Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 305. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА"

Дата документа06.10.2011
Статус документаНе действует
МеткиРаспоряжение
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. N 1757-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).
    2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
    3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ, федеральных целевых программ и иных программных документов.
    4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
    5. Минрегиону России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2011 г. N 1757-р

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

I. Общие положения

 
    Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические ориентиры, задачи, приоритеты, научно-обоснованный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Уральского федерального округа на период до 2020 года.
    Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
    В Стратегии:
    проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы Уральского федерального округа;
    сформулированы цели и задачи развития с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и специфики текущего состояния и конкурентного потенциала регионов, входящих в Уральский федеральный округ;
    разработаны базовые сценарии развития и макроэкономический прогноз до 2020 года;
    определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей, социальной сферы, науки и технологий;
    даны предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики округа с учетом тенденций социально-экономического развития входящих в него субъектов Российской Федерации, а также межрегиональных и внутрирегиональных связей.
 

II. Характеристика Уральского федерального округа

 

1. Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа

 
    Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области. Территория округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6 процента территории Российской Федерации. Округ простирается более чем на 2450 километров с юга на север и на 1350 километров с запада на восток, захватывая значительную территорию Западно-Сибирской низменности.
    Численность населения, проживающего в Уральском федеральном округе, по данным на 1 января 2010 г. составила 12290,1 тыс. человек, или 8,7 процента населения России. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года на территории округа проживает 67,2 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или 24,1 процента их общей численности, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (ханты, манси, ненцы, селькупы, эвенки).
    Начиная с 2007 года тенденция снижения численности населения округа сменилась на тенденцию ее роста за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью, а с 2009 года - за счет естественного прироста населения. В то же время регионы, входящие в состав Уральского федерального округа, относятся к урбанизированным, поскольку 80 процентов населения округа составляют городские жители.
    Уральский федеральный округ располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров. Округ является мировым и общероссийским оленеводческим центром. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сосредоточено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой численности домашнего северного оленя.
    Уральский федеральный округ в настоящий период занимает одно из ведущих мест в экономике страны. По данным за 2009 год, при 9 процентах численности занятых в экономике в нем производится около 14 процентов суммарного по всем субъектам Российской Федерации валового регионального продукта, почти пятая часть общероссийского объема продукции промышленности и примерно 7 процентов продукции сельского хозяйства.
    На долю Уральского федерального округа приходится почти 18 процентов объема всех основных фондов Российской Федерации, свыше 10 процентов общероссийского оборота розничной торговли, 13 процентов всего объема строительных работ и свыше 16 процентов общего объема инвестиций в основной капитал, более 21 процента всех финансовых поступлений в бюджетную систему страны и почти 35 процентов платежей в федеральный бюджет, более половины всего экспорта России с учетом экспортных поставок углеводородов, добываемых на территории округа. При этом по объемам валового регионального продукта и продукции промышленности, основным фондам и обороту розничной торговли, капиталообразующим инвестициям и финансовым поступлениям в бюджетную систему страны округ стабильно занимает лидирующие позиции (2-е - 3-е места среди всех федеральных округов Российской Федерации).
    В промышленности округа занято свыше 27 процентов общей численности занятых в экономике, или почти 64 процента работающих в основных отраслях материального производства. В структуре занятого населения почти 55 процентов работников имеют высшее или среднее профессиональное образование (это 3-й показатель в Российской Федерации после Центрального и Северо-Западного федеральных округов).
    К настоящему времени достигнутый уровень важнейших характеристик социального развития Уральского федерального округа превышает аналогичные среднероссийские параметры.
