Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.2010 N 2446-р (ред. от 18.08.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА""

Дата документа27.12.2010
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиРаспоряжение · Программа · Требования
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2010 г. N 2446-р

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 688)

 
    Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2010 г.
N 2446-р

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 688)

 

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 

Ответственный исполнитель Программы - Министерство энергетики Российской Федерации
Соисполнители Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации,
 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
 Министерство регионального развития Российской Федерации,
 Министерство образования и науки Российской Федерации,
 Министерство финансов Российской Федерации
Подпрограммы Программы - "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг";
 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде";
 "Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации";
 "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности"
Программноцелевые инструменты Программы - определение целевых индикаторов и показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для секторов экономики, создание условий и использование механизмов стимулирования их достижения, включая стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета;
 стимулирование реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для энергоемких видов деятельности за счет предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
 стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет применения предусмотренных законодательством экономических механизмов, используемых преимущественно в рамках региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
 финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования
Цели Программы - снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007-2020 годах;
 формирование в России энергоэффективного общества
Задачи Программы - существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики,
 обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;
 снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;
 формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;
 совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
 реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
 повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
 сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;
 формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний;
 подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевые индикаторы и показатели Программы - обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5 процента за весь срок реализации Программы;
обеспечение за счет реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 100 млн. тонн условного топлива (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу реализации Программы (к концу 2020 года)
Срок и этапы реализации Программы - 2011-2020 годы, в том числе:
I этап - 2011-2015 годы;
II этап - 2016-2020 годы
Объемы финансирования Программы - средства федерального бюджета в размере 70 млрд. рублей, в том числе:
I этап (2011-2015 годы) - 35 млрд. рублей,
II этап (2016-2020 годы) - 35 млрд. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 625 млрд. рублей, в том числе:
I этап (2011-2015 годы) - 208 млрд. рублей,
II этап (2016-2020 годы) - 417 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд. рублей, в том числе:
I этап (2011-2015 годы) - 3310 млрд. рублей,
II этап (2016-2020 годы) - 5527 млрд. рублей.
Объемы и источники финансирования уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий период бюджетного планирования
Ожидаемые результаты реализации Программы - обеспечение достижения за счет реализации мероприятий Программы:
суммарной экономии первичной энергии в объеме
334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011-2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
экономии природного газа в объеме 108 млрд. куб. метров на I этапе (2011-2015 годы) и 330 млрд. куб. метров за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
экономии электроэнергии в объеме 218 млрд. кВт x ч на I этапе (2011-2015 годы) и 630 млрд. кВт x ч за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
экономии тепловой энергии в объеме 500 млн. Гкал на I этапе (2011-2015 годы) и 1550 млн. Гкал за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
экономии нефтепродуктов в объеме 5 млн. тонн на I этапе (2011-2015 годы) и 17 млн. тонн за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
годового снижения выбросов парниковых газов:
к 2016 году - 207 млн. тонн экв. СО2 ;
к 2021 году - 409 млн. тонн экв. СО2 ;
суммарного снижения выбросов парниковых газов в размере 673,5 млн. тонн экв. СО2 на I этапе (2011-2015 годы) и 2436 млн. тонн экв. СО2 за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
годовой экономии на приобретение всеми потребителями энергетических ресурсов:
к 2016 году - 815 млрд. рублей;
к 2021 году - 1728 млрд. рублей (в текущих ценах);
суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергетических ресурсов в размере 2439 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 9255 млрд. рублей (в текущих ценах) за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергетических ресурсов для государственных (муниципальных) учреждений в размере 175 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 530 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергетических ресурсов для населения в размере 82 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 260 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергетических затрат организаций:
к 2016 году - 163 млрд. рублей;
к 2021 году - 346 млрд. рублей;
получения экономического потенциала увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий Программы в размере 900 млрд. рублей на I этапе (2011-2015 годы) и 2700 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы)

 

I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы

 
    Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р.
    Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
    Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.
    Длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
    В 2000-2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. "Восстановительный" рост в промышленности позволил получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки старых производственных мощностей), но сохранил высокоэнергоемкую сырьевую специализацию и технологическую отсталость российской экономики.
    В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000-2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
    Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.
    Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.
    Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
    Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности (приложение N 1), который составляет более 40 процентов уровня потребления энергии, приведенного в приложении N 2. Оценка дана к уровню 2007 года, как базового для Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, прирост производства первичной энергии в России в 2008-2020 годах на 244-270 млн. тонн условного топлива.
    Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
    Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:
    затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
    требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
    требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;
    требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
    Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
 

II. Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы

 
    Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
    Основной целью Программы является снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение указанной задачи при любом сценарии развития российской экономики (приложение N 3).
    Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:
    обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы не менее чем на 7,4 процента на I этапе (2011-2015 годы) и на 13,5 процента за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
    обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);
    обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011-2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы).
 

III. Конечные результаты реализации Программы

 
    Мероприятия Программы охватывают основные отрасли экономики и социальную сферу Российской Федерации и должны стать одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития Российской Федерации. Реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
    Общий вклад Программы в экономическое развитие Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и создании условий для достижения при любом сценарии развития экономики снижения энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007-2020 годах. За счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, роста уровня и качества жизни населения.
    Реализация мероприятий Программы не обуславливает ухудшение исходного состояния окружающей среды и не требует проведения восстановительных и рекультивационных работ.
    Показатели, определяющие социально-экономическую и экологическую эффективность Программы, приведены в приложениях N 4 и 5.
    Оценка эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы, базируется на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.
    Общая эффективность Программы оценивалась через интегральную оценку эффективности ее мероприятий, рассмотренных как инвестиционные проекты (приложение N 5).
    Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы приведена в разделе XII Программы. Расчет социально-экономической эффективности осуществляется путем определения чистого дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы.
    В результате расчета показателей общественной эффективности чистый дисконтированный доход от реализации мероприятий Программы в 2011-2030 годах (эффект от реализации Программы будет наблюдаться и после завершения финансирования мероприятий в рамках Программы) составит 5447 млрд. рублей, внутренняя норма доходности - 39 процентов.
    В результате расчета показателей коммерческой эффективности чистый дисконтированный доход от реализации мероприятий Программы в 2011-2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности - 20 процентов.
 

IV. Срок и этапы реализации Программы

 
    Срок реализации Программы - 2011-2020 годы.
    Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:
    на I этапе (2011-2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
    на II этапе (2016-2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.
    Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.
    Достижение целей Программы потребует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики).
    Промежуточные показатели реализации этапов Программы приведены в разделе VIII Программы.
 

V. Перечень основных мероприятий Программы

 
    В Программе предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.
    Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предлагаемых для различных отраслей экономики, с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов приведен в приложении N 4, 6 и 7.
 

VI. Основные меры правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 
    Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определил новый этап в развитии законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. Значительные изменения в системе мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности потребовали скорейшей разработки и принятия большого числа подзаконных нормативных правовых актов. Было произведено разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что позволило создать условия для развития соответствующей нормативной правовой базы на всех уровнях государственного и муниципального управления и определить правовые основы их взаимодействия.
    Практика исполнения поручений, предусмотренных планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р, подтверждает необходимость актуализации и совершенствования мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Совершенствование соответствующей нормативной правовой базы должно осуществляться регулярно с учетом накопленного опыта правоприменения и последовательного повышения требований, предъявляемых к деятельности, связанной с реализацией мер в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии.
    Основные меры по совершенствованию правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленные на достижение цели и решение задач Программы, приведены в приложении N 8.
    Требования к порядку и условиям предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в приложении N 9.
    Требования к порядку и условиям предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 688)
 

VII. Перечень и краткое описание подпрограмм Программы

 
    С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы:
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг";
    подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде";
    подпрограмма "Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации";
    подпрограмма "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
    Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложениях N 4, 6 и 7.
    Объемы финансирования мероприятий и их распределение между ответственным исполнителем и соисполнителями Программы приведены соответственно в приложениях N 11 и 12.
    В результате реализации Программы при норме дисконтирования 10 процентов чистый дисконтированный доход консолидированного бюджета составит 1403 млрд. рублей за период 2011-2030 годов.
    Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отраслях экономики Российской Федерации осуществляется потребителями энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий Программы на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике

 
    Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике охватывают:
    внедрение систем мониторинга энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    разработку и внедрение системы энергетического менеджмента.
    Планируется осуществление технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на конденсационных электростанциях на газе и твердом топливе, теплоэлектроцентралях.
    При техническом перевооружении действующих электростанций будет производиться:
    вывод из эксплуатации неэкономичного, выработавшего моральный и физический ресурс паросилового оборудования газовых тепловых электростанций и замещение его новыми установками с использованием газотурбинных и парогазовых технологий, модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных установок и станций с использованием современного энергоэффективного оборудования;
    вывод из эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования с низкими параметрами пара угольных тепловых электростанций, замещение его новыми установками с использованием эффективных экологически чистых угольных технологий, модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных агрегатов с целью повышения их энергетической эффективности.
    Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике также связаны с необходимостью вывода из эксплуатации дизельных электростанций, выработавших ресурс, строительства новых дизельных электростанций с использованием современных технологий (в условиях укрупнения и консолидирования поселков, их частичного закрытия, развития сетевого хозяйства), модернизации дизельных электростанций с использованием современного энергоэффективного оборудования.
    Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит снижение среднего эксплуатационного удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии от тепловых электростанций до 318 г у. т./кВт x ч в 2015 году и до 300 г у. т./кВт x ч в 2020 году.
    В электросетевом хозяйстве планируется повышение технического уровня, расширение освоения и внедрения в Единой энергетической системе России новых энергоэффективных инновационных технологий, разработка на их основе проектных решений.
    Ключевыми элементами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электроэнергетике являются наличие российских или иностранных лицензионных технологий с учетом прохождения стадии демонстрационных проектов, их унификация и типовое проектирование. Условием, необходимым для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике, является разработка новых технологий и освоение отечественным энергетическим машиностроением производства нового оборудования.
    Основные технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве направлены на снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей.
    Планируется выполнение крупномасштабных работ по реконструкции электрических сетей с целью повышения их надежности и эффективности.
    Реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить снижение потерь в электрических сетях до 8-9 процентов в 2020 году.
    Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике приведены в приложениях N 6 и 7.
    В результате реализации мероприятий подпрограммы планируется достижение годовой экономии первичной энергии в объеме 25,32 млн. тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 58,05 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году) и суммарной экономии первичной энергии в объеме 82,45 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011-2015 годы) и 312,81 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы).
 

2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры"

 
    Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры охватывают:
    создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;
    введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;
    совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;
    совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;
    повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;
    обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);
    реализация типовых проектов "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал", "Энергоэффективный дом";
    проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;
    реализация типового проекта "Эффективная генерация", направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;
    реализация типового проекта "Надежные сети", включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;
    совершенствование государственного нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.
    Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры планируется с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 102-р.
    Технические мероприятия в теплоснабжении приведены в приложениях N 6 и 7.
    Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении, системах коммунальной инфраструктуры и системах наружного освещения позволят достичь суммарной экономии первичной энергии в объеме 51,84 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011-2015 годы) и 184,18 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы).
    Кроме того, за весь срок реализации Программы предполагается обеспечить:
    снижение удельного расхода топлива на котельных до 167,2 кг у. т./Гкал;
    снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12 кВт x ч/Гкал;
    наращивание выработки электроэнергии на котельных и мини-ТЭЦ до 57 млрд. кВт x ч;
    снижение доли потерь в тепловых сетях до 10,7 процента;
    существенное повышение эффективности систем уличного освещения за счет доведения доли энергоэффективных светильников до 99 процентов.
 

3. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности"

 
    Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности охватывают:
    проведение добровольных и обязательных энергетических обследований промышленных потребителей;
    обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    разработку и внедрение системы энергетического менеджмента.
    Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на энергоемких промышленных производствах является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациями.