Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 932. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа18.11.2011
Статус документаНе действует
МеткиРаспоряжение · Стратегия
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 ноября 2011 г. N 2074-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).
    2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
    3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов.
    4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
    5. Минрегиону России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2011 г. N 2074-р

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

 
    Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты - сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических проектов.
    Стратегия разрабатывалась исходя из принципиальных подходов к развитию Российской Федерации, в том числе изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также в отраслевых и территориальных стратегиях.
 

II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии

1. Анализ тенденций и ключевых проблем социально-экономического развития

 
    Северо-Западный федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. К округу примыкает арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации.
    На территории Северо-Западного федерального округа функционируют 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1497 муниципальных образований поселенческого уровня.
    Территория Северо-Западного федерального округа представляет собой социально-экономическое пространство, которое является общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий, в рамках которого формируется общерегиональный социально-экономический комплекс, включающий объекты инфраструктуры федерального значения, обеспечивающий удовлетворение общих интересов и потребностей субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.
    Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного федерального округа в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная функция округа - обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей.
    Увеличилось значение Северо-Западного федерального округа как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации.
    Северо-Западный федеральный округ, и прежде всего г. Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции и средств современного транспорта. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав округа, динамично развиваются как туристические центры. Северо-западная часть России является одной из привлекательных территорий страны, притягивающих население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
    Существенен вклад субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в общий экономический потенциал Российской Федерации. На их долю приходится 10 процентов общего объема валового внутреннего продукта страны, 12 процентов промышленного производства и 10 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве России.
    Планомерное формирование отраслевой пространственной структуры хозяйства Северо-Западного федерального округа, в том числе территориально-производственных комплексов, сменилось к середине 90-х годов преобладающим воздействием рыночных факторов при существенном ослаблении государственного управления. В результате произошло изменение функционально-отраслевой и пространственной структуры социально-экономического комплекса округа, в том числе субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.
    Функциональная структура социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа включает следующие группы хозяйствующих субъектов:
    отрасли и комплексы международной специализации;
    отрасли и комплексы внутрироссийской специализации;
    экономика, ориентированная на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов Российской Федерации и межрегионального обмена;
    производственная инфраструктура общерегионального значения и инфраструктурные объекты государственного и международного значения.
    В структуре экономики выделяется наибольший по удельному весу в занятости комплекс отраслей и объектов социальной сферы, развивающийся преимущественно в рамках субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.
    Северо-Западный федеральный округ отличается повышенным удельным весом элементов хозяйства международной специализации, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. Среди таких элементов хозяйства выделяются объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии и лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения и туризма.
    К объектам внутрироссийской специализации относятся автомобилестроение, деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, консалтинг и менеджмент-обслуживание, предоставление организационных и финансовых услуг.
    Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки, представлено сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и системой отраслей и объектов социальной сферы.
    Для Северо-Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два 10-летия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства и появления новых элементов экономики.
    Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, произошедшее к 2000 году, не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объемы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, а также финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике Северо-Западного федерального округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, а также объемов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сферы высшего образования и здравоохранение.
    Наиболее серьезны проблемы социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Они связаны с оттоком из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет в округе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.
    В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны, прилегающие к крупным населенным пунктам и автомобильным дорогам общего пользования. В то же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах лесодобычи и перестойных лесах.
    Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990 года население уменьшилось на 11,2 процента, в то время как по России в целом - на 3,6 процента). В Мурманской области население уменьшилось на 33,2 процента, в Республике Коми - на 18,6 процента, в г. Санкт-Петербурге - на 2,8 процента. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью сложилась в Калининградской и Ленинградской областях.
    Усилилась неравномерность развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области уступает средней заработной плате в г. Санкт-Петербурге в 2 раза, ввод жилья в расчете на 1 жителя - в 4 раза. Заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в местах своего проживания, в частности в некоторых муниципальных районах он составляет лишь 30 - 40 процентов.
    Оценка сложившейся ситуации свидетельствует о наличии ряда устойчивых дисбалансов в развитии Северо-Западного федерального округа. В числе основных дисбалансов можно отметить следующие:
    сложившаяся структура подготовки кадров не соответствует структуре спроса на рабочую силу;
    социально-профессиональные и ценностные ориентации населения не соответствуют структуре спроса на квалифицированные рабочие места;
    складывающееся размещение рабочих мест, в том числе новых, не соответствует существующей системе расселения населения;
    объем и структура инвестиционных предложений не соответствуют уровню развития территориальной инфраструктуры, особенно автомобильных дорог и энергетических систем;
    потребность в сельскохозяйственной продукции населения округа не соответствует уровню развития местной продовольственной базы;
    возможность производства инновационных продуктов не соответствует низкой заинтересованности хозяйствующих субъектов в нововведениях;
    высокие требования к стандартам проживания не соответствуют способности сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства к коренному повышению качества услуг;
    высокие требования населения малых и средних городов и сельской местности к занятости и условиям жизни не соответствуют имеющимся возможностям развития соответствующих территорий.
 

2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа

 
    Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо-Западного федерального округа, показывает, что до 2020 года большинство таких условий и факторов сохранит характер и степень своего влияния, но часть из них будет оказывать сдерживающее воздействие и представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития округа.
    К 2020 году при проведении активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Вместе с тем к концу 2020 года обозначится сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Продолжится восполнение нехватки кадров массовых рабочих профессий за счет мигрантов, однако масштабы привлечения к концу 2020 года снизятся.
    Экономико-географическое и геополитическое положение не претерпит изменений и будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Западного федерального округа. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа Российской Федерации и экономическое использование арктической зоны.
    Основные компоненты природно-ресурсного потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития. Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Потребуются мероприятия по восстановлению качества земельных ресурсов и их более эффективному использованию для сельского хозяйства.
    В целях строительства территориальные ресурсы в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (исключая г. Санкт-Петербург), будут вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры. Проблемой, которая потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и минимизация административных барьеров. Также необходимо полностью завершить проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования.
    Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.
    Показатели уровня насыщенности территории Северо-Западного федерального округа объектами производственной инфраструктуры превосходят среднероссийские показатели. Однако в целом состояние инфраструктуры округа характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения и магистральные коммуникации. В перспективе следует уделить повышенное внимание улучшению таких элементов производственной инфраструктуры, как автомобильные дороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.
    По уровню социальной обустроенности населенных пунктов Северо-Западный федеральный округ в целом является привлекательным для населения, в том числе приезжего. Однако в северной части округа в силу климатических и экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что ограничивает возможности их использования значительной частью населения и обусловливает длительные поездки для получения социальных услуг.
    Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два 10-летия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.
    По ряду видов продукции, производимой на территории Северо-Западного федерального округа (лесная промышленность, химия, металлургия), ожидается сохранение внешних рынков сбыта и возможный их рост при умеренной конкуренции. По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и производимой на территории округа, можно прогнозировать стабилизацию и возможное уменьшение спроса на традиционном европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной стратегической задачей являются меры воздействия на внешние рынки в целях обеспечения прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного морского пути.
    Спрос на продукцию, производимую на территории Северо-Западного федерального округа, на российских рынках в перспективе будет расти прежде всего по такой продукции, как нефть, газ, лесопродукция, удобрения и машиностроение. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование внутреннего спроса в рамках округа и развитие региональных и локальных рынков.
    Культурно-исторический потенциал является одним из серьезных преимуществ большинства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Культурно-исторический потенциал способствует повышению привлекательности округа для населения и инвесторов. Сохранение и укрепление культурно-исторического потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства, а также с распространением культурного влияния г. Санкт-Петербурга и других центров на те территории округа, где уровень культурно-исторического потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.
    Преимуществом Северо-Западного федерального округа является значительная концентрация квалифицированных организационно-управленческих кадров как в системе государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций. Это представляет собой потенциал по реализации задач в сфере экономики и социального развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования. Важной задачей является подготовка менеджмента по новым направлениям развития округа, сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего развития, а также руководителей для реализации стратегических проектов.
    Значение для перспективного развития имеют определенная компактность территории Северо-Западного федерального округа, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природных условий субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также исторически сложившиеся взаимосвязи. Указанные факторы определяют значительные возможности развития сотрудничества субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, а также в реализации совместных программ и проектов. Развитию социально-экономического комплекса округа способствуют координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации, а также значение г. Санкт-Петербурга как крупного организационно-хозяйственного центра округа. Сотрудничество субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, развитие общих элементов инфраструктуры и функциональное разделение экономик создают возможность получения дополнительного синергетического эффекта и экономии ресурсов.
 

