Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 924. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КООРДИНАЦИИ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПО СОДЕЙСТВИЮ САМОЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ И ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" (утв. Минэкономразвития РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минсельхозом РФ, Минрегионом РФ, Минобрнауки РФ)

Дата документа02.11.2011
Статус документаДействует
МеткиРекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КООРДИНАЦИИ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПО СОДЕЙСТВИЮ САМОЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ И ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 
    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. N Пр-634 Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России поручено обеспечить координацию деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства.
    Во исполнение указанного поручения и в целях повышения эффективности действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России разработаны данные рекомендации по реализации следующих программ и мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства:
    - государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минэкономразвития России);
    - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минздравсоцразвития России);
    - повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минсельхоз России);
    - мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в научной и образовательной сферах (ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минобрнауки России).
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    микропредприятия - 60 млн. рублей;
    малые предприятия - 400 млн. рублей;
    средние предприятия - 1000 млн. рублей.
    Необходимо отметить, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: выручкой или числом занятых.
    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
    Таким образом, из расчетов исключаются сезонные колебания, а также обеспечивается сохранение поддержки для компаний, которые демонстрируют значительные темпы роста.
    Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, указанные выше.
    Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
    Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Данный порядок может применяться в течение не более двух налоговых периодов с даты получения средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества. Порядок признания доходов осуществляется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
    Действие новых положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. В случае если финансовые средства в виде грантов (субсидий) были предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки до 1 января 2011 года, указанные средства финансовой поддержки относятся к внереализационным доходам и подлежат налогообложению.
 

1. Программа Минэкономразвития России по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства

 
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление N 178) Минэкономразвития России предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Указанные программы - это нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
    В порядке межбюджетных трансфертов субъектами Российской Федерации также предоставляются средства на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых на основе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    В нормативные правовые акты Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, внесены такие приоритетные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как программа предоставления грантов начинающим, содействие в развитии микрофинансирования, программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, а также предпринимателям, осуществляющим поставки продукции на экспорт, обучающие программы, создание региональных гарантийных фондов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Минэкономразвития России предоставляет средства субсидий федерального бюджета субъектам Российской Федерации на конкурсной основе.
    В 2011 году Федеральным законом от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, предусмотрено 20,8 млрд. рублей.
    Основными направлениями расходов в 2011 году станут:
    увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
    увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний;
    увеличение объемов финансирования программ развития предпринимательства Северо-Кавказского федерального округа;
    повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций, развитие массового обучения основам предпринимательства;
    поддержка монопрофильных программ развития малого предпринимательства;
    сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;
    создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
    В состав Конкурсной комиссии Минэкономразвития России включены представители всех ведущих общественных объединений предпринимателей - "ОПОРЫ РОССИИ", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, "Деловой России", РСПП, и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минрегиона России.
    Порядок учитывает текущую ситуацию, складывающуюся в регионах, поэтому требования о необходимом региональном софинансировании в среднем составляют 30%. При определении уровня софинансирования учитывается бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для подавляющего числа регионов (60 субъектов Российской Федерации) за счет федерального бюджета будет финансироваться 80% расходов на поддержку предпринимательства, т.е. регион на 1 рубль собственных средств может привлечь 4 рубля федеральных ресурсов.
    В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г. N 277 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" (далее - Приказ) определены условия предоставления субсидии для финансирования мероприятий.
 

1.1. Мероприятия, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, осуществляются на следующих условиях

 
    1. Гранты на создание малой инновационной компании - субсидии юридическим лицам хозяйственным обществам - субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), созданным не ранее 1 августа 2009 года.
    Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
    Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются с учетом следующих условий:
    - гранты направляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным не ранее 1 августа 2009 г.;
    - сумма гранта не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо.
    2. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.