Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 296. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СП 2.4.990-00. 2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000)

Дата документа01.11.2000
Статус документаДействует
МеткиСп · Правила

    

Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации,
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
1 ноября 2000 года

 

Дата введения -
с момента утверждения

 

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СП 2.4.990-00

 
    1. Разработаны: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Б.3. Воронова, М.И. Степанова, В.И. Белявская, Н.Н. Куинджи, 3.И. Сазанюк, Г.М. Сапожникова, К.Э. Павлович, Г.А. Шаршаткина); при участии Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ (А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская); НИИ дезинфектологии МЗ РФ (Л.С. Федорова, А.И. Фролова); Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского ММА им. И.М. Сеченова МЗ РФ (В.П. Сергиев, Н.А. Романенко, А.И. Чернышенко); Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана МЗ РФ (И.И. Пономаренко); Департамента госсанэпиднадзора МЗ РФ (Б.Г. Бокитько, М.Ф. Глазкова); Министерства образования РФ (Л.К. Сидорова, Л.П. Рябова, И.Н. Володина, Т.Г. Балашова); Российского института общественных зданий (В.И. Степанов).
    2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
    3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
    4. В государственной регистрации не нуждаются, т.к. носят технический характер, новых правовых норм не содержат (письмо Минюста России от 14 декабря 2000 г. N 10936-ЮД).
    5. Введены взамен "Санитарных правил по устройству и содержанию детских домов", утвержденных Минздравом СССР 20.07.64.
 

Федеральный закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

 
    "Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические или иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний".
    "Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" (статья 39).
    "За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность" (статья 55).
 

1. Общие положения и область применения

    
    1.1. Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 5 января 1996 г., "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 558 утверждены Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 
 
    Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предназначены для работников органов и учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования.
 

2. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

2.1. Требования к участку

 
    2.1.1. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.
    2.1.2. Площадь земельных участков интернатных учреждений, вне зависимости от их вместимости, должна составлять не менее 150 кв. м на одного воспитанника, не считая площади хозяйственной зоны и площади застройки.
    2.1.3. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым, иметь не менее двух въездов (основной и хозяйственный) и удобные подъездные пути.
    2.1.4. Санитарные разрывы от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
    Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами в школах-интернатах должны составлять не более 50 м, от основных зданий интернатных учреждений до автомагистралей - не менее 150 м, до хозяйственной зоны - не менее 100 м, дорог местного значения - не менее 30 м.
    Подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке не должны пересекаться с проездными путями транспорта.
    2.1.5. На земельном участке интернатных учреждений выделяют следующие функциональные зоны:
    - зона застройки;
    - физкультурно-спортивная,
    - учебно-опытная;
    - зона отдыха;
    - хозяйственная зона.
    В интернатных учреждениях смешанного типа выделяется зона групповых площадок для детей дошкольного возраста.
    Для интернатных учреждений, расположенных в сельской местности, выделяется зона для подсобного хозяйства в непосредственной близости от этих учреждений.
    Расстояние от ферм до жилых построек согласовывается территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) с учетом местной ситуации.
    2.1.6 Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% от общей площади территории интернатного учреждения. Во избежание снижения освещенности в помещениях, кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья - 10 м от здания. Ширина зеленой полосы со стороны улицы составляет 6 м, а с других сторон - 1,5 м. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
    2.1.7. Площадь групповой площадки для детей дошкольного возраста принимается из расчета не менее 7,2 кв. м на одного ребенка.
    Площадки закрепляются за каждой группой детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки устанавливается теневой навес площадью не менее 40 кв. м. Полы делаются деревянными и устанавливаются на расстоянии не менее 15 см от земли.
    В I, II, III климатических районах теневые навесы ограждаются с трех сторон, высота ограждения - не менее 1,5 м. В IА, IВ, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуются отапливаемые прогулочные веранды.
    2.1.8. Общая физкультурная площадка должна иметь площадь не менее 200 кв. м, травяное покрытие и оборудоваться:
    - беговой дорожкой длиной 30 м;
    - ямой для прыжков (4 x 4);
    - зоной для спортивных игр;
    - зоной для проведения закаливающих мероприятий, хорошо инсолируемой в дневное время;
    - зоной для гимнастических снарядов;
    - площадкой для профилактики плоскостопия.
    Групповые площадки по периметру участка соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м - для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения.
    2.1.9. В III климатическом районе следует предусматривать устройство открытых ванн для обучения детей плаванию и плескательных ванн для игр детей, а также устройство гелиодушевых.
    2.1.10. Физкультурно-спортивная зона для детей школьного возраста включает:
    - площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса);
    - специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля);
    - комбинированное поле для футбола, ручного мяча;
    - два сектора для прыжков в высоту и длину;
    - площадки для мини-футбола, хоккея, мини-волейбола, мини-тенниса, городков, лапты;
    - бассейн (по возможности).
    2.1.11. Устройство и оборудование площадок должно соответствовать росту и возрасту детей и исключать возможность травматизма детей во время игр и занятий.
    2.1.12. Физкультурно-спортивную зону не размещают со стороны окон учебных помещений зданий интернатных учреждений.
    Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон здания; при наличии ограждения площадок высотой 3 м расстояние от них может быть сокращено до 15 м, площадки для других видов физкультурно-спортивных занятий должны располагаться на расстоянии не менее 10 м.
    2.1.13. Зона отдыха должна быть хорошо озеленена и располагаться вдали от источников шума (спортплощадок, гаражей, мастерских).
    Состав, планировочная организация и оборудование площадок должны удовлетворять потребностям детей в различных видах игр.
    Покрытие площадок должно быть хорошо дренирующим и беспыльным.
    2.1.14. Учебно-опытная зона включает:
    - участок овощных культур;
    - участок плодово-ягодных культур;
    - участок цветочно-декоративных растений;
    - теплицу;
    - живой уголок для мелких животных и птиц (животные и птицы обязательно должны проходить ветнадзор);
    - площадку для занятий на воздухе (с навесом).
    2.1.15. Площадь хозяйственной зоны принимается из расчета 3 кв. м на 1 человека.
    Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок и изолируется от остальной территории зелеными насаждениями.
    Хозяйственная зона имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.
    На территории хозяйственной зоны могут размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива, сооружения водоснабжения с санитарно-защитной зоной (при отсутствии центрального водоснабжения), гараж, овоще-, фрукто-, картофелехранилище, складские помещения; выделяются места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.
    На хозяйственном дворе располагаются мусоросборники на специальной бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания. Размер асфальтированной части площадки должен быть увеличен по отношению к площади мусоросборника на 1,5 м с каждой стороны.
 

2.2. Требования к зданию

 
    2.2.1. Гигиенические требования к планировочной структуре здания исходят из содержания воспитательной работы с детьми и типа интернатного учреждения - традиционного воспитания и обучения детей в детских домах и школах-интернатах и нетрадиционного воспитания.
    2.2.2. Интернатные учреждения традиционного типа:
    2.2.2.1. Вместимость интернатных учреждений традиционного типа не должна превышать 300 мест, оптимальная вместимость детских домов - 60 мест.
    Планировочное решение здания интернатного учреждения должно обеспечивать четкое деление на основные функциональные группы помещений: жилые, общевоспитательного назначения, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные и бытовые с пищеблоком и постирочной. Для детей школьного возраста в детских домах, помимо перечисленных, выделяется группа помещений для внеучебных занятий: приготовления уроков, музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности и др.
    Взаимное расположение отдельных групп помещений предусматривает удобные и короткие связи.
    2.2.2.2. Интернатные учреждения размещают в отдельно стоящих зданиях, детские дома для детей дошкольного возраста - в двухэтажных зданиях, детские дома и школы-интернаты для детей школьного возраста и смешанного типа - в зданиях не более 3 этажей.
    В детских домах смешанного типа допускается размещение дошкольных групп только ниже 3 этажа зданий.
    2.2.2.3. В здании необходимо строго соблюдать принцип изоляции жилых помещений от административно-хозяйственных и помещений общего назначения, дошкольных групп от школьных, а также между группами детей дошкольного возраста.
    2.2.2.4. В детских домах смешанного типа входы в здание для детей дошкольного и школьного возраста необходимо предусматривать раздельными.
    В дошкольных детских домах одним входом могут пользоваться не более 4 дошкольных групп.
    При небольшой вместимости (до 60 человек) допускается пользоваться общим входом детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также централизованным гардеробом с помещением для сушки одежды и обуви.
    Наружные входы в здания оборудуются тамбурами: одним - в IIIБ климатическом подрайоне, двойным - в IВ, IД, II и III климатических районах, тройным тамбуром под углом - в IА, IБ и IГ климатических подрайонах (наружная дверь должна открываться вовнутрь).
    2.2.2.5. При входе в здание интернатного учреждения располагаются гардероб для персонала и посетителей и гостиная для встречи детей с родственниками (площадь не менее 12 кв. м), санитарный узел с умывальником.
    2.2.2.6. Комплекс помещений, необходимый для проживания группы детей, проектируется по принципу жилой ячейки.
    Необходимый состав и площади помещений, входящих в жилые ячейки для детей разного возраста в интернатных учреждениях, приведены в табл. 2.1.
    Площади помещений спальных, раздевальных и гардеробных в интернатных учреждениях, размещаемых в IА, IБ и IГ климатических подрайонах, следует увеличивать на 10%.
    Спальни для детей от 3 до 7 лет проектируются на группу из расчета 3,0 кв. м на одного ребенка. Норма площади на одного воспитанника школьного возраста должна быть не менее 6 кв. м.
    Для детей школьного возраста спальни для мальчиков и девочек предусматриваются раздельными и рассчитаны: для школьников до 11 лет - не более чем на 3 места, для школьников 11 - 15 лет - не более чем на 2 - 3 места, для школьников 16 - 18 лет - не более чем на 2 места, а для детей - родственников - на 2 - 3 места.
    В IА, IБ и IГ климатических подрайонах для детей дошкольного возраста следует предусматривать отапливаемые прогулочные веранды из расчета 2,5 кв. м на одно место.
 

Таблица 2.1

 

СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ НА 1 ГРУППУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Наименование помещений в жилых ячейках Площадь (кв. м) на 1 группу детей (10 человек)
дошкольники школьники
Раздевальная 16 18
Комната для сушки одежды и обуви 4 4
Игровая 50  
Буфетная 5  
Комната для индивидуальных занятий со специалистами (логопед, психолог) 9 9
Комната отдыха 9 36
Комната для приготовления уроков  36
Спальные 3,0 кв. м/чел. 6,0 кв. м/чел.
Санитарный узел 0,8 кв. м/чел. 0,35 кв. м/чел.
Комната для стирки и сушки мелких вещей  6
Комната для глажения и чистки одежды  5
Комната для хранения колясок, санок 6 6
Комната для хранения личных и сезонных вещей 6 9
Комната дежурного воспитателя 9 9
Комната гигиены девочек  4

 
    Раздевальные помещения оборудуются встроенными шкафами для раздельного хранения одежды и обуви.
    Вблизи раздевалок предусматриваются комнаты для сушки одежды и обуви, оборудованные подводкой горячей воды, вентиляцией, стеллажами и приспособлениями для сушки одежды.
    Санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста оборудуются из расчета: 5 детских умывальников, 4 детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 2 душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, 1 полотенцесушитель, 4 ногомойки.
    Высота установки детских санитарных приборов от пола до борта прибора составляет: умывальников для детей младшего дошкольного возраста - 0,4 м, умывальников для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м, ванн на постаментах - 0,6 м, глубокого душевого поддона для детей первой младшей группы (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,6 м, мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
    Для детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста туалетные комнаты проектируются раздельными для мальчиков и девочек и оборудуются: 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками на 10 человек.
    Туалетные оборудуются 2 унитазами на 5 девочек и 2 - на 5 мальчиков, 1 писсуаром на 5 мальчиков. Туалетные кабины оборудуются дверью.
    Душевые кабины (с раздевальными) оборудуются из расчета 1 рожок не более чем на 5 человек.
    Комнаты личной гигиены девочек оборудуются из расчета не менее 2-х кабин на 15 девочек, оборудованных биде или поддоном с гибким шлангом, умывальником и унитазом.
    Необходимо предусмотреть помещения для уборочного инвентаря (площадью 3 кв. м), оборудованные подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок).
    На каждом этаже предусматривается санитарный узел для персонала, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе.
    2.2.2.7. Состав и площади помещений общевоспитательного назначения приведены в Прилож. 1.
    2.2.2.8. В детских домах для детей дошкольного возраста вместимостью 100 мест следует предусматривать один зал для музыкальных и гимнастических занятий, при увеличении вместимости детского дома более 100 мест - 2 зала. Залы для музыкальных и гимнастических занятий детей не должны быть проходными.
    Для воспитанников школьного возраста в школах-интернатах площадь учебно-спортивного зала составляет не менее 288 кв. м, в детских домах - не менее 162 кв. м.
    Необходимо выделить тренажерный зал и оборудовать его тренажерами: (например, типа "Здоровье", "Стенка здоровья", "Горка для бега", "Беговая дорожка" и др.), велотренажерами и велоэргометрами, гребными тренажерами (например, "Гребля", "Кавказец" и др.), переносимыми тренажерами (эспандеры, диски вращения) и другие.
    2.2.2.9. Примерный состав и площади административно-хозяйственных и бытовых помещений детских домов приведены в Прилож. 2.
    2.2.2.10. Помещения для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными и иметь отдельные входы (окна). Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону постирочной.
    Не устраивают вход в постирочную против входов в помещения групповых ячеек и пищеблока.
    В интернатных учреждениях, полностью обслуживаемых фабрикой-прачечной, следует предусматривать помещение площадью 4 - 6 кв. м в зависимости от количества мест в учреждении с отдельным наружным выходом для сортировки и сдачи грязного белья.
    2.2.2.11. Состав и площади учебных помещений школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны соответствовать требованиям по проектированию школ и школ-интернатов общего типа и гигиеническим требованиям к общеобразовательным учебным заведениям.
    2.2.2.12. Медицинские помещения размещаются на первом этаже в изолированном блоке. Медицинский блок состоит из приемно-карантинного отделения, изолятора и врачебно-процедурных кабинетов (табл. 2.2).
    Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости учреждения и рассчитано не менее чем на 3 инфекции.
    Комната дежурной медицинской сестры размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
    Посудомоечная при буфетной-раздаточной оборудуется тремя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды. Примерный состав и площади группы медицинских помещений приведены в табл. 2.2.
 

Таблица 2.2

 

ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И РАЗМЕРЫ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    

Наименование помещений Площадь (кв. м)
Приемно-карантинное отделение:  
приемно-смотровая 6
изоляционные палаты: на 2 койки - 1 12
на 1 койку - 1 6
буфетная 4