3. Потенциальные угрозы и ограничения развития в долгосрочной перспективе

 
    До 2020 года в Северо-Западном федеральном округе будут существовать определенные ограничения и угрозы в социально-экономическом развитии, которые в ряде случаев могут усугубляться.
    Наиболее существенное ограничение будет иметь динамика демографического развития, что повлечет за собой количественные ограничения в численности трудовых ресурсов особенно на некоторых территориях. Произойдет снижение численности отдельных групп населения, что обусловит определенные ограничения, касающиеся трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
    Будут существовать структурные ограничения в использовании трудовых ресурсов. Не будет до конца преодолена тенденция концентрации предпочтений жителей округа (прежде всего, в крупных городах) на престижных профессиях и нежелания трудоустраиваться в таких отраслях и сферах экономики, как благоустройство, строительство, общественный транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера и другие.
    Ограничением развития социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа будет нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях, что связано с недостаточным количеством учреждений профессионального технического образования и среднего технического образования, а также инженерных специальностей. Нельзя ожидать существенного роста квалификации работников в этом сегменте занятости.
    В качестве организационного и институционального ограничения развития социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа будет выступать недостаточная степень развития форм и методов государственного регулирования экономических и социальных процессов, поведения хозяйствующих субъектов. Потребуется применение новых методов стимулирования экономики в целях обеспечения модернизации и инновационного развития.
    Как ограничение возможностей развития Северо-Западного федерального округа и межрегионального сотрудничества следует рассматривать значительную асимметрию в уровнях социального развития и инвестиционной активности между отдельными субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Западного федерального округа. Это может препятствовать реализации стратегических проектов и программ социально-экономического развития, усугублять имеющиеся проблемы и вызывать нежелательные миграции населения.
    Достаточно существенными в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, будут ограничения транспортного и инфраструктурного характера, в первую очередь касающиеся дорог внутриобластного и местного значения, энергетической инфраструктуры, тепло- и водоснабжения.
 

4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа

 
    Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа определялись на основе анализа проблем развития округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также хозяйствующих субъектов и населения. Внешним стратегическим фоном при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития округа являются ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, и могут быть реализованы на основе их экономического взаимодействия.
    Главной стратегической целью развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года является устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.
    В качестве стратегических целей социального характера определены следующие:
    преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики за счет снижения смертности и увеличения рождаемости, а также сокращение естественной убыли и восстановление роста численности населения (целевой ориентир - 13,5 млн. жителей);
    снижение уровня безработицы до 3 процентов, оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости и приближение рабочих мест к местам проживания населения (целевой ориентир - достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в местах своего проживания до 85 процентов по сравнению с 75 процентами в настоящее время);
    рост реальных доходов населения в среднем на 7 - 7,5 процента в год при снижении степени неравномерности распределения доходов по субъектам Российской Федерации, входящим в состав округа, и по социальным группам, а также уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, до 5 - 6 процентов;
    преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (целевой ориентир - отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера валового регионального продукта на 1 человека не более чем на 25 процентов);
    повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, улучшение использования существующего жилищного фонда, стимулирование строительства недорогого социального жилья, совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере, развитие аренды жилья (целевой ориентир - достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30 - 32 кв. метров на 1 человека);
    социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий на основе стимулирования сохранения существующих и создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований на основе реализации комплексных инвестиционных планов;
    улучшение среды проживания, включая такие ее элементы, как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг и правопорядок.
    В качестве стратегических целей экономического характера наиболее важными являются следующие:
    модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа, доведение доли продукции инновационного характера в валовом региональном продукте в целом по округу до 25 процентов, в том числе в промышленности - до 30 процентов;
    увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 6 - 7 процентов, а производительности труда - до 7 - 8 процентов;
    экономическая активизация депрессивных территорий, создание 600 - 700 тысяч новых и восстановленных рабочих мест на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, подъема сельского хозяйства, развития социальной сферы и туризма;
    освоение континентального шельфа Российской Федерации и подготовка к экономическому использованию ресурсов арктической зоны, создание в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, примыкающих к арктической зоне, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий, доведение уровня добычи нефти до 30 млн. тонн, природного газа - до 80 млрд. куб. метров, создание системы баз обеспечения добычи и переработки углеводородного сырья в гг. Мурманске, Архангельске и Варандее, создание аварийно-спасательных баз Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в гг. Мурманске, Архангельске и Нарьян-Маре;
    подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова";
    ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров, а также развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств (целевой ориентир - доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30 процентов);
    развитие сельскохозяйственного производства как отрасли, имеющей важное экономическое и социальное значение, на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве, восстановление роста поголовья скота и прекращение выбытия сельскохозяйственных угодий, в том числе посевных площадей (целевой ориентир - достижение среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции на 4,5 - 5 процентов);
    модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок на периферийных территориях, строительства лесовозных дорог и улучшения организационной структуры лесопользования, а также оптимизация экспорта лесопродукции;
    стимулирование создания в экономике субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, секторов хозяйства и отдельных предприятий, играющих роль государственного резерва при реализации неблагоприятных прогнозов развития ситуации и возникновении кризисов, что позволит не допустить резкого обострения ситуации в сфере занятости и бюджетных отношений;
    сокращение энергоемкости экономики округа не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;
    стимулирование процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, а также сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов на основе создания технологических платформ.
    Указанные цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа соответствуют стратегическим приоритетам региональной политики Российской Федерации. Округ рассматривается как база модернизации экономики, формирования новых моделей и технологий социально-экономического развития, форпост освоения ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и арктической зоны, территория, обеспечивающая дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций, комплексное развитие приморских территорий и прибрежных акваторий, а также как территория, имеющая особое значение для поддержания безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.
    Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года приведены в приложении N 1.
 