    По уровню денежных доходов на душу населения Уральский федеральный округ стабильно занимает 2-е место после Центрального округа (120 процентов к среднероссийскому уровню в декабре 2009 года). По итогам 2009 года средняя номинальная заработная плата в экономике округа (22,7 тыс. рублей в месяц) в 1,21 раза превышала среднероссийский уровень. По данному показателю Уральский федеральный округ уступает только Дальневосточному федеральному округу.
    В структуре экономики Уральского федерального округа ведущее место занимает промышленное производство, на которое (по оценке за 2008 год) приходится свыше 51 процента производства валового регионального продукта. При этом на сельское хозяйство приходится 2,5 процента, на строительство - более 7 процентов, на транспорт и связь - почти 8 процентов, на торговлю - 15 процентов.
    Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, прежде всего, в двух субъектах Российской Федерации - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.
    В экономике Свердловской и Челябинской областей доминируют обрабатывающие производства, в частности машиностроение и черная металлургия. Удельный вес этих производств примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в 3 раза - средний показатель по Уральскому федеральному округу.
    Сельскохозяйственное производство в целом по округу играет весьма незначительную роль в структуре видов экономической деятельности (2,6 процента), в 2 раза уступая среднероссийскому показателю. В то же время по отдельным субъектам Российской Федерации, традиционно развивающим отрасли агропромышленного комплекса, его доля существенна. По Челябинской области она составляет 8 процентов, а по Курганской области - почти 16 процентов.
    Роль строительного производства в Уральском федеральном округе в целом соответствует роли этого вида деятельности в Российской Федерации и составляет немногим более 5 процентов в валовом региональном продукте Урала. Единственным регионом, где этот показатель существенно выше (почти 11 процентов), является Ямало-Ненецкий автономный округ, что связано в том числе с повышенными затратами на строительство жилья и объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
    В секторе услуг в экономике регионов Урала пока незначительное место по сравнению с другими видами деятельности занимают финансовые и коммерческие услуги.
    По объему промышленного производства Уральский федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов. Здесь производится 40 процентов продукции металлургического комплекса, около 10 процентов продукции машиностроения. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа удельный вес металлургического комплекса составляет 25 процентов. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России.
    Главные перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с 2 мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 процентов экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.
    Консолидировать эти кластеры призван комплексный инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающий создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор.
    Уральский федеральный округ является и в обозримой перспективе остается главным нефтегазодобывающим округом страны, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов, а также по мощности магистральных трубопроводов. На территории федерального округа добыча нефти составляет 63 процента общероссийского показателя, природного газа - 87 процентов, попутного нефтяного газа - 66 процентов и конденсата - свыше 66 процентов. Ежегодный объем добычи газа в последние годы составляет 570 - 590 млрд. куб. метров (21 процент мирового производства), нефти и конденсата - 300 - 325 млн. тонн (6 процентов мировой добычи). До 45 процентов потребности в газе стран Западной и Восточной Европы обеспечивается за счет месторождений, расположенных на территории Уральского федерального округа.
    Суммарная доля ресурсодобывающих отраслей составляет около трех четвертей общего объема промышленного производства Уральского федерального округа. При этом его недра содержат 55 - 60 процентов ресурсов минерально-сырьевого потенциала России.
    При безусловном преобладании высоколиквидных углеводородов значительную роль в общероссийских запасах играют и другие виды полезных ископаемых (ванадий, графит, асбест, хромовые руды, марганец, тальк, бокситы, каолин, кадмий, цинк, железные руды, бентониты, кварциты, висмут, сера, медь, цеолит, золото, кобальт, никель, уран и другие виды сырья).
    Транспортный комплекс округа представлен всеми видами транспорта.
    Трубопроводная система, обеспечивающая как внутренние, так и экспортные поставки углеводородного сырья, уникальна и не имеет аналогов в стране. При этом ее эксплуатация приближается к пределам пропускной способности (особенно в отношении жидких углеводородов) и не в полной мере реализует имеющийся потенциал развития отрасли, особенно в сфере удовлетворения потребностей независимых производителей.
    Обслуживающая большую часть Уральского федерального округа Свердловская железная дорога по грузообороту занимает 2-е, по пассажирообороту 3-е место в России.
    В округе находится 28 аэропортов, из них 7 - международные. Крупнейший в округе аэропорт Кольцово занимает 5-е - 6-е место в стране по объему перевозок.
    Протяженность путей сообщения транспортной системы Уральского федерального округа по состоянию на конец 2008 года составляла 8536 километров железных дорог общего пользования, 58220 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 40343 километров - общего пользования, 13007 километров - внутренних водных судоходных путей. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозились до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. тонн груза.
    Объем отправления грузов в 2000 - 2008 годах железнодорожным транспортом вырос более чем на 20 процентов, водным - в 2,7 раза, грузооборот по всем видам экономической деятельности увеличился на 44 процента. Отправление пассажиров воздушным транспортом возросло более чем в 1,4 раза, водным - в 1,8 раза.
    Транспортные коридоры и магистрали пересекают округ как в широтном, так и в меридиональном направлении, однако транспортная инфраструктура весьма неоднородна и не обеспечивает должным образом экономические связи по направлению с севера на юг. Густота железнодорожных путей общего пользования в Свердловской области составляет 183 километра путей на 10000 кв. километров территории, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе - только 6 километров.
    Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, обслуживаются 4 энергосистемами - Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской, входящими в объединенную энергетическую систему Урала.
    Установленная мощность электростанций на территории Уральского федерального округа на начало 2010 года составила 29054,6 МВт, или 61,4 процента установленной мощности объединенной энергетической системы Урала, которая, в свою очередь, составляет около 20 процентов установленной мощности единой энергетической системы Российской Федерации.
    Дефицит Челябинской и Курганской энергосистем покрывается за счет объединенной энергетической системы Урала.
    Уральский федеральный округ входит в число территорий с низкой обеспеченностью сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями.
    Общая площадь лесного фонда округа составляет около 100 млн. гектаров, или 9,6 процента его площади по Российской Федерации. В общем запасе древесины на федеральный округ приходится 8 млрд. куб. метров, или 9,7 процента объема запасов древесины в стране.
    Наличие значительных запасов спелых и переспелых хвойных (2,6 млрд. куб. метров, или 7,5 процента общего значения по Российской Федерации) и мягколиственных (1,4 млрд. куб. метров, или 16,4 процента) древостоев свидетельствует о большом сырьевом потенциале лесов Уральского федерального округа, однако основная часть лесов недоступна из-за недостаточного развития дорожной сети. Лесной комплекс округа, как и в целом по России, не смог преодолеть последствия нестабильного развития экономики в 90-х годах, и объем его производства после 2000 года находится примерно на одном уровне.
    Современное социально-экономическое положение Уральского федерального округа характеризуется преобладанием позитивных процессов в отношении постепенного преодоления спада в отечественной экономике, произошедшего в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов.
    Общий объем производства валового регионального продукта на территории Уральского федерального округа по сравнению с 2008 годом сократился на 7,9 процента на фоне его снижения по России в целом на 7,6 процента. Наряду с этим в течение 2009 года существенно обострилась ситуация на рынке труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. В целом по округу общий уровень безработицы (рассчитанный по методологии международной организации труда) возрос с 5,5 процента в 2008 году до 8,1 процента в 2009 году (в целом по Российской Федерации он увеличился с 6,3 процента до 8,4 процента).
    В первом полугодии 2010 г. индекс динамики экономической активности (в совокупности отражающий ее уровень по важнейшим отраслям экономики: промышленности, сельскому хозяйству, строительству и торговле) по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 103,2 процента по Уральскому федеральному округу против 104,9 процента по Российской Федерации, а в сфере промышленного производства темпы роста по округу составили 106,9 процента, что ниже, чем в среднем производится по России (110,2 процента).
    Несмотря на возобновление экономического роста, в настоящий период масштабы строительных работ на территории округа пока не вышли на докризисный уровень. Снижение их объемов по Уральскому федеральному округу в первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 8,7 процента (по России в целом 3,1 процента).
    Следует отметить развитие позитивных процессов в 2010 году на региональном потребительском рынке Уральского федерального округа. Оборот розничной торговли увеличился в первом полугодии 2010 г. на 2,1 процента (3,4 процента по Российской Федерации). Наметившаяся положительная тенденция на региональном потребительском рынке подкреплена достигнутым приростом реальных денежных доходов населения, который составил по округу 1,4 процента, что ниже соответствующего среднероссийского прироста (4,5 процента).
    Вместе с тем социально-экономическое положение Уральского федерального округа характеризуется также наличием позитивной динамики в финансовом положении значительной части организаций. В частности, доля прибыльных организаций в экономике округа по итогам первого полугодия 2010 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года с 59,4 процента до 62,7 процента (в Российской Федерации доля прибыльных организаций возросла с 64,5 процента до 65,6 процента).
 

