Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 368. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ" (утв. ЦБ РФ)

Дата документа28.10.2011
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    
 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

 

Одобрено Советом директоров Банка России 28.10.2011

 

I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 
    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.
    В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.
    В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.
    Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.
    Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.
    В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.
    Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.
    Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.
    В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
    Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.
    Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.
    Банк России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
 

II. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году

 

II.1. Инфляция и экономический рост

 
    В январе - сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе - июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше.
    В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Общая численность безработных на конец сентября 2011 года составила 6,0% численности экономически активного населения (6,6% годом ранее).
 
    Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
    Рисунок (не приводится)
 
    Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе - сентябре 2011 года выросли, по оценке, на 6,9%. Инвестиции в основной капитал во II квартале начали увеличиваться, и по итогам девяти месяцев их прирост составил 4,8% (в аналогичный период 2010 года - 2,9%).
    На фоне более высоких, чем в 2010 году, мировых цен на энергоносители повышались доходы бюджета. Проведение жесткой бюджетной политики способствовало формированию профицита федерального бюджета в январе - сентябре 2011 года, оцениваемого в 2,9% ВВП (в январе - сентябре 2010 года отмечался дефицит 2,2% ВВП).
    В течение первого полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4 - 9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках. Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.
    С февраля 2011 года наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июне сменилось удешевлением этой группы товаров. Данная динамика в значительной мере обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию, наблюдавшимся в апреле - сентябре 2011 года. Это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства в 2010 году на цены уменьшается. В первые семь месяцев текущего года снижению инфляции способствовало укрепление рубля. Его некоторое обесценение в августе - сентябре не оказало значимого негативного влияния на ценовую динамику. Фактический выпуск товаров и услуг продолжал расти, оставаясь вблизи своего потенциального (естественного) уровня, что не препятствовало замедлению роста цен.
 

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция
Январь 11,5 12,6 13,8 13,4 7,6 8,0 7,2 9,6
Февраль 12,1 12,7 14,6 13,9 6,3 7,2 7,4 9,5
Март 12,7 13,3 14,8 14,0 5,4 6,5 7,7 9,5
Апрель 13,5 14,3 14,4 13,2 4,8 6,0 8,0 9,6
Май 14,5 15,1 13,6 12,3 4,4 6,0 8,3 9,6
Июнь 15,0 15,1 12,9 11,9 4,3 5,8 8,4 9,4
Июль 15,0 14,7 12,3 12,0 4,3 5,5 8,4 9,0
Август 14,9 15,0 11,7 11,6 4,6 6,1 8,1 8,2
Сентябрь 14,6 15,0 10,8 10,7 5,3 7,0 7,4 7,2
Октябрь 13,7 14,2 9,6 9,7 5,8 7,5   
Ноябрь 13,7 13,8 8,8 9,1 6,2 8,1   
Декабрь 13,6 13,3 8,3 8,8 6,6 8,8   

 
    В сентябре в годовом выражении инфляция значительно снизилась и составила 7,2%, базовая инфляция - 7,4%. По итогам 2011 года прирост потребительских цен может составить менее 7% (за 2010 год - 8,8%).
 

II.2. Платежный баланс

 
    Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2011 года испытывал влияние усилившейся нестабильности международных рынков и формировался под воздействием разнонаправленных факторов. В январе - августе 2011 года профицит счета текущих операций покрывал отток частного капитала и оставался достаточным для продолжения накопления международных резервов. В сентябре 2011 года возросший чистый отток капитала обусловил сокращение объема резервных активов.
    Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2010 года увеличился на 28%, до 73,6 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса возросло до 147,7 млрд. долларов США.
    Экспорт товаров вырос на 32% и достиг 380,1 млрд. долларов США. Прирост был обеспечен улучшением ценовой конъюнктуры при незначительном росте физического объема поставок (на 1%). Экспорт сырой нефти в натуральном выражении сократился на 3%, экспорт нефтепродуктов оставался близким к значению аналогичного периода 2010 года, и только физический объем вывоза природного газа превысил уровень января - сентября 2010 года (на 14%). Контрактные цены на сырую нефть выросли на 40%, на нефтепродукты - на 37%, на природный газ - на 20%. Совокупная стоимость экспорта этих товаров увеличилась на 36%, а удельный вес в общем вывозе составил 66%. Экспорт прочих товаров вырос на 25%, в том числе черных и цветных металлов - на 14%.
 
    Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
    Рисунок (не приводится)
 
    Импорт товаров составил 232,3 млрд. долларов США, что на 35% больше, чем в январе - сентябре 2010 года, и на 6% выше, чем в январе - сентябре 2008 года. Замедление темпов роста поставок из-за рубежа в III квартале отчасти стало результатом снижения курса рубля к корзине валют основных торговых партнеров. Динамика импорта, в отличие от экспорта, определялась в большей степени ростом физического объема ввоза. Контрактные цены повысились на 12%. В структуре импорта при некотором снижении удельного веса продовольствия и сырья для его производства, а также товаров химической промышленности продолжала увеличиваться доля продукции машиностроения.
    Дефицит баланса услуг сложился в размере 27,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2010 года - 20,9 млрд. долларов США). Объем предоставленных нерезидентам услуг возрос с 32,7 до 39,5 млрд. долларов США. Однако его рост не компенсировал масштабного увеличения импорта услуг до рекордного уровня в сопоставимые периоды - 66,8 млрд. долларов США. В составе импорта преобладали услуги, полученные российскими гражданами во время их пребывания за границей (37% импорта), а также услуги транспортных компаний - нерезидентов (17%).
    Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в январе - сентябре 2011 года увеличилось на 20%, до 7,5 млрд. долларов США. Оплата труда нерезидентов, работавших в Российской Федерации, более чем в 3 раза превышала соответствующие доходы российских граждан, полученные от иностранных работодателей.
    Баланс инвестиционных доходов сложился отрицательным в размере 37,3 млрд. долларов США. Доходы, начисленные к выплате, составили 67,0 млрд. долларов США, к получению - 29,7 млрд. долларов США.
    Баланс текущих трансфертов сведен с дефицитом в размере 2,1 млрд. долларов США, близким к итоговому показателю за январь - сентябрь 2010 года. Заметную роль приобрели межгосударственные расчеты в рамках Таможенного союза по экспортным и импортным пошлинам.
    Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) в январе - сентябре 2011 года расширилось до 48,0 млрд. долларов США (9,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года). Внешние обязательства российской экономики увеличились на 40,4 млрд.