5. Сценарий социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа

 
    Оптимистический сценарий социально-экономического развития Северо-западного федерального округа предполагает его развитие в наиболее благоприятном направлении, стабильное улучшение внутренней и внешней среды и резкое снижение потенциальных угроз. Вероятность реализации этого сценария в условиях быстрого и малопрогнозируемого изменения мировой геополитической и экономической ситуации не представляется реальной.
    В связи с этим выбор основной концепции стратегического развития Северо-Западного федерального округа (базового сценария) осуществлялся исходя из использования основных факторов развития округа и активной политики в сфере формирования институциональных, природно-экологических, демографических и социальных условий развития, нейтрализации негативных тенденций с учетом бюджетных ограничений. Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития приведены в приложении N 2.
    Внешнеэкономические связи Северо-Западного федерального округа с Европейским союзом и другими регионами мира развиваются как по линии обеспечения российского экспорта и импорта, так и в направлении создания совместных предприятий, образования особых экономических зон, развития производств с применением западных и российских инновационных технологий.
    Северо-Западный федеральный округ превращается в одну из главных баз модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации. Восстанавливается значение г. Санкт-Петербурга как ведущего центра научно-технического прогресса. Происходит передача в экономическое пространство России инноваций и прогрессивных технологий.
    Развивается экономика, связанная с освоением континентального шельфа Российской Федерации и ресурсов арктической зоны. Создаются терминалы и перерабатывающие предприятия в Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях и Ненецком автономном округе.
    На новой организационной и технологической основе происходит восстановление сельскохозяйственного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Возникают новые и модернизируются существующие крупные комплексы животноводческого и растениеводческого направлений. Значительное распространение получают кооперативные формы сельскохозяйственной деятельности. Стимулируются сохранение и развитие подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества.
    В городской местности осуществляется масштабная модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В сельской местности и пригородных зонах приоритетное значение получают локальные и внутридомовые объекты коммунальной инфраструктуры взамен традиционных сетей. В крупных городах региона проводятся масштабные мероприятия по совершенствованию транспортной сети, строительству развязок и стоянок. Приоритет получает общественный городской и пригородный транспорт нового поколения. Сокращаются ежедневные рабочие поездки на личном автомобильном транспорте в центры крупных городов.
    Миграционная политика направлена на привлечение населения для проживания на постоянной основе с постепенной адаптацией его к местным условиям. Сокращается доля иногородних работников, привлекаемых на временные работы. Общие масштабы привлечения иногородней рабочей силы постепенно снижаются, что компенсируется техническим прогрессом и инновациями в отраслях городского хозяйства, строительстве, торговле, общественном транспорте и сельском хозяйстве.
    Активизируется региональная социально-экономическая политика, проводимая на уровне Северо-Западного федерального округа и в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, особенно в сфере занятости и развития агропромышленного комплекса. Получает развитие государственный и муниципальный сектор экономики, функции которого дополняются развитием рыночных элементов в соответствующих секторах инфраструктуры, городского хозяйства и сферы обслуживания.
    Стратегические приоритеты экономического развития Северо-Западного федерального округа основываются на использовании накопленного инновационного потенциала г. Санкт-Петербурга и одноименной агломерации, его выгодного местоположения для развития экспортной продукции и импортозамещающих отраслей экономики, а также на освоении природных ресурсов (особенно северной части округа), расширении транзитных функций и развитии городов, осуществляющих производственную деятельность, административно-управленческие функции, формирующих опорную систему расселения на территории округа.
    Главными стратегическими приоритетами развития экономики Северо-Западного федерального округа являются:
    развитие г. Санкт-Петербурга и городов, примыкающих к нему, входящих в состав агломерации, а также центров субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, как ведущих комплексов инноваций, информационных технологий, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств и финансовых, банковских и образовательных услуг;
    создание условий для развития высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - оборонно-промышленного комплекса, судостроения и производства судового оборудования, автомобилестроения, приборостроения и электротехники;
    перевод в число ведущих отраслей (при условии их значительной модернизации) деревообработки, химической и целлюлозно-бумажной промышленности, биофармацевтики и металлургии;
    формирование производственных кластеров на основе доступных лесных ресурсов с учетом экономической и экологической приемлемости, а также производимых в округе цветных и черных металлов, продукции горнодобывающих и химических производств, сельского хозяйства, углеводородных ресурсов как на территории, так и акватории округа;
    использование туристско-рекреационного потенциала территории и акватории, причем не только в традиционных местах концентрации туристов и рекреантов, но и в условиях Заполярья, островов Северного Ледовитого океана, горных массивов Хибин и Приполярного Урала;
    сохранение природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления;
    создание новых и модернизация существующих транспортных коридоров меридионального и широтного направлений, развитие скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах, возрождение речного сообщения и малой авиации, восстановление и развитие Северного морского пути;
    содействие со стороны государства развитию сельского хозяйства, сельской местности как фундамента возрождения села и условия для решения демографической проблемы;
    развитие институциональной сферы в части нормативной правовой, инфраструктурной и финансовой поддержки для привлечения инвестиций в базовые сектора экономики.
 