2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа

 
    Лидирующие позиции и первостепенное значение Уральского федерального округа в общероссийской экономике обеспечивается относительно высокой конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса. По интегральному индексу конкурентоспособности, рассчитанному по совокупности 8 важнейших характеристик регионального развития за 2009 год и динамики их изменения по отношению к 2008 году, Уральский федеральный округ занимает 3-е место, уступая Дальневосточному и Центральному федеральным округам.
    Значительное влияние на текущую конкурентоспособность экономики в 2009 году и снижение основных ее параметров оказало резкое ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и продукции черной металлургии.
    По итогам 2009 года Уральский федеральный округ занимает лидирующее место в стране по ряду важнейших характеристик региональной конкурентоспособности - уровню производства валового регионального продукта на 1 занятого в экономике (159 процентов аналогичного среднероссийского показателя), среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал (210 процентов), среднедушевым денежным доходам населения с учетом уровня покупательной способности (около 131 процента), а также по среднедушевой величине экспорта (около 179 процентов аналогичного среднероссийского показателя).
    Заметно выше среднероссийских значений также показатели Уральского федерального округа по общему (суммарному) среднедушевому объему собственных доходов консолидированных региональных бюджетов, рассчитанному с учетом уровня покупательной способности (141 процент), и величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (91,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по Российской Федерации).
    В свою очередь, по ряду основных характеристик конкурентоспособности ниже среднероссийского оказался в Уральском федеральном округе уровень инновационной активности (98 процентов аналогичного среднероссийского показателя), отражающий сравнительный объем производства инновационных товаров (работ, услуг) и сравнительную степень патентной активности, а также уровень развития малого предпринимательства по совокупности основных товаропроизводящих отраслей (промышленности, сельскому хозяйству и строительству). Среднедушевой оборот в этом секторе малого бизнеса составляет по округу около 83 процентов аналогичного показателя по Российской Федерации. Причем по данной позиции округ занимает только 6-е место в Российской Федерации, опережая лишь Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа.
    Вместе с тем по отдельным субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа текущий уровень конкурентоспособности экономики сильно дифференцирован. По отдельным базовым характеристикам конкурентоспособности разрыв между крайними значениями по регионам округа достигает значительных величин: по среднедушевому обороту малых предприятий в товаропроизводящих отраслях - свыше 8 раз, сводному индексу инновационной активности - около 6 раз, среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал - почти 24 раза, среднедушевому объему экспорта - 75 раз, величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике - 150 раз. Показатели конкурентоспособности экономики Уральского федерального округа и его регионов представлены в приложении N 1.
    В целом основными конкурентными преимуществами Уральского федерального округа являются:
    ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в Российской Федерации и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом;
    богатейшая природно-ресурсная база, включающая прежде всего крупнейшие запасы нефти и газа, которые составляют 70 - 80 процентов прогнозных нефтегазовых ресурсов страны, а также минерально-сырьевая база, которая составляет 55 - 60 процентов ресурсов минерального сырья страны;
    мощный экономический потенциал, обеспечивающий сравнительно высокий уровень экономического развития территории и лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам региональной конкурентоспособности;
    значительные объемы собственных доходов бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, позволяющие проводить эффективную региональную политику;
    присутствие на территории округа конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур в нефте- и газодобыче, обеспечивающих более 90 процентов общероссийской добычи природного газа и 65 - 67 процентов добычи нефти, производство 40 - 45 процентов общероссийской стали, проката, стальных труб;
    сравнительно высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами (более 28 процентов занятого населения имеют профессиональное образование, что является наиболее высоким показателем в стране);
    высокий научный и образовательный потенциал, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля (более 200 крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки и около 2 тысяч малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);
    наличие в регионе динамично развивающейся системы электронных коммуникаций;
    значительный потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими личными доходами населения;
    наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций;
    устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.
    Для обеспечения динамичного развития в долгосрочной перспективе первостепенное значение будет иметь последовательное и рациональное использование всего комплекса имеющихся конкурентных преимуществ Уральского федерального округа.
 

