Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 926. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ"

Дата документа22.12.2010
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень · Правила · Методика
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. N 1092

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2010 г.
N 1092

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы
Основания для разработки Программы - поручение Президента Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N Пр-1251,
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2007 г.
 N ВЗ-П9-6078, от 24 июля 2008 г.
 N АЖ-П9-4510, от 18 мая 2009 г.
 N АЖ-П9-2682, от 20 августа 2010 г.
 N АЖ-П9-5765
Государственный заказчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации, открытое акционерное общество "Институт микроэкономики"
Цель Программы - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами
Задачи Программы - развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредствам поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам:
по санитарно-химическим показателям;
 по микробиологическим показателям; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся
 в замене;
 доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;
 доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
 доля объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;
 обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;
 обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения;
 рост инвестиционной активности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
Срок реализации Программы - 2011-2017 годы
Объем и источники финансирования Программы - предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011-2017 годах за счет всех источников составит 331,8 млрд. рублей,
 из них:
 за счет средств федерального бюджета - 9 млрд. рублей,
 в том числе:
 3 млрд. рублей - в 2011 году;
 3 млрд. рублей - в 2012 году;
 3 млрд. рублей - в 2013 году;
 за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 9 млрд. рублей,
 в том числе:
 3 млрд. рублей - в 2011 году;
 3 млрд. рублей - в 2012 году;
 3 млрд. рублей - в 2013 году;
 за счет средств из внебюджетных источников - 313,8 млрд. рублей,
 в том числе:
 7,3 млрд. рублей - в 2011 году;
 21,2 млрд. рублей - в 2012 году;
 27,6 млрд. рублей - в 2013 году;
 41,9 млрд. рублей - в 2014 году;
 58,4 млрд. рублей - в 2015 году;
 70,2 млрд. рублей - в 2016 году;
 87,2 млрд. рублей - в 2017 году. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального и региональных бюджетов на соответствующий год
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальноэкономической эффективности - увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 16,8 процента в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году;
 по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента к 2017 году;
 увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 46 процентов в 2009 году до 53 процентов к 2017 году;
 уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 42 процентов в 2009 году до 28 процентов к 2017 году;
 увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 5 процентов в 2009 году до 30 процентов к 2017 году

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.
    Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
    В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы (далее - Программа).
    По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.
    По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
    Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
    Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
    Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.
    Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
    По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.
    В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент).
    В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети.
    Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
    В России вся выручка сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации). В мире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процента расходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
    Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы.