Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 331. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"

Дата документа02.10.1987
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПИСЬМО
от 2 октября 1987 г. N 02-14/82-14

 

О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955

 
    Одной из важных задач перестройки управления здравоохранением является рациональное использование всех его ресурсов и прежде всего, трудовых. Улучшение качества и увеличение объема медицинской помощи населению требуют не только наращивания материальной и кадровой базы здравоохранения, но и кардинального изменения стиля и методов работы, организаторской деятельности на всех уровнях с учетом экономической эффективности проводимых мероприятий.
    Нормирование труда является одним из инструментов для решения вопросов рациональной расстановки и использования кадров, повышения эффективности и качества работы.
    При утверждении штатных нормативов и типовых штатов в порядке, предусмотренном приказом Минздрава СССР от 13.08.87 г. N 955, следует иметь в ввиду, что указанные нормативы должны учитывать объем и качество работы, конкретные организационно-технические условия, возможность укомплектования вводимых должностей физическими лицами, необходимость рационального их использования.
    При разработке штатных нормативов медицинского персонала и типовых штатов не допускается введение наименований должностей и профессий рабочих, не предусмотренных действующей номенклатурой должностей, Квалификационным справочником должностей служащих, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Квалификационным справочником профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС, а так же должностей, не предусмотренных в схемах должностных окладов, не обеспеченных фондом заработной платы и плановой численностью.
    Кроме того, при введении должностей медицинского персонала и профессий рабочих сверх действующих штатных нормативов и типовых штатов необходимо предварительно разработать положения об их функциональных обязанностях, провести экономические обоснования, включая расчеты трудовых затрат, перераспределение обязанностей между работниками.
    Направляя "Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала", предлагаю обеспечить их широкое использование для подготовки нормативных документов по труду, анализа трудовых затрат медицинского персонала и расчета необходимого числа должностей для выполнения определенного объема работ.
 

Первый заместитель Министра
О.И.ЩЕПИН

 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

 
    Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала подготовлены Планово-финансовым управлением Министерства здравоохранения СССР /Л.П. Кищенко, Б.И. Бояринцев, Ю.М. Житников/ по материалам нормативных исследований ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко /В.М. Шипова, В.А. Гаврилов, А.Л. Маргулис/, а также работ по вопросам перестройки организации и нормирования труда работников непроизводственных отраслей народного хозяйства.
 
    Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС указал, что магистральным направлением радикальной реформы хозяйственного механизма является переход от административных к экономическим методам руководства. Решающая роль в этом принадлежит нормативному планированию с обеспечением оптимального сочетания отраслевого и территориального управления экономикой.
    Трудовые и материальные прогрессивные нормативы должны стать научно-обоснованным мерилом общественно необходимых затрат труда. Одним из основных методов экономического руководства Министерств, ведомств и других вышестоящих звеньев управления подведомственными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями должно стать утверждение укрупненных экономических, в том числе трудовых, нормативов.
    Усиление территориального аспекта планирования в области здравоохранения предполагает предоставление большей самостоятельности органам и учреждениям здравоохранения в определении на основе укрупненных нормативов ресурсного обеспечения регионов, штатов учреждений с учетом конкретных местных условий, пропорциональности и приоритетности развития отдельных служб, обусловленных прежде всего состоянием здоровья населения.
    Министерство здравоохранения СССР приняло в последнее время ряд мер, направленных на повышение ответственности Министров здравоохранения союзных и автономных республик, руководителей областных (краевых), городских и других органов здравоохранения в решении вопросов установления штатов учреждений здравоохранения.
    В частности, приказом Министра здравоохранения СССР от 08.05.87 г. N 646 Министрам здравоохранения союзных республик разрешено устанавливать дополнительные должности сверх действующих штатных нормативов в пределах плана по труду и ассигнований на заработную плату, а в ряде случаев - и передавать вышеуказанные права Министрам здравоохранения автономных республик; руководителям областных (краевых) органов здравоохранения и главных управлений здравоохранения. Следует отметить, что такие права предоставлялись Министрам союзных республик и ранее (приказ от 28.05.58 г. N 278, от 26.09.78 г. N 900 и т.д.). Однако, на деле эти права использовались крайне слабо, и руководители органов и учреждений здравоохранения, как правило, для решения вопросов введения дополнительных штатных должностей обращались в Министерство здравоохранения СССР. В целях ликвидации такой практики решения вопросов штатного обеспечения, повышения ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения, а также во избежание необоснованного роста числа должностей, не увязанного с планом по труду и бюджетными ассигнованиями, Министерство здравоохранения СССР (Служебным письмом от 01.06.87 г. N 02-14/50-14 "О порядке расширения прав и самостоятельности органов здравоохранения в области нормирования труда") определило следующие условия введения дополнительных должностей:
    Эти условия следующие:
    - наличие разработанных положений и должностных инструкций о функциональных обязанностях работников, дополнительно вводимых в штат учреждения;
    - экономическое обоснование целесообразности введения должностей;
    - представление расчетов трудовых затрат для определения потребности в дополнительных должностях и численности персонала;
    - проведение организационных и других мероприятий, обеспечивавших внутренние источники средств на содержание дополнительных должностей;
    - перераспределение функциональных обязанностей персонала с учетом изменения объемов работ.
    Дальнейшему развитию и решению вопросов нормирования труда на местах будет способствовать и организация при республиканских (АССР) Министерствах здравоохранения, краевых, областных и городских отделах (Главных управлениях и Управлениях) здравоохранения и соответствующих территориальных комитетах профсоюза медицинских работников комиссий по вопросам организации, оплаты и стимулирования труда работников учреждений здравоохранения (Служебное письмо Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников от 04.06.87 г. N 01-14/3-24).
    На эти комиссии возлагается решение следующих задач:
    - рассмотрение хода выполнения постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. N 1240, соблюдение действующих штатных нормативов и типовых штатов в условиях расширения прав органов здравоохранения, введения бригадной формы организации и оплаты труда и других вопросов;
    - проведение разъяснительной работа и оказание консультативной помощи;
    - анализ и обобщение предложений по совершенствованию организации и нормирования труда, заработной платы, материального стимулирования и управления в здравоохранении;
    - подготовка материалов на основе обобщения поступивших писем и предложений для рассмотрения их в установленном порядке органами здравоохранения и территориальными профсоюзными комитетами.
    Указанные мероприятия по усилению территориального аспекта планирования здравоохранения, повышению самостоятельности и ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении вопросов штатного обеспечения регионов способствуют и дальнейшему развитию системы нормирования труда в здравоохранении.
    Приказом Минздрава СССР от 13.08.87 г. N 955 расширена самостоятельность руководителей органов здравоохранения в решении вопросов рациональной расстановки и использования кадров в целях повышения качества работы.
    Одновременно повышается ответственность руководителей учреждений здравоохранения за:
    - полное использование экономических методов управления и стимулирования добросовестной высококвалифицированной работы;
    - состояние воспитательной и разъяснительной работы в трудовых коллективах по вопросам перестройки управления, организации, нормирования, оплаты и стимулирования труда;
    - устранение причин, порождающих обращения работников здравоохранения в центральные государственные органы и органы печати по вопросам, решение которых входит в компетенцию руководителей местных органов и учреждений здравоохранения.
    Обращается внимание на радикальное улучшение экономической подготовки руководящих работников и специалистов здравоохранения.
    Широкая специализация медицинской помощи населению, необходимость глубокого научного подхода к решению многих вопросов, непосредственно связанных с нормированием труда, обусловили привлечение к работе 50 профильных научно-исследовательских институтов. Институты-соисполнители участвуют в разработке методики исследования, выборе отвечающим определенным требованиям баз для проведения работы, сборе и подготовке первичных материалов к обработке, экспертизе полноты и качества лечебного процесса, анализе полученных материалов, подготовке предложений для нормативных документов.
    Развивая систему разработки нормативных документов, Минздрав СССР по согласованию с Министерствами здравоохранения союзных республик приказом от 25.06.81 г. N 690 выделил административные территории в 19 экономико-географических районах страны с целью сбора в них материалов, необходимых для разработки нормативов по труду. В органах и учреждениях здравоохранения этих административных территорий производится также опытная проверка документов по труду.
    Утверждены и внедрены в практику работы учреждений здравоохранения формы документов, необходимых для правильного использования штатных нормативов и типовых штатов при определении численности должностей по каждому учреждению, установлению их структуры и конкретному наименованию врачебных и других должностей (справки о плановых показателях, формы штатных расписаний и ведомости замены должностей, методики расчетов и порядок оформления указанных документов).
    Развитие специализации, внедрение новых технологий и современной техники в лечебно-диагностический процесс, совершенствование инструментальных методов исследования, поиски новых организационных форм работы, а также освоение нормативного метода планирования, предопределяют объективную необходимость разработки большого количества новых нормативных документов и пересмотра существующих.
    Повышенные требования к объему и качеству нормативно-исследовательских работ создают предпосылки, с одной стороны, усиления методического обеспечения их проведения, а с другой - расширения круга лиц, занимающихся непосредственно сбором и обработкой материалов по труду.
    Таким образом, сложившаяся система разработки нормативных документов, ее дальнейшее развитие и совершенствование с усилением территориального аспекта способна обеспечить научно-обоснованную разработку отраслевых нормативов по труду и создать методическую основу для комплексного штатного обеспечения регионов в условиях усиления их самостоятельности в решении ресурсных, финансовых и штатных вопросов.
 