3. Вызовы и угрозы

 
    Основными вызовами и угрозами развития Уральского федерального округа на период до 2020 года являются следующие:
    значительная исчерпанность минерально-сырьевой базы на территории традиционного промышленного развития;
    наиболее высокий в стране уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего в старопромышленных центрах Урала;
    недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, не соответствующий геополитическому и геоэкономическому потенциалу округа;
    наличие резких межрегиональных различий внутри округа по степени экономической активности и уровню жизни населения;
    резко обострившаяся в последние годы и ставшая уже хронической проблема 40 городов с монопрофильной структурой экономики;
    относительно низкий уровень диверсификации структуры экономики с явным доминированием в ней промышленности и сравнительно слабым развитием сферы услуг;
    недостаточный уровень развития внутрирегиональных железнодорожных коммуникаций, автодорожной сети и трубопроводной системы;
    неблагоприятные демографические тенденции и низкий уровень жизни в старопромышленных регионах Урала;
    значительные различия между уровнями социально-экономического развития городских и сельских поселений, доходов городских и сельских жителей;
    в целом неблагоприятные природно-климатические условия на большей части территории округа, осложняющие жизнь населения и сдерживающие развитие сельского хозяйства и туризма;
    опасные, все чаще повторяющиеся природные катаклизмы (паводки, наводнения, ураганы, смерчи, засухи и др.), нарушающие жизнедеятельность населения и функционирование жизнеобеспечивающих производственных, энергетических, транспортных и социальных систем округа;
    крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды в промышленных центрах Урала и районах нефтедобычи;
    низкий уровень инноваций в большинстве регионов округа;
    возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями из-за высокой изношенности оборудования и инфраструктуры и низкой эффективности систем и служб производственно-экологической безопасности;
    относительно низкий уровень развития малого предпринимательства;
    низкий уровень интегрированности экономик западных и восточных регионов округа;
    низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики;
    значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики округа;
    вывоз капиталов за пределы округа финансово-промышленными группами и международными корпорациями.
 

4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа

 
    Стратегической целью развития Уральского федерального округа на период до 2020 года является максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики.
    Основными задачами Стратегии являются:
    повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе;
    осуществление эффективной интеграции экономики (на базе крупных инвестиционных проектов, концентрирующихся в зонах опережающего развития, в том числе проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" и программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий;
    приоритетное ускоренное развитие научно-инновационной сферы и ракетно-космической промышленности;
    системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса;
    максимально возможное использование сельскохозяйственного и производственного потенциала регионов Уральского федерального округа для стабильного развития его аграрного сектора и обеспечения продовольственной безопасности населения;
    обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и эффективного использования природно-ресурсного потенциала округа;
    освоение месторождений углеводородного сырья и создание новых горнопромышленных районов на Полярном и Приполярном Урале;
    диверсификация ресурсной базы промышленных предприятий Среднего Урала посредством освоения месторождений Полярного и Приполярного Урала и, частично, Тимано-Печерского района;
    активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей Российской Федерации;
    усиление урало-печорского направления интеграции транспортных и энергетических систем Уральского, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, глубокая диверсификация топливного баланса энергетики округа за счет использования печорского угля и высвобождения из топливного баланса части природного газа, добываемого в Западной Сибири.
    В ряду наиболее острых комплексных задач с высокой социальной значимостью выделяется проблема моногородов Урала. Ее решение, основанное на общих для всей группы моногородов принципах (диверсификация экономики, развитие малого бизнеса, укрепление и расширение межгородских и межмуниципальных взаимосвязей и др.), в то же время имеет сугубо индивидуальный характер для каждого поселения. Разрабатываемые комплексные инвестиционные планы развития моногородов учитывают их специфику и направлены на максимально возможную реализацию социально-экономического и инновационно-технологического потенциала Урала.
    Решение ключевых задач устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа на долгосрочную перспективу будет основываться на обеспечении гармоничного развития экономики, инновационной модернизации ее основных отраслей, последовательных институциональных преобразований, диверсификации хозяйственной структуры на базе опережающего роста сферы услуг, региональной инфраструктуры и создании новых предприятий в высокотехнологичных секторах экономики, в том числе в перерабатывающих отраслях промышленности.
 

5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа

 
    Сценарии долгосрочного развития Уральского федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в указанной Концепции, является переход к инновационной, социально ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако сказался на количественных параметрах развития, прежде всего в среднесрочной перспективе.
    При разработке сценариев долгосрочного развития Уральского федерального округа учтены изменения инвестиционных возможностей государства и коммерческого сектора экономики, изменения относительной конкурентоспособности отдельных секторов экономики, сроков реализации крупных инвестиционных проектов и их эффективности, снижение реальных доходов населения и государственных расходов на социальные программы.
    Социально-экономическое развитие Урала в долгосрочной перспективе определяется:
    эффективностью исполнения комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный";
    масштабами и динамикой освоения богатейших природных ресурсов округа, прежде всего запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а также развитием природно-ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала;
    интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда промышленных центров Урала;
    развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей новые возможности освоения природных ресурсов федерального округа;
    решением социальных проблем Уральского федерального округа, развитием человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития региона;
    развитием инновационного сектора экономики, реализацией высокого научного и образовательного потенциала Урала;
    диверсификацией традиционной промышленной и институциональной структуры производства, эффективным развитием непромышленных отраслей, повышением роли в экономике малого предпринимательства;
    интеграцией экономики Уральского федерального округа в евроазиатское экономическое пространство, развитием интеграционных процессов, а также повышением связности экономического пространства;
    изменениями распределения доходов между различными уровнями бюджетной системы, что особенно актуально для нефтегазодобывающих регионов, источники перспективного роста которых находятся в сильной зависимости от схемы распределения создаваемой добавленной стоимости и рентных доходов;
    масштабами и динамикой решения экологических проблем Урала.
    Перспективы развития Урала рассматриваются в рамках реализации одного из 3 предполагаемых сценариев будущего развития: инновационного, инерционного и энерго-сырьевого.
    В качестве базового выбран сценарий инновационного развития Уральского федерального округа, который предполагает формирование в Российской Федерации модели инновационного, социально ориентированного роста, принятой в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
    Развитие Урала в рамках инновационного сценария будет базироваться на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Уральский федеральный округ сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья и центра металлургии и машиностроения. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.
    Модель инновационного, социально ориентированного развития Урала базируется на гармоничном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования.
    Перспективы экономического развития Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:
    увеличение добычи нефти и газа за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, внедрения более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи, которые будут обеспечены инвестициями в развитие инфраструктуры и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов;
    переход на качественно новый уровень применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;
    развитие существующих и создание новых объектов генерации для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита; совершенствование структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций; использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии; развитие сетевого хозяйства, преодоление изоляции районов нового освоения и радикальное повышение энергобезопасности северных регионов;
    модернизация производства и технологический прорыв в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;
    диверсификация экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;
    создание эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зону инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований;
    создание инновационных продуктов и высоких технологий в особой экономической зоне "Титановая долина", в гг. Снежинск-Озерск и Тюмени, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;
    реализация транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;
    интенсивный рост сервисного сектора округа, базирующийся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;
    формирование на базе агломераций Урала (екатеринбургской и челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
    Развитие социальной сферы Уральского федерального округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей, что означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг в сфере образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.
    Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии в Уральском федеральном округе за счет осуществления экологически значимых мероприятий, прежде всего, в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.
    Реализация инновационного сценария предполагает создание условий равного доступа к добыче и транспортировке углеводородного сырья для мелких и средних компаний (независимых производителей), охрану окружающей среды в местах добычи природных ресурсов и местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранение их культуры и традиционного образа жизни, развитие районов Крайнего Севера, решение социальных проблем северян и регулирование миграционных процессов. Предполагается достижение следующих результатов развития Уральского федерального округа:
