Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 (ред. от 18.07.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

Дата документа30.04.2007
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Правила · Перечень

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июня 2007 г. N 9636
    


 

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 апреля 2007 г. N 150

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

 

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2010 N 961)

 
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875) приказываю:
    Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2007 г. прилагаемые Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации.
 

Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ

 
 
 

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30.04.2007 N 150

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

 

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2010 N 961)

 

I. Общие положения

 
    1. Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации <*> (далее именуются - Правила) определяют предназначение и задачи штурманской службы, права и обязанности ее должностных лиц, содержание и общий порядок проведения штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов государственной авиации, а также содержание мероприятий по обеспечению безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов (воздушных судов).
    


    <*> Далее в тексте настоящих Правил, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: штурманская служба государственной авиации - штурманской службой, Министерство обороны Российской Федерации - Минобороны России, Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - ФСБ России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России, Федеральная таможенная служба - ФТС России, Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ).
 
    2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.
    3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми авиационными формированиями федеральных органов исполнительной власти и организаций.
    Для штурманской службы федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, разрешается разрабатывать служебные документы по штурманской службе, учитывающие специфику их работы и уточняющие порядок штурманского обеспечения полетов (боевых действий).
    4. В целях настоящих Правил применяются следующие понятия и определения:
    "авиационный комплекс" - воздушное судно с системой авиационного вооружения, бортового оборудования и наземными средствами обеспечения, предназначенными для решения боевых и специальных задач;
    "авиационные средства поражения" - боевые (учебно-боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины, торпеды, артиллерийские боеприпасы;
    "боевое применение авиационного комплекса (воздушного судна) (далее именуется - боевое применение)" - использование авиационного комплекса (воздушного судна) для поражения наземных (морских), воздушных (космических) целей или решения других боевых и специальных задач;
    "воздушная навигация (далее именуется - навигация)" - комплекс действий экипажа, направленных на достижение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения воздушного судна и групп воздушных судов по заданной траектории, а также в целях вывода их по месту и времени на заданные объекты (цели) и аэродромы посадки;
    "воздушное судно" - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (Воздушный кодекс Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383, статья 32);
    "выход на цель" - выход в определенную область пространства относительно цели, из которой обеспечивается ее обнаружение, опознавание и решение задачи боевого применения;
    "минимальный остаток топлива после посадки" - остаток топлива на момент касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке), обеспечивающий повторный заход на посадку и самостоятельное движение ВС <*> по площади маневрирования до выключения двигателей;
    
    <*> Применяемые сокращенные наименования и обозначения приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
 
    "прицельно-навигационный комплекс" - автоматизированная система, предназначенная для решения задач навигации, управления полетом и вооружением;
    "прицельно-навигационное оборудование" - оборудование, обеспечивающее решение задач навигации и боевого применения;
    "район применения (разрешенная зона применения) оружия" - область пространства, из которой возможны (разрешены) пуск (сброс) авиационных средств поражения и их наведение на заданные цели и по заданной (программной) траектории полета;
    "система авиационного вооружения (далее именуется - авиационное вооружение) - совокупность бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения авиационного комплекса, предназначенная для применения авиационных средств поражения.
    5. Штурманская служба предназначена для решения вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения, организации и проведения штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов воздушных судов) (далее - обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении) и является летной службой.
    6. Основными задачами штурманской службы являются:
    обеспечение высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения;
    достижение и поддержание высокого уровня штурманской подготовки авиационных формирований;
    разработка и реализация мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий);
    разработка и реализация мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой;
    разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;
    развитие и совершенствование теории и практики навигации, боевого применения;
    организация контроля, анализа и оценки точности навигации и боевого применения;
    определение требований к навигационному оборудованию районов полетов (боевых действий), навигационно-временному обеспечению полетов (боевых действий) государственной авиации и участие в их реализации.
    Задачи штурманская служба решает самостоятельно и во взаимодействии со штабами и другими службами авиационных формирований.
    7. Успешное решение задач штурманской службы достигается:
    высокой организацией и качественным проведением штурманской подготовки летного состава авиационных формирований;
    повышением уровня специальных знаний и навыков, методической подготовки руководящего состава штурманской службы;
    высокой организацией разработки и реализации мероприятий штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий);
    своевременным и четким выполнением мероприятий штурманского обеспечения, направленных на повышение безопасности полетов;
    организацией контроля за состоянием ПНК (ПНО), авиационного вооружения и десантного оборудования ВС (АК), аппаратуры разведки (поиска) и бортовых средств радиоэлектронной борьбы, за готовностью к работе автоматизированных рабочих мест из состава автоматизированных систем управления, средств радиотехнического обеспечения полетов;
    анализом и объективностью оценки состояния штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;
    взаимодействием с другими отделами (отделениями) и службами командующих (командиров) и штабов авиационных формирований по вопросам планирования и организации мероприятий штурманского обеспечения, требующих соответствующих совместных решений и действий;
    повышением уровня автоматизации решения задач штурманской службы в повседневной и боевой деятельности.
    8. Руководство штурманской службой осуществляют:
    а) в Минобороны России:
    в Военно-воздушных силах - главный штурман Военно-воздушных сил;
    в Военно-воздушных силах и противовоздушной обороне Военно-Морского Флота - главный штурман Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-Морского Флота;
    в авиации Ракетных войск стратегического назначения - главный штурман службы начальника авиации Ракетных войск стратегического назначения;
    в авиации Космических войск - главный штурман службы начальника авиации Космических войск;
    в авиации Воздушно-десантных войск - старший инспектор-штурман авиационно-технической службы Воздушно-десантных войск;
    б) в МВД России:
    в авиации ВВ МВД России - начальник штурманской службы - главный штурман отдела боевого применения авиационного управления Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    в авиации ОВД МВД России - главный штурман центра авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    г) в авиации ФСБ России - заместитель начальника Управления - главный штурман начальника отдела Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
 
 
    д) в авиации МЧС России - старший инспектор-штурман (начальник штурманской службы) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
    е) в авиации ФТС России - главный штурман отдела организации летной эксплуатации и применения воздушных судов авиационной и морской службы Федеральной таможенной службы;
    ж) в авиации РОСТО (ДОСААФ) - начальник штурманской службы - главный штурман авиации Российской оборонной спортивно-технической организации;
    з) в авиационном объединении <*> - главный штурман авиационного объединения;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным объединением понимаются Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны; Командование дальней авиации; Командование военно-транспортной авиации; Командование ВВС и ПВО; Управление авиации Федеральной службы безопасности России.
    (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2010 N 961)
 
    и) в авиационном соединении <*> - главный (старший) штурман соединения;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным соединением понимаются Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации; авиационная база 1 разряда; бригада воздушно-космической обороны; центр боевого применения и переучивания летного состава; центр боевой подготовки и боевого применения; авиационно-спасательный центр; государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования по подготовке авиационных специалистов; авиационный центр и авиационная база авиации Федеральной службы безопасности России.
    (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2010 N 961)
 
    к) в авиационной части <*> - старший штурман авиационной части;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационной частью понимаются отдельное авиационное звено; отдельный авиационный отряд; авиационный отряд отдельного базирования; отдельная авиационная эскадрилья; авиационно-спасательная база; авиационная группа; авиационная база 2 и 3 разрядов; авиационный полк; учебный авиационный полк; центр показа авиационной техники; испытательный центр; учебный авиационный центр; центр авиации; авиационный отряд специального назначения; объединенный авиационный отряд; объединенный авиационный отряд специального назначения; авиационная спортивная организация Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России; авиационный отдел Федеральной таможенной службы.
    (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2010 N 961)
 
    л) в авиационной эскадрилье (группе) - штурман авиационной эскадрильи (группы);
    м) в авиационном звене (отряде) - штурман (летчик-штурман) звена (отряда).
 

II. Обязанности и права должностных лиц штурманской службы

 
    9. Распоряжения и указания должностных лиц штурманской службы по вопросам штурманского обеспечения полетов (боевых действий) и штурманской подготовки к полетам (боевым действиям) летного состава, офицеров авиационных штабов, авиационного персонала КП и ПУ (далее - расчет ПУ), ГРП авиационных частей, а также авиационной техники, авиационных средств поражения, средств РТО полетов, отданные в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения.
    10. Должностные лица штурманской службы выполняют полеты в качестве штурманов экипажей ВС (АК) и их помощников (вторых штурманов, штурманов-операторов); в экипажах, где штатная должность штурмана не предусмотрена, - в качестве летчиков (летчиков-штурманов).
    11. Главный штурман Военно-воздушных сил руководит штурманской службой ВВС и по своей специальности - деятельностью главных штурманов авиационных объединений, главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей центрального подчинения Военно-воздушных сил; координирует деятельность главных штурманов авиации видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, авиации ВВ и ОВД МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФТС России и РОСТО (ДОСААФ) по основным задачам штурманской службы.
    Подчиненность, обязанности и права главного штурмана Военно-воздушных сил, главных штурманов авиации видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, авиации ВВ и ОВД МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФТС России, РОСТО (ДОСААФ), а также лиц, непосредственно им подчиненных, определяются соответствующими положениями.
    12. Главный штурман авиационного объединения руководит штурманской службой авиационного объединения и по своей специальности - деятельностью главных (старших) штурманов авиационных соединений и отдельных авиационных частей (подразделений) объединения. Он отвечает за боевую готовность авиационного объединения в штурманском отношении; состояние штурманской службы авиационного объединения и уровень профессиональной подготовки руководящего штурманского состава авиационного объединения, штурманскую подготовку летного состава, ее уровень, обеспечивающий решение задач авиационными соединениями и частями объединения по их предназначению; разработку и реализацию мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий) авиационных частей и соединений объединения, разработку и реализацию мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой, обеспечение безопасности полетов авиационного объединения в штурманском отношении.
    13. Главный штурман авиационного объединения обязан:
    готовить предложения командующему авиационным объединением по штурманскому и топогеодезическому обеспечению полетов (боевых действий);
    принимать участие в выработке командующим авиационным объединением решения на выполнение полетов (ведение боевых действий) и проводить работу по его реализации в штурманском отношении;
    участвовать в разработке и реализации мероприятий по подготовке района полетов (боевых действий) в навигационном и топогеодезическом отношениях;
    участвовать в разработке плана подготовки соединений и воинских частей объединения, контролировать его выполнение в авиационных соединениях и частях по вопросам навигации и боевого применения; в конце первого и второго периодов обучения направлять в авиационные соединения и отдельные авиационные части краткий анализ состояния штурманской подготовки летного состава, расчетов ПУ, ГРП авиационных частей с указанием мер по устранению выявленных недостатков;
    знать и контролировать уровень штурманской подготовки командиров (начальников авиации) и главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, проводить с ними занятия по новым и наиболее сложным темам воздушной навигации и боевого применения;
    организовывать и участвовать в проведении штурманской подготовки летного состава авиационных соединений и частей;
    участвовать в планировании и проведении штурманской подготовки расчетов ПУ и осуществлять контроль за ее состоянием;
    осуществлять совместно с другими службами авиационного объединения контроль состояния оборудования полигонов, организации руководства полетами на них, участвовать в разработке мишенной обстановки;
    участвовать в организации объективного контроля воздушной навигации, наведения и боевого применения, а также вести учет и анализировать качество выполнения маршрутных полетов и результатов боевого применения в авиационных соединениях и частях;
    разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, участвовать в расследовании случаев потери ориентировки, нарушений правил использования воздушного пространства, применения оружия вне полигона (не по заданным целям), выброски (высадки) воздушных десантов не на заданные площадки, а также анализировать обстоятельства и причины этих случаев и докладывать о них командующему авиационным объединением и главному штурману Военно-воздушных сил и результаты анализа и мероприятия по их предупреждению доводить до всего летного состава авиационного объединения;
    участвовать в подборе и расстановке штурманских кадров авиационного объединения;
    участвовать в проведении мероприятий по повышению классной квалификации летного состава и офицеров боевого управления;
    участвовать в распределении лимита авиационных средств поражения и контролировать рациональность его использования авиационными соединениями и частями;
    контролировать обеспеченность авиационных соединений и частей объединения штурманским снаряжением, авиационными и топографическими картами, топогеодезическими данными, учебной литературой (пособиями) и тренажерами;
    организовывать подготовку и своевременное обновление справочных данных, необходимых для подготовки к полетам (боевым действиям) и управления ими, проверять их ввод в АСУ и возможность оперативного получения на АРМ главного штурмана авиационного объединения, а также контролировать эту работу в авиационных соединениях и частях объединения;
    вести карту навигационной обстановки и рабочую карту на район полетов (боевых действий) авиационного объединения;
    организовывать и осуществлять систематический контроль проверки часов по сигналам точного времени;
    проводить работу по изысканию наиболее эффективных способов решения задач навигации и боевого применения;
    организовывать и участвовать в проведении сборов, научных семинаров, конференций по обсуждению вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения;
    организовывать обобщение и распространение передового опыта решения задач навигации и боевого применения в авиационных соединениях и частях;
    знать ВС (АК), состоящие на вооружении авиационных соединений и частей объединения, и их боевые возможности;
    лично выполнять полеты, осваивать новые ВС (АК) и способы их боевого применения.
    14. Главный штурман авиационного объединения имеет право:
    давать указания личному составу авиационных соединений и частей объединения по вопросам штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий), обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении и контролировать их выполнение;
    запрещать полеты до авиационного соединения включительно при неудовлетворительной штурманской подготовке к полетам или грубых нарушениях правил их выполнения с последующим докладом командующему авиационным объединением;
    отстранять от полетов летный состав до командира авиационного соединения включительно в случаях его неудовлетворительной штурманской подготовки к полетам;
    отстранять от управления полетами лиц ГРП (расчетов ПУ) авиационных частей объединения при их неудовлетворительной подготовке к управлению полетами по вопросам штурманского обеспечения.
    15. Заместитель главного штурмана и другие должностные лица штурманской службы управления авиационного объединения в своей деятельности руководствуются положением о штурманской службе управления авиационного объединения, разрабатываемым главным штурманом и утвержденным командующим авиационным объединением.
    16. Главный (старший) штурман авиационного соединения руководит штурманской службой авиационного соединения и по своей специальности - деятельностью старших штурманов авиационных частей соединения. Он отвечает за боевую готовность авиационного соединения в штурманском отношении, состояние штурманской подготовки летного состава и штурманского обеспечения полетов (боевых действий) авиационных частей соединения, обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении.