Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 923. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ФНС РФ от 18.01.2011 N ММВ-7-2/19@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - ОБМЕН"

Дата документа18.01.2011
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Рекомендации
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПРИКАЗ
от 18 января 2011 г. N ММВ-7-2/19@

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - ОБМЕН"

 
    В целях реализации положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008, Протокола об обмене информацией между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по ведению информационного ресурса "Таможенный союз - обмен" (далее - Методические рекомендации) согласно приложению к настоящему Приказу.
    2. Установить, что Методические рекомендации применяются в отношении Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которые относятся к налоговым периодам, начиная с 01.07.2010.
    3. Признать Приказ ФНС России от 26.07.2007 N ВЕ-3-06/458@ "Об утверждении Регламента обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами ФНС России о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь" (в редакции Приказа ФНС России от 10.03.2010 N ММ-7-2/105@) утратившим силу с даты издания настоящего Приказа.
    4. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (Р.В. Филимошин), Управлению информатизации (В.Г. Колесников) в месячный срок доработать программное обеспечение "Таможенный союз - обмен", введенное в промышленную эксплуатацию Приказом ФНС России от 05.07.2010 N ММВ-7-6/316@, за исключением реализации функций электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). Функции реализации электронного документооборота по ТКС доработать в срок до 15.07.2011.
    5. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
    6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.
 

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

    
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом ФНС России
от 18.01.2011 N ММВ-7-2/19@

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - ОБМЕН"

