Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 051. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ)

Дата документа12.09.2011
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

 
    В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
 

1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

Рисунок 1

Индекс физического объема ВВП (прирост в % к предыдущему году)

 
    

















Рисунок 2

Уровень безработицы (в % к экономически активному населению)

 
    

































2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

Таблица 2.1

АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2011 - 2014 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

 
    



млрд. рублей

2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Всего по государственным программам (41 программа) 10200,6 11762,4 12667,9 13160,0
в % к общему объему расходов 92,5 96,4 94,3 92,1
I. Новое качество жизни (13 программ) 4588,1 5623,8 5847,4 5841,2
II. Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ) 1781,6 1837,8 1832,6 1844,9
III. Обеспечение национальной безопасности (2 программы) 1876,0 1977,3 2438,5 2758,4
IV. Сбалансированное региональное развитие (4 программы) 818,1 744,7 621,4 554,9
V. Эффективное государство (5 программ) 1136,8 1578,8 1927,9 2160,5

 
    При этом в рамках подготовки к переходу к "программному бюджету" с 2012 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую при сохранении всей необходимой бюджетной информации ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.
    Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и соответственно подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2.2):
 

Таблица 2.2

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2012 - 2014 ГОДЫ

млрд. рублей

Показатель 2011 год (закон) <*> 2012 год 2013 год 2014 год
Доходы 10303,4 10627,8 11687,6 12645,5
% к ВВП 19,3 18,5 18,4 18,0
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) 11022,5 11961,9 13156,3 14293,9
% к ВВП 20,7 20,8 20,7 20,3
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов   236,4 275,6  
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) 11022,5 12198,3 13431,9 14293,9
% к ВВП 20,7 21,2 21,2 20,3
Дефицит -719,1 -1570,5 -1744,3 -1648,4
% к ВВП -1,3 -2,7 -2,7 -2,3

 
    





Таблица 2.3

ПОКАЗАТЕЛИ НЕНЕФТЕГАЗОВОГО БАЛАНСА В 2011 - 2014 ГОДАХ

Показатель 2011 год (закон) 2012 год 2013 год 2014 год
закон проект закон проект
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей 5228,2 4390,0 4942,2 4653,2 5228,6 5444,3
в том числе:            
Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства 5228,2 4390,0 4792,2 4653,2 5060,3 5258,4
Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль     150,0   168,3 185,9
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей -5947,3 -6124,5 -6512,7 -6448,9 -6973,0 -7092,7
в % к ВВП -11,2 -10,9 -11,3 -10,4 -11,0 -10,1
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей 676,9   164,0   51,4  
Цена на нефть, долл. США за баррель 105,0 78,0 93,0 79,0 95,0 97,0
Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель 118,3 113,0 124,6 110,0 125,2 125,7

 
    Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.
    Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012 - 2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.4):
 

Таблица 2.4

ТЕМПЫ РОСТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К УРОВНЮ 2008 Г., %

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы в реальном выражении в % к 2008 году 100,0 72,7 75,6 88,1 85,7 89,4 92,1
Расходы в реальном выражении в % к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 120,6 125,8 127,5
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов) в % к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 118,2 123,3 127,5

 
    Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
    - безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
    - обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
    - индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;
    - обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
    - обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
    - обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
    - обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
    - поддержки инновационного и инвестиционного развития.
    Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.
    К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.
    По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8780 федеральных государственных учреждений 3600 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 5140 - бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 - автономных учреждений.
    Одновременно с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов федеральными органами исполнительной власти будут представлены сводные показатели государственных заданий на 2012 - 2014 годы, которые после утверждения бюджетных ассигнований будут доведены до соответствующих государственных учреждений.
    Тем самым уже в текущем бюджетном цикле в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей будет заложена база для апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.
    Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе - их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.
    При формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень планируется:
    - передать субъектам Российской Федерации федеральные учреждения среднего профессионального образования, полномочия в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам) и учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
    - исходить из финансового обеспечения выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью, содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции;
    - передать в федеральный бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в сфере дорожного движения) или фактически являющихся одной из форм межбюджетных трансфертов (часть акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативам).
    В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.
    Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012 - 2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.
    Таким образом, в 2012 - 2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.
 

3. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Таблица 3.1

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

млрд. рублей

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы, всего 16198,4 13552,5 15737,5 19325,1 20406,6 22439,9 24360,3
% к ВВП 38,8 34,9 35,0 36,3 35,5 35,4 34,6
в том числе:              
Федеральный бюджет 9275,9 7337,8 8305,4 10303,4 10627,8 11687,6 12645,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3253,3 3789,2 4814,5 5540,2 6675,5 7373,1 8130,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1654,4 1656,4 2034,8 3071,5 3618,3 4022,4 4402,4
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6196,1 5923,6 6534,2 7025,8 7295,4 7746,4 8277,1
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 5101,4 4437,5 5155,9 5682,5 6160,5 6729,9 7312,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 536,7 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1122,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 166,7 120,8 241,4 267,7 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 14169,7 16328,0 17614,5 20089,8 22195,8 24374,6 26149,5
% к ВВП 34,0 42,1 39,2 37,7 38,6 38,4 37,1
в том числе:              
Федеральный бюджет 7570,9 9660,1 10117,5 11022,5 12198,3 13431,9 14293,9
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 4893,9 6386,7 5981,6 7233,1 8341,8 9459,7 10077,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2897,8 3587,2 4779,5 5529,7 6672,8 7367,2 8122,5
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 2728,7 3478,6 4675,8 5205,9 5782,2 6359,5 6977,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6250,5 6252,9 6634,1 7081,9 7516,8 7942,7 8425,9
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6047,0 5983,6 6369,3 6801,7 7200,2 7570,7 7972,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 500,1 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1122,5
Дефицит (-), всего 2028,7 -2775,5 -1877,0 -764,7 -1789,2 -1934,7 -1789,2
% к ВВП 4,8 -7,2 -4,2 -1,4 -3,1 -3,0 -2,5

 
    Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36% в 2011 году до 38,5% в 2014 году.
    Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9% в 2011 году до 26,7% в 2014 году.
    Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.
    Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 3.2):
 

Таблица 3.2

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010 - 2014 ГОДЫ

млрд. рублей

2010 год (отчет) 2011 год (закон) Проект
2012 год 2013 год 2014 год
Доходы, всего 8305,4 10303,4 10627,8 11687,6 12645,5
% к ВВП 18,5 19,3 18,5 18,4 18,0
Расходы, всего 10117,5 11022,5 12198,3 13431,9 14293,9
% к ВВП 22,5 20,7 21,2 21,2 20,3
в том числе условно утверждаемые       335,8 714,7
% к общему объему расходов 0,0 0,0 0,0 2,5 5,0
Дефицит -1812,1 -719,1 -1570,5 -1744,3 -1648,4
% к ВВП -4,0 -1,3 -2,7 -2,7 -2,3

 
    В 2012 - 2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 3.3):
 

Таблица 3.3

ДИНАМИКА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

млрд. рублей

Показатель 2010 год (отчет) 2011 год (закон) Проект
2012 год 2013 год 2014 год
Доходы, всего 8305,4 10303,4 10627,8 11687,6 12645,5
в % к ВВП 18,5 19,3 18,5 18,4 18,0
в том числе:          
Нефтегазовые доходы 3830,7 5228,2 4942,2 5228,6 5444,3
в % к ВВП 8,5 9,8 8,6 8,2 7,7
Ненефтегазовые доходы 4474,7 5075,2 5685,6 6458,9 7201,2
в % к ВВП 10,0 9,5 9,9 10,2 10,3
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:          
Нефтегазовые доходы 46,1 50,7 46,5 44,7 43,1
Ненефтегазовые доходы 53,9 49,3 53,5 55,3 56,9

 
    Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
    Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 - 2014 годах по отношению к 2011 году связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
    Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).
    В 2012 - 2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 3.4):
 

Таблица 3.4

ДИНАМИКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Показатель 2011 год (закон) Прогноз
2012 год 2013 год 2014 год
Прирост к предыдущему году (расходы всего):
млрд. рублей 905,0 1175,8 1233,6 862,0
% (в номинальном выражении) 8,9 10,7 10,1 6,4
% (в реальном выражении) 2,3 4,4 4,4 1,4
Прирост к предыдущему году (расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ):
млрд. рублей 905,0 939,4 1194,4 1137,6
% (в номинальном выражении) 8,9 8,5 10,0 8,6
% (в реальном выражении) 2,3 2,4 4,3 3,5

 
    В 2012 - 2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 3.5):
 

Таблица 3.5

ПРОГНОЗ ОБЪЕМА РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

млрд. рублей

Показатель 2011 год (закон) 2012 год 2013 год 2014 год
Объем Резервного фонда на начало года 775,2 1408,1 1568,2 1618,9
% к ВВП 1,5 2,4 2,5 2,3
Курсовая разница -44,0 -3,9 -0,7 5,5
Пополнение (использование) средств Резервного фонда 676,9 164,0 51,4  
Объем Резервного фонда на конец года 1408,1 1568,2 1618,9 1624,4
% к ВВП 2,6 2,7 2,6 2,3

 
    Средства Фонда национального благосостояния в 2012 - 2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 3.6):
 

Таблица 3.6

ПРОГНОЗ ОБЪЕМА ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

млрд. рублей

Показатель 2011 год (закон) 2012 год 2013 год 2014 год
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2695,5 2555,3 2542,3 2531,4
% к ВВП 5,1 4,4 4,0 3,6
Поступления и курсовая разница -135,2 -5,5 -0,9 29,9
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) -5,0 -7,5 -10,0 -10,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2555,3 2542,3 2531,4 2551,3

Ведется подготовка документа. Ожидайте