    средняя продолжительность жизни возрастет к 2020 году до 72 - 73,5 года, а уровень младенческой смертности понизится в 1,3 - 1,4 раза;
    охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 70 - 80 процентов;
    средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году достигнет 30 кв. метров на человека;
    доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится до 14 процентов в 2020 году.
    Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария в 2011 - 2020 годах составит 6,1 процента в год. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет транспорта, связи, торговли, а также сектора высокодоходных высокотехнологичных услуг, которые базируются на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ в округе обусловит высокие темпы роста строительства.
    По инновационному варианту доля добывающего сектора сократится к 2020 году до 22 процентов. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающего производства в округе, станет машиностроение.
    Инновационный сценарий позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества федерального округа и упрочить его позиции в российской экономике. Социально-экономическое развитие Урала будет происходить равномерно, в связи с чем отдельные этапы развития социальной сферы и отраслей экономики не выделяются.
    В основе инерционного развития Урала лежит консервация современного типа экономики, базирующегося на развитии нефтегазохимического комплекса Западной Сибири и сложившихся старых индустриальных центрах Урала, отягощенного обострением демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем. Сценарий характеризуется доминированием нефтегазодобывающего комплекса в экономике округа при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии институциональной, финансовой, транспортной и энергетической инфраструктуры.
    Перспективы экономического роста Урала будут определяться в основном следующими факторами:
    добыча нефти и газа будет ограничена исчерпанием минерально-сырьевой базы эксплуатируемых месторождений, медленным развертыванием трубопроводной и дорожной инфраструктуры и недостаточным освоением новых месторождений;
    низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие освоение минерально-сырьевой базы Полярного Урала, и ограничение в связи с этим развития индустриальных центров Урала;
    снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств в условиях недостаточной минерально-сырьевой базы для их развития и опережающего роста импорта товаров и технологий;
    нарастание дефицита трудовых ресурсов и социальных проблем в Уральском федеральном округе, ограничивающее возможности диверсификации производства;
    низкая инвестиционная привлекательность несырьевых отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.
    В рамках инерционного сценария в нефтегазохимическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются для проведения в ближайший год. Такая ситуация после 2012 года приведет к прекращению роста нефте- и газодобычи при том, что поддержание достигнутых уровней добычи должно будет обеспечиваться значительными объемами дополнительных инвестиций в добывающий комплекс федерального округа. Сохраняются современные структурные характеристики экономики округа - доминирование сырьевого сектора в структуре производства и накоплении капитала, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей (кроме нефтесервисного).
    При реализации инерционного варианта рост экономики Урала будет базироваться преимущественно на развитии ресурсного сектора, уже начатые и намеченные на ближайшую перспективу проекты развития которого позволят сохранить до 2020 года современный уровень добычи природного газа и контролируемое снижение добычи нефти после 2020 года, что может быть обеспечено при среднегодовых темпах роста инвестиций до 2020 года на уровне 3,5 процента с последующим сокращением до 3,1 процента в год. За период в целом среднегодовые инвестиции, требующиеся для реализации инерционного варианта, должны увеличиться примерно в 2 раза. Реальные доходы населения в округе увеличатся к 2020 году в 1,5 раза.
    Рост производства в обрабатывающих отраслях составит не более 3 процентов в год, а общепромышленный рост до 2020 года не достигнет 2 процентов. Наиболее быстрыми темпами будут расти услуги транспорта, связи и торговли, динамика которых определяет изменения структуры производимой в округе продукции с высокой долей добавленной стоимости в сторону снижения доли промышленности и заметного роста доли торговли.
    Сценарий инерционного развития черной металлургии характеризуется сохранением существующих тенденций развития отрасли, преобладанием пассивной модели поведения бизнеса, сохранением дефицита инновационного предпринимательства, снижением ценовой конкурентоспособности металлургического производства, отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, основанных на сравнительных преимуществах экономики Урала. Основными факторами, определяющими развитие черной металлургии по данному сценарию, являются рост внутреннего спроса за счет развития машиностроения, строительства, нефтяной, газовой промышленности и транспорта, а также сохранение объемов экспортных поставок на уровне не ниже 2007 года.
    Предполагается ввести до 2020 года в эксплуатацию мощности по производству сортового и листового проката, ввод в эксплуатацию комплексов по производству листа и заготовки.
    В цветной металлургии также предполагается снижение ценовой конкурентоспособности металлургического производства, ограничение числа новых инвестиционных проектов по развитию сырьевой базы отрасли и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а также региональных программ с участием государства. Параметры развития отрасли будут определяться ростом экспортных поставок первичных металлов преимущественно в страны дальнего зарубежья и поставок для внутреннего потребления.
