, 3-1 и 4";
    28) статью 73 признать утратившей силу;
    29) часть первую статьи 75 дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:
    "10.1) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;";
    30) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:
    "Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 47-1 настоящего Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.";
    31) в статье 79:
    а) часть первую изложить в следующей редакции:
    "Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.";
    б) второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.";
    в) дополнить частью пятой следующего содержания:
    "Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.";
    32) части первую и вторую статьи 83 изложить в следующей редакции:
    "Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.
    Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.";
    33) в абзаце первом части первой статьи 87 слово "решений" заменить словом "постановлений";
    34) в абзаце первом части первой статьи 91 слово "решений" заменить словом "постановлений";
    35) в абзаце первом части первой статьи 95 слово "решений" заменить словом "постановлений";
    36) в статье 96:
    а) в части первой слова "или подлежащим применению" исключить;
    б) в части второй слова "либо возможность применения" исключить;
    37) пункт 2 статьи 97 изложить в следующей редакции:
    "2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.";
    38) статью 98 изложить в следующей редакции:
 

"Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

 
    Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, а по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для которого данное судебное постановление может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления.";
    39) в статье 100:
    а) в части первой:
    в абзаце первом слово "решений" заменить словом "постановлений";
    дополнить пунктом 3 следующего содержания:
    "3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.";
    б) часть вторую изложить в следующей редакции:
    "В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 2 или пунктом 3 части первой настоящей статьи, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.";
    40) в статье 101 слова "примененного или подлежащего применению" заменить словами "подлежащего применению им";
    41) в статье 102 слова "применен или" исключить.
 
    Статья 2
    1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
    2. В период до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации вносит в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации изменения, направленные на урегулирование процедуры разрешения дел без проведения слушания, а также иные изменения, вытекающие из положений Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального конституционного закона).
 

Президент Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 
    Москва, Кремль
    3 ноября 2010 года
    N 7-ФКЗ