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Методические рекомендации применяются при формировании и ведении информационного ресурса по обеспечению информационного взаимодействия ФНС России, МНС Республики Беларусь и НК Минфина Республики Казахстан при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее - "Таможенный союз - обмен").
    1.2. Действия настоящих Методических рекомендаций распространяются на Заявления, принятые от налогоплательщиков (их представителей) как в электронном виде (на съемных носителях или по ТКС), так и на бумажных носителях.
    1.3. Основные используемые сокращения:
    АИС "ФЦОД" - автоматизированная информационная система электронной обработки данных МИ ФНС России по ЦОД.
    БД - база данных.
    Журнал - Журнал регистрации Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме приложения N 16 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Запрос заявления - сформированный налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика - экспортера товара (в электронном виде по установленным форматам) в адрес налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - импортера товара запрос представления Заявления в связи с представлением ему налогоплательщиком - импортером товара экземпляра Заявления на бумажном носителе с Отметкой налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - экспортера товара о сумме налогов, уплаченных в бюджет этого государства, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) и непредоставлением ему этого Заявления в электронном виде указанным налоговым органом.
    Заявление - Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения N 1 к Протоколу об обмене информацией.
    Извещение о получении - формируемый налоговым органом электронный документ, информирующий налогоплательщика (его представителя) о получении Заявления в электронном виде, представленного по ТКС.
    ИР - информационный ресурс.
    ИФНС России - инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городе без районного деления, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы.
    Квитанция о приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема Заявления в электронном виде, представленного налогоплательщиком (его представителем) по ТКС и регистрации его в Журнале, составленный по форме приложения N 19 к настоящим Методическим рекомендациям.
    МИ ФНС России - межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы.
    МИ ФНС России по КН - межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам.
    МИ ФНС России по ЦОД - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.
    МНС Республики Беларусь - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
    Налоговая декларация по косвенным налогам - налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза.
    НК Минфина Республики Казахстан - Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.
    Отказ в проставлении отметки - отказ в проставлении Отметки налогового органа.
    Отметка налогового органа - отметка налогового органа об уплате косвенных налогов в полном объеме и (или) освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами.
    ПК "ЭОД" - Система электронной обработки данных инспекций местного уровня.
    ПО - программное обеспечение.
    ПО "ТС - обмен НП" - программа для подготовки налогоплательщиками Заявлений на бумажном носителе и в электронном виде на съемном носителе.
    Подтверждение даты отправки - формируемый специализированным оператором связи электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки Заявления в электронном виде, представленного налогоплательщиком (его представителем) по ТКС.
    Протокол ИД - сформированный в виде сводного по государству - члену Таможенного союза ФПД, в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде (приложение N 3 к Протоколу об обмене информацией), протокол идентификации обработанных Заявлений.
    Протокол обработки - Протокол обработки Заявления в электронном виде, составленный по форме приложения N 17 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Протокол ФЛК - сформированный в виде сводного по государству - члену Таможенного союза ФПД, в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде (приложение N 3 к Протоколу об обмене информацией), протокол форматно-логического контроля.
    Протокол о порядке взимания налогов - Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, принятый в соответствии со статьей 4 Соглашения.
    Протокол об обмене информацией - Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, принятый в соответствии со статьей 6 Соглашения.
    Реестр запросов - сформированная в виде сводного по государству - члену Таможенного союза ФПД, в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде (приложение N 3 к Протоколу об обмене информацией), информация о полученных Запросах заявлений.
    Реестр заявлений - сформированная в виде сводного по государству - члену Таможенного союза ФПД, в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде (приложение N 3 к Протоколу об обмене информацией), на основании поступивших Заявлений информация о суммах налогов, уплаченных в бюджет этого государства, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения).
    Реестр уведомлений - сформированная в виде сводного по государству - члену Таможенного союза ФПД, в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде (приложение N 3 к Протоколу об обмене информацией), информация о полученных Уведомлениях об отсутствии заявления.
    СКЗИ - средства криптографической защиты информации.
    Соглашение - Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008.
    Сообщение о несоответствиях - формируемый налоговым органом электронный документ, содержащий сведения из Протокола ФЛК об ошибках и (или) сведения из Протокола ИД о неидентификации налогоплательщика, выявленных налоговыми органами Республики Беларусь (Республики Казахстан), составленный по форме приложения N 22 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Сообщение об отзыве - формируемый налоговым органом электронный документ, содержащий сведения об отзыве Заявления, составленный по форме приложения N 21 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Сообщение о результате проверки - формируемый налоговым органом электронный документ, содержащий сведения о проставлении Отметки налогового органа или Отказа в проставлении отметки на Заявлении, составленный по форме приложения N 20 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Специализированный оператор связи - специализированный оператор связи, обеспечивающий обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота между лицом, представляющим Заявление, и налоговым органом.
    ТКС - телекоммуникационные каналы связи.
    Уведомление об отказе в приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме Заявления в электронном виде, представленного налогоплательщиком (его представителем) по ТКС, и регистрации его в Журнале, с указанием причин отказа.
    Уведомление об отказе в проставлении отметки - Уведомление об отказе в проставлении на Заявлении отметки налогового органа об уплате косвенных налогов в полном объеме (освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами), составленное по форме приложения N 18 к настоящим Методическим рекомендациям.
    Уведомление об отсутствии заявления - сформированное налоговым органом - получателем Запроса заявления (в электронном виде по установленным форматам) в адрес налогового органа - отправителя указанного запроса уведомления об отсутствии в налоговом органе Заявления, названного в Запросе, и соответственно невозможности проставления на нем Отметки налогового органа.
    Уникальный номер Заявления - уникальный номер Заявления, присвоенный МИ ФНС России по ЦОД в качестве факта регистрации Заявления на федеральном уровне при поступлении от ИНФС России (МИ ФНС России по КН) сведений о регистрации Заявления в Журнале.
    УФНС России - управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
    ФИР - федеральный информационный ресурс.
    ФНС России - Федеральная налоговая служба.
    ФЛК - форматно-логический контроль.
    ФПД - файл передачи данных, содержащий определенную структурированную информацию, формируемый с использованием ПО.
    ЭЦП - электронная цифровая подпись.
    1.4. Обмен ФПД между ИФНС России (МИ ФНС России по КН) и МИ ФНС России по ЦОД осуществляется без использования ЭЦП и СКЗИ посредством технологии web-сервисов.
    1.5. Обмен ФПД между ФНС России (МИ ФНС России по ЦОД) и МНС Республики Беларусь или НК Минфина Республики Казахстан осуществляется в соответствии с положениями Протокола об обмене информацией и принятых ФНС России в целях его реализации документов.
    1.6. Обмен ФПД между ИФНС России (МИ ФНС России по КН) и налогоплательщиками при использовании ТКС осуществляется с ЭЦП и при участии специализированных операторов связи (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
 