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

1.1. Виды норм труда

 
    При разработке нормативных документов объектом исследования является деятельность медицинских работников. Труд характеризуется как качественно, так и количественно.
    К качественным характеристикам труда относятся содержание и способы выполнения работы, зависящие от существующих форм разделения и кооперации труда, производственных условий, напряженности труда и т.д. Вопросы совершенствования труда определяет его научная организация и результаты НОТа учитываются при нормировании труда.
    Количественные характеристики труда - это в конечном итоге затраты рабочего времени. Поскольку любой процесс труда протекает во времени, постольку всеобщей мерой труда является рабочее время. К. Маркс отмечал, что "количественное бытие труда есть рабочее время ... Как рабочее время труд получает свой масштаб в естественных мерах времени, часах, днях, неделях и т.д." <*>; Нормирование труда способствует совершенствованию труда главным образом с его количественной стороны и имеет своей целью установление меры труда, то есть количества труда определенного качества, в форме научно-обоснованной нормы. Нормирование труда - это установление меры затрат труда на выполнение определенного объема работы.
    


    <*> К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. изд. 2, т. 13, с. 16.
 
    Зная затраты времени на тот или иной вид трудовой деятельности, исследователь имеет возможность выразить их в таких показателях, которые наиболее полно и объективно отражают как потребность в медицинской помощи, так и затраты труда на ее удовлетворение. Одна и та же работа может быть выполнена различными методами, с применением различных орудий труда, вследствие чего затраты времени на эту работу будут не идентичны в различных условиях деятельности. Мерой труда может служить лишь время, которое действительно необходимо для выполнения работы в основе прогрессивного использования оборудования, применения наиболее производительных технологических процессов и более эффективной организации труда на рабочем месте, поэтому не всякое время, затраченное на выполнение какой-либо работы, может служить обоснованной мерой труда.
    Нормирование труда базируется на ряде общих положений, без соблюдения которых не может быть осуществлена разработка норм труда, показывающих, в каком необходимом и достаточном количестве и какого качества труд должен быть затрачен на выполнение конкретной работы.
    Важнейшим принципом является единая методологическая основа нормирования труда. Это означает, что установление норм труда не является делом отдельного предприятия или учреждения, а происходит централизовано с участием квалифицированных кадров по нормированию труда.
    Большое значение имеет принцип равной напряженности норм труда, что достигается установлением единых норм на одинаковые работы, выполняемые в идентичных организационно-технических условиях.
    Принцип прогрессивности норм предполагает установление такой нормы, которая учитывала бы реально достигнутый на данном предприятии или в учреждении уровень развития техники, технологии, организации труда и вместе с тем была бы ориентирована на использование передового опыта, являлась бы предпосылкой внедрения прогрессивных форм организации труда. Нормы труда не постоянны, они подлежат пересмотру по мере внедрения новой техники, передовой технологии, прогрессивной организации труда.
    Реализация этих принципов осуществляется при строго научном подходе к нормированию труда, включающем в себя следующие основные положения:
    - техническое обоснование норм труда, обеспечивающее выбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения работы, режимов функционирования аппаратуры и оборудования, исключение потерь рабочего времени за счет простоев, отвлечений, выполнения несвойственных функций и др.;
    - психофизиологическое и социальное обоснование норм путем выбора наиболее благоприятных для здоровья человека режимов труда и отдыха, продолжительности напряженной работы, сменяемости операций;
    - экономическое обоснование, заключающееся в проектировании норм с учетом наиболее целесообразных вариантов использования рабочей силы и средств труда, и анализе влияния разрабатываемых норм на производительность труда и качественные показатели деятельности.
    Технически обоснованные нормы труда - категории в большей степени сферы материального производства. Внедрение новой техники в здравоохранении, в отличие от материального производства, не всегда приводит к снижению трудоемкости работы и сокращению численности занятого персонала. В ряде случаев внедрение современной аппаратуры и новых методик исследования облегчает труд медицинского работника; в ряде других - применение новейших средств для диагностики и лечения больных, повышая качество медицинского обслуживания, приводит к возрастанию трудоемкости медицинской помощи. Поэтому в здравоохранении особое значение для всестороннего обеспечения обоснованности норм имеет изучение рациональной технологии рабочего процесса на основе научной организации труда.