III. Оценка факторов и стратегические направления развития и размещения базовых отраслей экономики. Приоритетные направления решения межотраслевых проблем

1. Машиностроительный комплекс

 
    По своему значению для инновационного развития и модернизации экономики как Северо-Западного федерального округа, так и России в целом машиностроительный комплекс занимает ведущее место. Велика его роль в обеспечении экономической и военной безопасности страны, импортозамещении, занятости населения (значительная часть предприятий имеет градообразующий характер), бюджетных доходах, перспективах наращивания и диверсификации экспортного потенциала. Особенностью машиностроительного комплекса является высокий уровень межтерриториального кооперирования в рамках округа.
    Развитие отдельных направлений машиностроения в Северо-Западном федеральном округе обусловлено возможностями использования:
    выгодного экономико-географического положения и экономических связей с ведущими западными машиностроительными фирмами;
    удобства сбыта продукции на рынках России и стран ближнего зарубежья;
    развитой транспортно-логистической инфраструктуры;
    растущего спроса на машиностроительную продукцию для целого ряда базовых секторов экономики округа (нефтегазовый комплекс, энергетика, металлургия, транспорт, агропромышленный комплекс, лесной и рыбохозяйственный комплексы и др.);
    территориальных ресурсов для размещения производственных объектов комплекса;
    потенциала научно-образовательного комплекса г. Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;
    квалифицированных кадров и производственного потенциала предприятий.
    В регионах, к конкурентным преимуществам которых относится выход к морям и крупным внутренним водным пространствам, приоритетными направлениями развития машиностроения являются судостроительная и судоремонтная индустрия, производство и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования портов и логистических терминалов, а также производство силового оборудования.
    В Ленинградской области судостроительная отрасль представлена предприятиями гг. Выборга, Шлиссельбурга и др.
    Крупнейшие предприятия судостроительной отрасли расположены непосредственно в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде и Архангельской области. В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, размещены судостроительные и судоремонтные предприятия, обслуживающие в том числе корабли Балтийского и Северного флотов. Кроме того, в округе расположено большое число предприятий судового машиностроения и судового приборостроения, а также ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций судостроения.
    Машиностроительные предприятия, ориентированные на обслуживание портовой инфраструктуры и транспорта, размещены в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях.
    Ленинградская и Калининградская области и г. Санкт-Петербург, разместив на своей территории сеть автосборочных производств, используют следующие конкурентные преимущества:
    близость к сухопутной государственной границе Российской Федерации;
    развитая сеть автомобильных дорог регионов;
    наличие морских портов;
    наличие территорий для размещения сборочных производств;
    высокий уровень покупательной способности населения регионов.
    В г. Санкт-Петербурге размещены предприятия по производству внедорожников "Шевроле Каптива", "Опель Антара", седана "Шевроле Круз", автомобилей класса "Е" "Тойота Камри", "Ниссан Теана" и "Ниссан Икс-Трейл", грузовых автомобилей различного назначения "ЯРОВИТ", а также автобусов большого класса.
    В Ленинградской области помимо предприятия автомобилестроения планируется выход на проектную мощность предприятия по производству шин (г. Всеволожск) и завода по производству автомобильного стекла (г. Кириши).
    В Калининградской области расположено предприятие по производству автомобилей "Киа", "БМВ", "ЖМ ДАТ", "Хаммер", "Шевроле", "Опель" и "Кадиллак".
    В регионах Северо-Западного федерального округа, ориентированных на лесозаготовку и комплексную лесопереработку, существует высокий потенциал развития машиностроения, ориентированного на заготовку, транспортировку, первичную и глубокую переработку древесного сырья. В настоящий момент этот потенциал используется лишь частично.
    Дефицит производственных мощностей наблюдается в сфере добычи и переработки минералов. Предприятия, ориентированные на производство горного оборудования и карьерной техники, расположены в г. Санкт-Петербурге.
    Наукоемкое машиностроение локализовано преимущественно в г. Санкт-Петербурге, где развита база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов. В области судостроения это проектно-конструкторские бюро, проектирующие перспективную морскую технику для освоения арктического шельфа, ледокольного флота и судов для транспортировки углеводородов.
    Продукция авиационной промышленности представляет собой широкую номенклатуру комплектующих для летательных аппаратов различного назначения, в частности авиационные двигатели, агрегаты, оборудование и системы для военной и гражданской авиации, в том числе бортовая аппаратура, системы контроля авиадвигателей, регистрации полетных данных и бортовые вычислительные системы.
    Предприятия и организации отрасли оказывают услуги и выполняют профильные работы научно-исследовательского, проектного производственного характера, занимаются послепродажным обслуживанием авиационной техники военного и гражданского назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами.