2. Цель формирования ИР "Таможенный союз - обмен"

 
    2.1. Целью формирования ИР "Таможенный союз - обмен" является повышение эффективности контроля за своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств - членов Таможенного союза, достигаемое с помощью автоматизации процесса обмена соответствующей информации между налоговыми органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
 

3. Сведения, подлежащие включению в ИР "Таможенный союз - обмен"

 
    3.1. В ИР "Таможенный союз - обмен" подлежит включению следующая информация:
    а) о Заявлениях с подтверждением уплаченной суммы косвенных налогов или освобождения от налогообложения (в отношении российских экспортеров, российских импортеров и российских посредников при экспорте/импорте);
    б) о Заявлениях с отказом в подтверждении уплаченной суммы косвенных налогов или освобождения от налогообложения (в отношении российских импортеров);
    в) о запросах на представление Заявлений и результатах их исполнения (направленных Заявлениях или Уведомлениях об отсутствии заявления) (в отношении российских как экспортеров, так и импортеров).
    Источником информации для включения в ИР "Таможенный союз - обмен" являются сведения, полученные от налогоплательщиков и налоговых органов государств - членов Таможенного союза.
    3.2. Схема формирования ИР "Таможенный союз - обмен" отражена на рисунках 1 и 2 (приложения N 1 и N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
 

4. Уровень функционирования ИР "Таможенный союз - обмен", участники процесса его формирования, а также используемое программное обеспечение

 
    4.1. ИР "Таможенный союз - обмен" функционирует на местном и на федеральном уровнях.
    4.2. Участниками процесса формирования названного ИР являются: МИ ФНС России по ЦОД; МИ ФНС России по КН; ИФНС России.
    Участниками информационного обмена при использовании ТКС являются налогоплательщики, МИ ФНС России по КН; ИФНС России, специализированные операторы связи.
    4.3. Для автоматизированного формирования названного ИР на местном уровне используется ПК "ЭОД", а на федеральном уровне используется АИС "ФЦОД".
    Для приема Заявлений, поступивших по ТКС, используется ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион".
    4.4. Налогоплательщиком для подготовки Заявлений в электронном виде на съемном носителе может использоваться ПО "ТС - обмен НП" (распространяемое ФНС России бесплатно) или иное ПО, которое способно подготавливать указанное Заявление по форматам, установленным ФНС России.
    Налогоплательщиком для подготовки Заявлений в электронном виде, представляемых по ТКС, может использоваться любое ПО, которое способно подготавливать указанное Заявление по форматам, установленным ФНС России.
 

5. Основные функции МИ ФНС России по ЦОД в рамках задачи "Таможенный союз - обмен"

 
    5.1. В рамках задачи "Таможенный союз - обмен" основными функциями МИ ФНС России по ЦОД являются:
    а) формирование ФИР "Таможенный союз - обмен" на основании ФПД Заявлений (первичных, скорректированных, отозванных, ответов на Запрос заявления), признания регистрации Заявления ошибочной, Запросов заявлений, Уведомлений об отсутствии заявления, полученных от ИФНС России и МИ ФНС России по КН;
    б) формирование ФИР "Таможенный союз - обмен" на основании ФПД Реестров заявлений (первичных, скорректированных, справочных, отозванных, ответов на Запрос заявления), Реестров запросов, Реестров уведомлений, Протокола ФЛК и Протокола ИД, полученных от МНС Республики Беларусь и НК Минфина Республики Казахстан;
    в) передача в МНС Республики Беларусь и НК Минфина Республики Казахстан ФПД Реестров заявлений, Реестров запросов, Реестров уведомлений на основании полученной от ИФНС России и МИ ФНС России по КН информации, а также ФПД Протокола ФЛК и Протокола ИД, на основании обработки полученной от МНС Республики Беларусь и НК Минфина Республики Казахстан информации;
    г) передача в ИФНС России и МИ ФНС России по КН ФПД Реестра запросов (по не найденным в ФИР Заявлениям), сведений о получении ответа на Запрос заявления, Протокола ФЛК (ошибок) на основании полученной от МНС Республики Беларусь и НК Минфина Республики Казахстан информации;
    д) формирование из ФИР "Таможенный союз - обмен" выходных данных по установленным настоящими Методическими рекомендациями формам;
    е) рассмотрение письменных обращений налогоплательщиков государств - членов Таможенного союза об отсутствии в ФИР "Таможенный союз - обмен" сведений об уплате (освобождении от уплаты) косвенных налогов (при их поступлении);
    ж) предоставление налоговым органам Российской Федерации в установленном ФНС России порядке удаленного доступа к ФИР "Таможенный союз - обмен".
    5.2. Указанные функции исполняются с учетом компетенции отделов МИ ФНС России по ЦОД.
 

6. Основные функции УФНС России в рамках задачи "Таможенный союз - обмен"

 
    6.1. В рамках задачи "Таможенный союз - обмен" основными функциями УФНС России являются:
    а) организация и контроль за полнотой и своевременностью исполнения подведомственными ИФНС России возложенных функций;
    б) формирование из ФИР "Таможенный союз - обмен" выходных данных по установленным настоящими Методическими рекомендациями формам (при наличии необходимости);
    в) рассмотрение письменных обращений налогоплательщиков государств - членов Таможенного союза об отсутствии в ФИР "Таможенный союз - обмен" сведений об уплате (освобождении от уплаты) косвенных налогов (при их поступлении).
    6.2. Распределение указанных функций между отделами УФНС России, а также последовательность их действий отражены в разделах 9 - 13 настоящих Методических рекомендаций.
 

7. Основные функции ИФНС России (МИ ФНС России по КН) в рамках задачи "Таможенный союз - обмен"

 
    7.1. В рамках задачи "Таможенный союз - обмен" основными функциями ИФНС России (МИ ФНС России по КН) являются:
    а) формирование ИР "Таможенный союз - обмен" местного уровня на основании результатов проверки Заявлений, полученных от налогоплательщиков, признания регистрации Заявления ошибочной, корректировки и/или отзыва Заявления, оформленных в установленном порядке, а также ФПД Реестра запросов (по не найденным в ФИР Заявлениям), сведений о получении ответа на Запрос заявления и Протоколов ФЛК (ошибок), полученных от МИ ФНС России по ЦОД;
    б) передача в МИ ФНС России по ЦОД ФПД Заявлений (первичных, скорректированных, отозванных, ответов на Запрос заявления), Запросов заявлений, Уведомлений об отсутствии заявления;
    в) формирование из ИР "Таможенный союз - обмен" выходных данных по установленным настоящими Методическими рекомендациями формам (при наличии необходимости);
    г) рассмотрение письменных обращений налогоплательщиков государств - членов Таможенного союза об отсутствии в ФИР "Таможенный союз - обмен" сведений об уплате (освобождении от уплаты) косвенных налогов (при их поступлении).
    7.2. Распределение указанных функций между отделами ИФНС России (МИ ФНС России по КН), а также последовательность их действий отражены в разделах 8 - 13 настоящих Методических рекомендаций.
 

8. Порядок действий ИФНС России (МИ ФНС России по КН) при передаче в ФИР "Таможенный союз - обмен" Заявлений (первичных, скорректированных, отозванных)

 
    8.1. Действия должностных лиц ИФНС России (МИ ФНС России по КН), связанные с обработкой поступивших от налогоплательщика Заявлений, с учетом установленного распределения функций между отделами, осуществляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
    8.1.1. Действия должностного лица отдела, ответственного за делопроизводство.
    8.1.1.1. При поступлении от налогоплательщика (его представителя) почтового отправления, содержащего Заявление, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, проставляет на Заявлении на бумажном носителе (при его наличии) в нижнем правом углу во всех экземплярах дату его поступления в налоговый орган, а также свою подпись и не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в налоговый орган, передает его (без регистрации в программном продукте по ведению делопроизводства, но с сопроводительным листом, составленным по форме приложения N 15 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям), и с приложением всех поступивших экземпляров Заявления, магнитного носителя, конверта и т.д.) в отдел, ответственный за работу с налогоплательщиками.
    8.1.1.2. При получении в соответствии с пунктом 8.1.2.7.2 настоящих Методических рекомендаций из отдела, ответственного за работу с налогоплательщиками, трех экземпляров Заявления на бумажном носителе с Отметкой налогового органа или Уведомления об отказе в проставлении отметки (с установленными приложениями) не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления в данный отдел, направляет по почте указанные документы и сообщает дату отправки в отдел, ответственный за работу с налогоплательщиками.
    8.1.2. Действия должностного лица отдела, ответственного за работу с налогоплательщиками.
    8.1.2.1. Заявление на бумажном носителе или в электронном виде, представленное налогоплательщиком (его представителем) лично, принимает и регистрирует в электронном Журнале <*> в момент его представления налогоплательщиком (его представителем), а представленное по почте - в день его поступления в данный отдел.
    


    <*> Бумажный вариант Журнала не ведется.
 
    Примечание: Отказ в принятии Заявления на бумажном носителе или в электронном виде, представленного налогоплательщиком (его представителем) лично или по почте, недопустим.
 
    Заявление в электронном виде, представленное налогоплательщиком (его представителем) по ТКС, обрабатывается, принимается и регистрируется в Журнале не позднее дня, следующего за днем получения <*>.
    
    <*> Курсивом в тексте настоящих Методических рекомендаций выделены действия, которые выполняются автоматически программными средствами АИС "Налог".
 
    Соответствующая информация вносится в ИР "Таможенный союз - обмен".
    Если для Заявления, представленного лично, в Журнале в качестве даты регистрации необходимо указать дату более раннюю, чем текущая дата, а для Заявления, представленного по почте, более раннюю, чем текущая дата минус один рабочий день, то решение о возможности такой регистрации принимает начальник (заместитель начальника) ИФНС России (МИ ФНС России по КН) на основании мотивированной докладной записки, составленной в произвольной форме за подписью начальника отдела, с указанием всех причин, не позволивших зарегистрировать Заявление в сроки, установленные абзацем 1 настоящего пункта.
    Сведения об этой докладной записке (дата, номер, ФИО составившего и принявшего решение, причины регистрации Заявления прошедшей датой) предварительно подлежат включению в ИР "Таможенный союз - обмен" местного уровня.
    Регистрационный номер Заявлению присваивается автоматически и не подлежит редактированию.
    8.1.2.2. Для регистрации Заявления:
    а) в электронном виде на съемном носителе, представленного налогоплательщиком (его представителем) лично или почтовым оправлением, изначально регистрирует в ПК "ЭОД" представленную налоговую декларацию по косвенным налогам (при ее наличии), к которой относится Заявление.
    Затем со ссылкой на регистрационный номер налоговой декларации обрабатывает в ПК "ЭОД" Заявление на съемном носителе.
    Необходимо учитывать, что отсутствие налоговой декларации не является препятствием для регистрации Заявления.