    Инерционный сценарий развития лесного комплекса базируется на сохранении тенденций и отсутствии дополнительных целевых мер государственной поддержки инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Развитие будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств без существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции. При таком варианте развития лесного комплекса невозможно его функционирование в режиме интенсивного расширенного воспроизводства, неизбежно превращение лесного комплекса в поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела, усиление импортной зависимости по отдельным группам лесобумажных товаров, резкое ухудшение состояния лесного фонда, а также снижение конкурентоспособности продукции, уровня жизни населения, связанного трудовыми и другими отношениями с функционированием лесного комплекса.
    В агропромышленном комплексе будет проведена частичная технологическая модернизация аграрного сектора, ориентированная на некоторое повышение продовольственной независимости страны. Предполагается ограниченное распространение ресурсосберегающих технологий, внедрение в производство высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и новых пород животных, применение минеральных удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней и борьба с сорняками.
    При инерционном варианте развития сельского хозяйства округа валовой сбор зерна к 2020 году не превысит 6 млн. тонн, картофеля - 3,5 млн. тонн, овощей - 1,3 тыс. тонн, молока - 2,3 млн. тонн, мяса - 600 тыс. тонн, яиц - 4 млрд. штук.
    Инерционный вариант развития пищевой промышленности Уральского федерального округа характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности продовольственной продукции, низким уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости продовольственного рынка от импорта.
    Реализация инерционного сценария развития при сохранении существующей структуры и технологий промышленного и сельскохозяйственного производства неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению состояния природной среды и здоровья населения региона. Расчеты показывают, что в этом случае объем поступления загрязнений в атмосферу возрастет на 15 - 25 процентов, в водные объекты - на 20 процентов по сравнению с современным состоянием, усилится интенсивность деградационных процессов, произойдет снижение плодородия почв, будет наблюдаться дальнейшее ухудшение состояния водных ресурсов. Количество нарушенных экосистем возрастет в целом до 40 - 90 процентов. Таким образом, произойдет дальнейшее обострение существующих экологических проблем региона.
    Реализация энерго-сырьевого сценария Урала базируется на сохранении и дальнейшем развитии современной специализации региональной экономики и означает доминирование добывающих секторов. Позиционирование России в стратегической перспективе как крупнейшего поставщика энергоресурсов на мировые рынки предполагает сохранение ведущей роли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в развитии нефтегазохимического комплекса страны. Сценарий характеризуется реализацией крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу, транспортировку и частичную переработку полезных ископаемых как в традиционных районах (Широтное Приобье, Надым - Пур-Тазовское междуречье), так и освоение месторождений углеводородов полуострова Ямал (Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское месторождения, Тамбейская группа, отдельные месторождения Обской губы). Условием эксплуатации этих месторождений является строительство соответствующих трубопроводов (газопровод Ямал - Ухта - Европа, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан).
    При отсутствии экономических стимулов и сохранении современной системы налогообложения производителей не произойдет резкого повышения эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий и оборудования, увеличения доли извлекаемых запасов. Реализация крупномасштабных проектов в нефтегазохимическом комплексе Урала возможна только при условии создания необходимой производственной и транспортной инфраструктуры в районах нового освоения, а также модернизации и развития существующей нефтегазотранспортной системы.
    Экономический рост южной и средней частей Уральского федерального округа будет базироваться на модернизации производственной базы крупных промышленных центров, прежде всего на потенциале роста екатеринбургской, челябинской и тюменской агломераций.
    Предполагается, что промышленный рост Урала будет характеризоваться наращиванием инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе.
    Развитие конкурентоспособной сырьевой базы для отраслей традиционной специализации промышленного Урала вместе с их модернизацией и обновлением производственных мощностей позволит сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли Урала, главным образом связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
    Реализация энерго-сырьевого сценария предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения в первую очередь новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Развитие транспортной инфраструктуры будет характеризоваться:
    реализацией крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;
    диверсификацией направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;
    развитием транзитного потенциала страны, в том числе реализацией совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов с государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и с другими государствами;
    увеличением внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
    низкими темпами роста экспортных и значительным увеличением импортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики.