Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 808. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 194н

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 701

 

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2010 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

 
    Во исполнение пункта 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3720), приказываем:
    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
 

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

 

Министр
экономического развития
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации и
Министерства экономического
развития Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 194н/701

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - программы).
    2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
 

II. Содержание (состав) программ

 
    3. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
    - описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов;
    - цели и задачи программы;
    - перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы;
    - ожидаемые результаты реализации программы.
    4. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
 

Описание текущей ситуации

 
    5. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов может содержать описание и характеристику тех сфер деятельности, в которых возможно повышение эффективности бюджетных расходов и (или) основные проблемы, обуславливающие недостаточную эффективность бюджетных расходов. Описание текущей ситуации рекомендуется осуществлять в одноименном разделе.
    6. При описании основных сфер деятельности, требующих повышения эффективности осуществления бюджетных расходов, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
    7. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность бюджетных расходов, рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
    8. Если органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
    9. В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
    10. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
 

Цели и задачи программы

 
    11. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
    12. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
    Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
    13. Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
    - специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
    - термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
    - указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
 

Перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы

 
    14. Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
    15. Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
    16. Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе.
    17. В случае, если программа субъекта Российской Федерации предполагает достижение определенных результатов в сфере муниципальных финансов, в программе целесообразно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение данных результатов органами местного самоуправления.
 

Ожидаемые результаты реализации программы

 
    18. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
    - установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
    - отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в области эффективности бюджетных расходов;
    - иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
    19. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
 

III. Направления реализации программ

 
    20. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
    а) обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе:
    - повышение финансовой гибкости бюджетов;
    - обеспечение сбалансированности бюджетов;
    - сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
    - повышение ликвидности бюджетов;
    - снижение долговой нагрузки на бюджеты;
    - использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
    - оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
    - повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
    - повышение стабильности межбюджетных отношений;
    - повышение финансовой устойчивости бюджетов.
    б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в том числе:
    - повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
    - переход к программной структуре бюджета;
    - проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
    - создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
    - персонализация ответственности за качество финансового управления;
    - распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений.
    в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
    - выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений с целью последующего изменения их типа;
    - совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
    - внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;
    - прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных (муниципальных) заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;
    - создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
    - утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
    - участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
    - повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;
    - повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
    г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
    - разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете;
    - повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
    - переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;
    - внедрение долгосрочного планирования;
    - реализация конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;
    - реструктуризация расходных обязательств региональных (местных) бюджетов;
    - отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
    - соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти;
    - внедрение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
    - совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
    д) оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:
    - устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления;
    - оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
    - переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
    - мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение государственных функций, включая межгосударственные, межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;
    - мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.
    е) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:
    - сокращение расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    - сокращение расходов на обслуживание государственного долга;
    - оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
    ж) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:
    - развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;
    - организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
    з) внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:
    - обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для государственных (муниципальных) нужд;
    - принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;
    - заключение государственных (муниципальных) контрактов на оказание энергосервисных услуг;
    - проведение энергетических обследований;
    - осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
    и) развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе:
    - развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, управления долгом, кассовым планом; реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных (муниципальных) контрактов и т.д.), а также создание технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);
    - повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;
    - обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций государственного и муниципального сектора;
    - обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.
    21. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.
    22. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для субъекта Российской Федерации и муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.