    В г. Санкт-Петербурге расположены наиболее крупные предприятия и организации Северо-Западного федерального округа, производящие и разрабатывающие авиационные двигатели, приборы и специальную технику, а также предприятия энергомашиностроения.
    В Вологодской области специализация экономики региона на производстве металлургической, лесной и пищевой продукции обусловила развитие машиностроения, ориентированного на производство транспортных средств, оборудования для деревообработки и мясомолочной промышленности.
    Основными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются следующие:
    постоянно растет спрос в том сегменте рынка продукции машиностроения, в котором существует дефицит производственных мощностей не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Российской Федерации (специализированная строительная, дорожная, лесная, горная и карьерная техника, силовые агрегаты, средства транспорта различного назначения, средства малой механизации, станочный парк, сварочное оборудование и сельскохозяйственная техника);
    доля типовых проектов и однотипной продукции, которые предлагаются потребителям всеми сегментами экономики, неуклонно снижается, соответственно повышаются требования как к уровню специализации выпускаемой техники и оборудования, так и к возможностям их переналадки.
    Эти тенденции могут рассматриваться как факторы, способствующие развитию машиностроения, так и как факторы риска. В частности, дефицит машиностроительной продукции привел к расширению сети сборочных производств, а также инициировал возникновение бизнеса в сегменте поставок импортной техники и оборудования.
    Существенное влияние на развитие автомобилестроения в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказывает увеличение числа компаний, ориентированных на поставку, дооборудование и сервисное обслуживание импортной автомобильной, тракторной и специальной техники.
    Увеличение спроса на специализированную технику создает потенциал развития сети опытно-конструкторских предприятий. Так, в условиях перспектив по созданию в Северо-Западном федеральном округе предприятий по производству металлорежущего инструмента с использованием технических алмазов, добываемых на месторождениях имени Ломоносова и имени В. Гриба в Архангельской области, существует равная вероятность реализации этого проекта предприятиями отрасли на базе действующих предприятий либо организации простого экспорта алмазного сырья.
    Главными приоритетами в развитии машиностроительного комплекса Северо-Западного федерального округа до 2020 года и в дальнейшем являются:
    судостроение;
    энергомашиностроение;
    производство инновационного оборудования;
    производство техники для нефтегазовой промышленности;
    производство техники для лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
    радиоэлектронная промышленность;
    производство медицинского оборудования;
    производство техники для городского хозяйства, в том числе малой снегоуборочной техники;
    производство техники импортозамещающего назначения;
    производство техники, заменяющей труд низкой квалификации и престижности.
    Стратегической задачей является возрождение станкостроительной промышленности.
    Автомобилестроение следует развивать по интенсивному пути без строительства новых заводов на основе превращения действующих сборочных производств в современные предприятия, способные генерировать и осваивать инновационные технологии.
    Повышение эффективности деятельности машиностроительного комплекса связано с формированием судостроительного, энергомашиностроительного, приборостроительного и автомобильного кластеров на инновационной основе с учетом разработки технологических платформ, касающихся освоения океана, авиационной мобильности и авиационных технологий, национальной космической технологической платформы, технологий мехатроники встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения.
    Необходимо довести долю машиностроения в промышленности Северо-Западного федерального округа к 2020 году до 30 процентов, а его долю в экспорте - до 20 процентов.
    В машиностроительном комплексе до 2020 года целесообразно осуществление следующих стратегических проектов:
    восстановление станкостроительных предприятий (г. Санкт-Петербург, Вологодская область);
    строительство завода по производству энергетического оборудования (г. Санкт-Петербург);
    модернизация и развитие предприятий точного машиностроения и приборостроения (г. Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская и Вологодская области, Республика Карелия);
    модернизация и развитие предприятий машиностроительной отрасли (Мурманская область);
    модернизация и развитие предприятий радиоэлектронной промышленности (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);
    строительство предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская и Новгородская области);
    модернизация и развитие предприятий судостроения и судоремонта (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская и Мурманская области);
    модернизация и развитие предприятий по производству медицинского оборудования (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);
    модернизация и развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская и Псковская области);
    формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.
 

