Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 362. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ" (утв. ЦБ РФ)

Дата документа12.11.2010
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ

 

Одобрено Советом
директоров Банка России
12.11.2010

 

I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 
    В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
    В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.
    Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
    Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
    Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.
    Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.
    С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.
    В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.
 

II. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2010 году

 

II.1. Инфляция и экономический рост

 
    В январе - сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе - июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.
 
    Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
    Рисунок (не приводится)
 
    В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).
    Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе - сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе - сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе - сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).
    В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.
    В январе - июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска <1>, укрепление рубля. В июле 2010 года инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5% - минимальное значение с 1991 года.
    


    <1> Отрицательный разрыв выпуска свидетельствует о том, что фактический выпуск был меньше своего потенциального (естественного) уровня, то есть о недостаточности фактического спроса относительно возможного предложения.
    

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)

 

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция
Январь 0,6 1,7 1,1 2,3 1,3 2,4 0,5 1,6
Февраль 1,1 2,8 2,1 3,5 2,9 4,1 1,0 2,5
Март 1,7 3,4 3,2 4,8 4,3 5,4 1,5 3,2
Апрель 2,2 4,0 4,5 6,3 5,2 6,2 1,7 3,5
Май 2,5 4,7 5,7 7,7 5,7 6,8 1,8 4,0
Июнь 3,0 5,7 6,7 8,7 6,0 7,4 2,0 4,4
Июль 3,9 6,6 7,6 9,3 6,3 8,1 2,4 4,8
Август 5,0 6,7 8,6 9,7 6,8 8,1 3,1 5,4
Сентябрь 6,7 7,5 10,1 10,6 7,3 8,1 4,3 6,2
Октябрь 8,9 9,3 11,5 11,6 7,6 8,1 5,1 6,8
Ноябрь 10,1 10,6 12,7 12,5 8,0 8,4   
Декабрь 11,0 11,9 13,6 13,3 8,3 8,8   

    
    В августе - октябре 2010 года рост цен ускорился. Потребительские цены в августе в годовом выражении возросли на 6,1%, в сентябре - на 7,0%, в октябре - на 7,5%. В значительной мере ускорение инфляции связано с действием краткосрочных волатильных факторов, в частности с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий.
    Тем не менее в целом за январь - октябрь 2010 года инфляция была ниже, чем за соответствующий период 2009 года. По сравнению с декабрем предыдущего года в октябре потребительские цены возросли на 6,8% (за десять месяцев 2009 года - на 8,1%). Товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали за январь - октябрь 2010 года на 5,1% против 7,6% годом ранее (в годовом выражении в октябре - на 5,8%).
    Темпы прироста цен на непродовольственные товары замедлились до 3,8% с 9,0% в январе - октябре 2009 года, на продовольственные товары без плодоовощной продукции ускорились до 7,0% с 6,3%. Услуги населению подорожали на 7,4%, что на 3,5 процентного пункта меньше соответствующего показателя в 2009 году.
    Рост потребительских цен за IV квартал 2010 года (с учетом итогов октября) ожидается выше, чем за соответствующий квартал предыдущего года, и по итогам года инфляция составит примерно 8%.
 

II.2. Платежный баланс

 
    В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.
    Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
    Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
    Рисунок (не приводится)
    Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
    Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
    Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
    Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
    Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов.
    


    <1> Прочие секторы включают нефинансовые корпорации, финансовые корпорации (кроме кредитных организаций), домашние хозяйства и обслуживающие их некоммерческие организации.
 
    Из-за опережающего роста объема денежных переводов физических лиц - резидентов за границу выплаченные текущие трансферты превысили полученные на 3,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - на 1,9 млрд. долларов США).
    В результате возобновившегося привлечения иностранных инвестиций государственным и частным секторами при снижении объемов вывоза капитала за рубеж дефицит по финансовому счету (без учета резервных активов, включая "чистые ошибки и пропуски") сократился с 46,8 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 15,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года.
    Впервые с 1998 года государственный сектор значительно нарастил иностранные обязательства. Минфин России разместил еврооблигации на 5,5 млрд. долларов США (из них инвестиции нерезидентов оценивались в 5,1 млрд. долларов США). Зафиксирован также рост иностранных обязательств субъектов Российской Федерации вследствие приобретения нерезидентами облигаций, номинированных в рублях. Требования государственного сектора увеличились незначительно.
    В январе - сентябре 2010 года кредитные организации - резиденты увеличили иностранные пассивы на 11,6 млрд.