Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 22.02.96 "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД"

Дата документа22.02.1996
Статус документаДействует
МеткиЗаявление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1996 года

 

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1996 ГОД

 

I. Введение

 
    1. В течение 1992 - 1994 гг., первых трех лет осуществления рыночных преобразований, России удалось добиться значительных успехов в проведении структурных реформ и уменьшении финансового дисбаланса. Был существенно сокращен дефицит федерального бюджета и в значительной степени снижены средние темпы роста совокупных кредитно-денежных показателей, в результате чего инфляция потребительских цен снизилась с более чем 2300 процентов в 1992 г. до приблизительно 200 процентов в 1994 г. Произошло также укрепление платежного баланса, ощутимо увеличился объем официальных резервов.
    К числу основных достижений первого этапа переходного периода в области структурных преобразований относятся: введение единого валютного курса, ликвидация большинства ограничений в валютной сфере, либерализация цен на федеральном уровне и быстрое проведение приватизации. Удалось добиться отмены дотаций на импорт и экспортных пошлин на товары, не являющиеся энергоносителями, а также отмены экспортных квот и постепенной ликвидации практики предоставления централизованных кредитов. К концу 1994 г. цены, оказывающие основное влияние на макроэкономическую ситуацию (то есть обменный курс и процентные ставки), определялись в основном условиями рынка, административное воздействие на них носило непринципиальный характер.
    3. Произошло существенное укрепление институционной структуры и законодательной базы рыночной экономики. Удалось добиться значительного прогресса в валютной и внешнеторговой сферах, в области иностранных инвестиций, в обеспечении независимости Центрального банка и проведении приватизации. Были сделаны важные шаги по урегулированию отношений России с другими государствами бывшего Советского Союза и иностранными кредиторами.
    4. В 1995 г. успешно продолжалась реализация программы, определенной соглашением о резервном кредитовании. России удалось достичь всех количественных целевых показателей, заданных этой программой. Прекратился спад производства, появились признаки начинающегося оживления. Месячная инфляция упала с 18 процентов в январе 1995 г. до 3,25 процента в декабре, хотя темп снижения инфляции оказался более медленным, чем предусматривалось программой. Внешнеэкономическая ситуация оставалась относительно благоприятной. После введения в начале июля валютного коридора курс рубля оставался достаточно стабильным, причем без существенных интервенций со стороны Центрального банка.
    5. Продолжается либерализация режима внешней торговли, в особенности в отношении экспортных пошлин. Принимались дальнейшие меры в отношении льгот по импортным пошлинам, удалось добиться значительного успеха в либерализации режима экспорта нефти, что наряду с одновременным снижением экспортных пошлин на нее способствовало сближению внутренних цен на нефть с мировыми.
    6. Задача на предстоящий период заключается в использовании и развитии значительных, но пока еще не очень устойчивых достижений, которых удалось добиться в течение нескольких последних лет. Для этого необходимо реализовать комплексную среднесрочную экономическую программу на 1996 - 1998 гг., ориентированную как на макроэкономическую стабилизацию, так и на ускорение перехода России к полноценной рыночной экономике. Осуществляя данную среднесрочную программу, Правительство будет действовать по трем основным направлениям. Это, во-первых, продолжение сдержанной макроэкономической политики как необходимой предпосылки устойчивого экономического роста. Во-вторых, резкая активизация усилий по укреплению способности России проводить макроэкономическую политику, для чего предстоит создать соответствующие инструменты и институциональные механизмы и постоянно их совершенствовать. В-третьих, решительное осуществление ключевых структурных реформ, имеющих целью расширение перспектив устойчивого экономического роста и достижение подлинной необратимости движения к рыночной экономике.
 

II. Среднесрочная экономическая стратегия: цели и задачи политики

 
 
    7. Среднесрочная стратегия имеет целью формирование основ устойчивого экономического роста посредством:
    а) дальнейшего значительного снижения инфляции в течение нескольких последующих лет;
    б) обеспечения свободного функционирования рынка товаров и факторов производства и создания необходимых для этого институциональных и законодательных структур;
    в) достижения устойчивости платежного баланса в среднесрочной перспективе.
    В то же время эта стратегия включает в себя меры по смягчению воздействия неизбежных издержек переходного периода на наиболее уязвимые слои населения, а также по формированию условий для того, чтобы экономический рост способствовал уменьшению масштабов бедности в России.
    8. Проведение последовательной и уверенной политики реформ и стабилизации вызовет значительный рост уверенности в деловой сфере и увеличение общего объема инвестиций. Данная стратегия предусматривает ускорение роста ВВП в реальном выражении до 2 - 4 процентов в 1996 - 1997 гг. и до 6 процентов в год в течение последующего периода до 2000 года. Намечено постепенное снижение ежемесячной инфляции до уровня около 1 процента к концу 1996 г. и последующее ее небольшое уменьшение в 1997 и 1998 гг.
    9. Платежный баланс по текущим операциям в течение нескольких ближайших лет, скорее всего, будет ухудшаться в связи с восстановлением объема инвестиций и падением регистрируемых статистикой частных сбережений (как доли текущих доходов), происходящих в условиях более низкой инфляции и более медленного обесценения реального богатства. Полная и окончательная реструктуризация российского долга наряду с возвращением вывезенных из страны капиталов и более значительным объемом прямых иностранных инвестиций способна обеспечить финансирование этого возросшего дефицита, позволяя тем не менее довести величину валовых официальных международных резервов до уровня обеспечения импорта товаров и нефакторных услуг в течение трех месяцев. В дальнейшем проведение разумной макроэкономической политики и восстановление внутренних сбережений позволят достичь большей внешнеэкономической устойчивости и поддерживать ее, а также профинансировать снизившийся дефицит баланса текущих операций, не прибегая к дополнительным мерам по облегчению долгового бремени.
    10. В достижении указанных макроэкономических целей ключевым моментом следует считать снижение общего дефицита бюджета (расширенного правительства) с уровня примерно в 5 процентов ВВП в 1995 г. до 4 процентов ВВП в 1996 г. и 2 процентов ВВП к 1998 г. Поскольку ожидается бездефицитное исполнение местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, динамика дефицитов федерального бюджета и бюджета расширенного правительства будет идентичной. По нашему мнению, такой уровень дефицита будет в значительной степени финансироваться из неэмиссионных источников и без "вытеснения" кредитов банковской системы частному сектору. Не будет практиковаться предоставление прямых кредитов со стороны Центрального банка.
    11. В более долгосрочной перспективе устойчивость осуществления предусматриваемой корректировки в налогово-бюджетной сфере будет зависеть от повышения уровня доходов бюджета. В этой области Правительство намерено принять меры по повышению в среднесрочной перспективе доходов бюджета расширенного правительства в чистом исчислении на 4 - 5 процентных пунктов от ВВП. В контексте укрепления налогово-бюджетной сферы повышение объема доходов позволит увеличить расходы, в том числе на пособия по безработице, меры социальной поддержки, восстановление инфраструктуры и другие направления, связанные с осуществлением структурной реформы.
    12. Кредитная политика будет направлена на осуществление основной цели - запланированного снижения инфляции, в то же время при ее формировании следует учитывать необходимость предоставления кредитов частному сектору для поддержки экономического подъема и структурной перестройки. При этом по мере значительного повышения спроса на деньги и снижения инфляции должно произойти заметное уменьшение темпов роста чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. Следствием более низкой инфляции станет также падение номинальных процентных ставок, хотя ожидается, что процентные ставки в реальном выражении некоторое время будут иметь высокие положительные значения.
    13. Среднесрочная стратегия в области валютного регулирования, опираясь на успешное введение режима валютного коридора, будет иметь целью дальнейшее создание условий для стабилизации валютного курса рубля. Мы рассматриваем действующий в настоящее время режим валютного коридора в качестве меры, направленной на поддержание адекватной конкурентоспособности отечественной продукции и устойчивого платежного баланса, а также в качестве важного инструмента достижения стабильности цен. Тем не менее, будет продолжаться рассмотрение возможностей изменять параметры границ допустимых колебаний валютного курса или вносить иные изменения, укрепляющие роль валютной политики в процессе стабилизации.
 

Совершенствование механизмов реализации макроэкономической политики

 
    14. Реализация описанной выше финансовой политики потребует разработки и внедрения соответствующих механизмов. Для этого будет осуществлен комплекс мер как в бюджетной, так и в денежно-кредитной сфере. В области налогово-бюджетной политики Правительство намерено осуществить комплекс мер для повышения доходов, совершенствования налоговой системы и ее регулирования, а также для оптимизации структуры расходов и управления ими.
    15. Ключевым вопросом среднесрочной стратегии является формирование и внедрение в практику системы налогообложения, которая отвечает следующим требованиям: наличие широкой базы, отсутствие перекосов, справедливый и открытый характер, простота управления. Будут приняты меры, во-первых, по уменьшению различий в относительном распределении налоговых поступлений в бюджет от разных секторов экономики - особенно низких от энергетических отраслей - и, во-вторых, по переносу центра тяжести с налогов, взимаемых с предприятий, на налоги с физических лиц и налоги на потребление.