2. Металлургический комплекс

 
    Черная и цветная металлургия входят в число ведущих отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа. Металлургические предприятия являются центрами инновационной активности и инвестиций, в значительной мере определяют возможности развития машиностроения и транспорта. Предприятия комплекса во многих субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, имеют важное градообразующее и бюджетообразующее значение, при этом остается высокой степень износа основных фондов. Основная часть продукции комплекса идет на экспорт, что определяет его сильную зависимость от мировой конъюнктуры.
    В структуре промышленного производства Северо-Западного федерального округа металлургический комплекс занимает 2-е место по объемам выпуска продукции. Особое место предприятия комплекса занимают в экономике Вологодской и Мурманской областей. Крупные объекты расположены в Республике Карелия, Новгородской и Ленинградской областях. Расширяются инвестиции в различные сферы, относящиеся к металлургическому комплексу, в Архангельской области и Республике Коми. Важнейшую роль в развитии комплекса как научно-технического, инновационного, образовательного и промышленного центра играет г. Санкт-Петербург.
    К наиболее крупным предприятиям металлургического комплекса в Северо-Западном федеральном округе относятся предприятия, расположенные в гг. Череповце, Костомукше и Оленегорске, а также строящееся предприятие по добыче алмазов в Архангельской области.
    Предприятия металлургического комплекса испытали в 2008 - 2009 годах серьезные трудности, связанные с мировым финансовым кризисом. Произошло существенное снижение сбыта и объемов производства, нарушение производственно-технологических связей и высвобождение персонала. В некоторых регионах (г. Пикалево, Ленинградская область) это приняло особо острые формы.
    Факторами, ограничивающими развитие комплекса, являются неудовлетворительное состояние минерально-сырьевой базы и недостаточный уровень координации деятельности предприятий-смежников (угольных, транспортных, энергетических и химических).
    Возникающие проблемы в функционировании металлургического комплекса оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие территорий населенных пунктов, в том числе моногородов.
    Важное значение для металлургического комплекса имеет расширение производства на внутреннем рынке России, в том числе за счет развития связей с машиностроительными и нефтегазодобывающими предприятиями Северо-Западного федерального округа и объектами оборонно-промышленного комплекса.
    До 2020 года сохранится благоприятная ситуация для дальнейшего развития металлургического комплекса Северо-Западного федерального округа - близость внешних рынков, развитая инфраструктура, наличие научно-проектной базы и возможностей повышения квалификации кадров, резервов внутреннего спроса как в округе, так и России в целом. Дополнительным позитивным фактором будет расширение комплекса за счет освоения ископаемых ресурсов восточной части Кольского полуострова, Тимано-Печорского кряжа, рудных ресурсов и арктического континентального шельфа Российской Федерации. Будут промышленно освоены богатые алмазоносные территории к северо-востоку от г. Архангельска.
    Будут существовать определенные угрозы и сложности в развитии металлургического комплекса. К ним относятся возрастающий дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, исчерпание ряда месторождений и отставание геолого-разведочных работ, возрастание экологических требований, усложнение ситуации с энергообеспечением и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран.
    Главными целями развития металлургического комплекса Северо-Западного федерального округа являются дальнейший рост объемов выпуска продукции на основе инновационного развития предприятий, диверсификации производства и выхода на новые рынки сбыта в России и за рубежом, а также повышение эффективности производства за счет внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, роста культурно-технического уровня и квалификации работников, совершенствования инфраструктуры и организационных и институциональных условий.
    Необходимо ориентировать деятельность металлургического комплекса Северо-Западного федерального округа на развитие высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры, машиностроения и нефтегазодобычи на основе разработки технологической платформы, касающейся материалов и технологий металлургии.
    Приоритетным направлением в развитии комплекса будет обеспечение выравнивания условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской продукции. В числе мер, направленных на решение этой задачи, предусматривается расширение лизинга современного оборудования, развитие кредитного сотрудничества предприятий комплекса с банками региона, улучшение сопровождения инвестиционных проектов и создание условий для привлечения инвестиций (в том числе за счет налогового стимулирования), а также поддержка научно-проектной сферы металлургического комплекса региона и системы специального образования на основе расширения сотрудничества с предприятиями.
    В соответствии со стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года предусматривается реконструкция и модернизация производств на предприятиях металлургического комплекса Северо-Западного федерального округа в целях обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
    Стратегические проекты в металлургическом комплексе Северо-Западного федерального округа будут связаны с реконструкцией существующих металлургических предприятий, расположенных в гг. Череповце, Волхове, Кандалакше, Надвоицы, Мончегорске, Никеле и Санкт-Петербурге, горно-обогатительного комбината в г. Костомукше. Предусматривается осуществлять в Мурманской области добычу и обогащение руд черных и цветных металлов, г. Санкт-Петербурге - прокатное производство, Архангельской области - добычу алмазов.
 

3. Комплекс радиоэлектронной промышленности

 
    Предприятия и организации Северо-Западного федерального округа занимают ведущее положение в радиоэлектронной промышленности России. На территории округа находятся 59 промышленных и научных организаций радиоэлектронной промышленности, на которых занято свыше 32 тыс. человек, что составляет 12,5 процента общего количества работников радиоэлектронной промышленности России. Предприятия и организации радиоэлектронной промышленности расположены в 3 регионах округа - г. Санкт-Петербурге (45 предприятий и организаций с численностью работников 26 тыс. человек), Новгородской области (8 предприятий и организаций - 4,3 тыс. человек), Псковской области (6 предприятий и организаций - 1,4 тыс. человек). Основной научно-технический и промышленный потенциал сосредоточен в г. Санкт-Петербурге.
    Экономико-географическое и социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа можно определить как благоприятное для развития радиоэлектронной промышленности. Основными позитивными факторами являются:
    уникальность округа как зоны внешних контактов Российской Федерации со странами Европейского союза;
    устойчивые связи с другими регионами, в том числе с Центральным федеральным округом;
    высокий уровень экономического потенциала и развития социальной, экономической и коммуникационной инфраструктуры.
    Конкурентные преимущества определяются развитой инфраструктурой и высоким научно-техническим потенциалом.
    Ожидается, что темпы роста производства промышленной продукции в Северо-Западном федеральном округе в 2011 году составят 112,7 процента (в сопоставимых ценах), а в 2013 году объем промышленного производства вырастет более чем в 1,6 раза по сравнению с 2009 годом (в сопоставимых ценах).