Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 330. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Росстата от 21.12.2010 N 452 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)"

Дата документа21.12.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Положение

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

 

ПРИКАЗ
от 21 декабря 2010 г. N 452

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)

 
    В целях дальнейшего совершенствования организации выборочного обследования населения по проблемам занятости и в связи с переводом обследования с квартальной на месячную периодичность приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые "Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)" (согласовано с Минэкономразвития России письмом от 31 августа 2010 г. N Д 03-992) и ввести их в действие с 2011 года.
    2. С введением указанных в п. 1 настоящего Приказа Методологических положений признать утратившим силу Постановление Госкомстата России от 13 ноября 2006 г. N 65 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости".
 

Руководитель
А.Е.СУРИНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Федеральной службы
государственной статистики
от 21 декабря 2010 г. N 452

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОБСЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ)

 

1. Общие положения

 

Цель обследований

 
    1.1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости проводятся во всех субъектах Российской Федерации с целью формирования официальной статистической информации о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения.
    Обследование населения по проблемам занятости позволяет производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ).
    На основании данных обследования формируется информация по России и субъектам Российской Федерации о качественном составе экономически активного населения, занятых, безработных, экономически неактивного населения в обследуемом возрасте.
    Наличие взаимосвязанной информации о качестве и продолжительности занятости во всех сферах экономической деятельности дает возможность использовать результаты обследования для оценки совокупных затрат труда на всех видах работ.
 

Отчетный период

 
    1.2. Обследования проводятся ежемесячно по состоянию на критическую (обследуемую) неделю.
    Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье.
 

Единицы и объекты наблюдения

 
    1.3. Единицами наблюдения являются частные домохозяйства; объектами наблюдения - лица, в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств.
    Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах.
    Частное домохозяйство - это группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.
    Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.
    Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства.
    В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).
    Не обследуются коллективные домашние хозяйства - группа лиц, постоянно проживающих в учреждениях социального и медицинского назначения, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и т.п.; домохозяйства бездомных.
    В детских домах семейного типа обследуются воспитатели детского дома и члены их семьи. Дети, воспитывающиеся в детском доме семейного типа, считаются коллективным домашним хозяйством и опросу не подлежат.
    1.4. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.
    Местом постоянного (обычного) жительства лица является то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).
    Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес.
    Учитываются по месту обычного жительства в Российской Федерации следующие категории лиц:
    - лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или на учебу на срок до 1 года;
    лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж на лечение, отдых, в гости к родственникам и знакомым, независимо от срока;
    - российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа (включая государства - участники СНГ) на постоянное жительство или ищущие убежище, включая и тех из них, кто не успел оформить регистрационные документы;
    - иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;
    - российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из-за рубежа на учебу или работу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они пробыли в стране и сколько им осталось находиться в России);
    - постоянно проживающие в России моряки российских рыболовных и торговых судов, находящиеся на период проведения опроса в плавании;
    - лица, постоянно проживающие в России и временно выехавшие на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации;
    - лица, проходящие военную службу по призыву или призванные на военно-учебный сбор;
    - лица, проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;
    - лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории;
    - лица, находящиеся в местах предварительного заключения, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу.
    Взрослых детей в семье, т.е. в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой только во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей.
    Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются опекунами внука(чки)).
    При проведении обследования населения по проблемам занятости не подлежат учету:
    - российские граждане, выехавшие за рубеж на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или учебу на срок 1 год и более (независимо от того, когда они выехали и сколько им осталось находиться за рубежом);
    - российские граждане, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой или выполнением служебных обязанностей по линии органов государственной власти Российской Федерации со сроком 1 год и более (включая находящихся вместе с ними членов их семей);
    - лица, временно (до 1 года) находящиеся на территории Российской Федерации, место постоянного жительства которых находится за рубежом.
    Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
    1.5. При формировании итогов по субъектам Российской Федерации население учитывается по месту проживания.
 

2. Формирование выборки домашних хозяйств

 

Основа (база) выборки

 
    2.1. В качестве генеральной совокупности (основы выборки) при создании выборочной сети домашних хозяйств для проведения обследований населения по проблемам занятости используется первичный информационный фонд, построенный на основе базы данных Всероссийской переписи населения 2002 г. (ВПН-2002).
    В состав первичного информационного фонда включается постоянное население (т.е. население, постоянно проживающее на территории соответствующего района, города, населенного пункта и т.п.).
    Первичный информационный фонд по каждому субъекту Российской Федерации содержит всю необходимую информацию о реквизитах переписных единиц (переписных участков, инструкторских участков, счетных участков), на которые разбиты административно-территориальные единицы субъекта Российской Федерации, и о структурном составе населения.
    Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.
 

Порядок формирования выборки

 
    2.2. Построение выборочной сети домашних хозяйств для проведения обследований населения по проблемам занятости осуществляется в соответствии с принятой моделью двухступенчатой выборки.
    На первой ступени формируется выборочный массив первичных выборочных единиц. В качестве первичной выборочной единицы принят счетный участок переписи населения. Основой выборки для построения выборочного массива на первой ступени является совокупность счетных участков, образованных при проведении ВПН-2002.
    При формировании выборочного массива первичных выборочных единиц реализована процедура стратификации совокупности административно-территориальных единиц с учетом их географического расположения. Для установления географической близости административно-территориальных единиц в рамках субъектов Российской Федерации применяется принцип серпантинного расположения территориальных единиц с севера на юг в направлении запад-восток.
    Основное назначение данной процедуры - выделение территориальных сегментов, объединяющих ряд смежных административных районов, с целью получения в выборке адекватного территориального представительства субъекта Российской Федерации и обеспечения сопоставимости результатов обследования в разные периоды обследования.
    Отбор счетных участков осуществляется в рамках образованных на территории субъектов Российской Федерации территориальных сегментов, отдельно по городскому и сельскому населению.