Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 976. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 24.01.2012 N 14-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

Дата документа24.01.2012
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиРаспоряжение · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 января 2012 г. N 14-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.
    2. Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти осуществлять мониторинг реализации Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года и ежегодно представлять доклад о ходе ее реализации в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 января 2012 г. N 14-р

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

ПАСПОРТ
Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Наименование Программы - Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года
Основание для разработки Программы - протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 июня 2010 г. N ВП-П9-35пр (г. Новокузнецк),
 протокол заседания Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2011 г. N 12
Ответственный исполнитель Программы - Министерство энергетики Российской Федерации
Соисполнители Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ростехнадзор
Подпрограммы Программы - "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование";
 "Развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений";
 "Завершение реструктуризации угольной промышленности";
 "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля";
 "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров";
 "Обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли";
 "Развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний";
 "Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности"
Программно-целевые инструменты Программы - стимулирование создания необходимой для развития рынков российского угля транспортной и портовой инфраструктуры за счет софинансирования соответствующих проектов и региональных программ;
 стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в отечественной электро-и теплоэнергетике, в том числе за счет разработки новых технических стандартов на угольную продукцию;
 стимулирование реализации энергосберегающих проектов в угольных компаниях за счет применения экономических механизмов, предусматриваемых государственной программой Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", стимулирование инвестиционных вложений в создание новых центров угледобычи и модернизацию действующих производств по добыче и комплексной переработке угля с привлечением механизмов налогового стимулирования (на региональном уровне) и предоставление государственных гарантий под привлекаемые кредиты;
 финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области совершенствования технико-технологических решений при добыче, обогащении, переработке и комплексном использовании угля, научного обеспечения деятельности организаций угольной промышленности;
 финансирование образовательной деятельности в сфере горного дела;
 финансирование мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной промышленности и совершенствованию отраслевой информационной системы;
 создание системы мониторинга реализации Программы (в том числе с использованием механизма индикативного планирования);
 организация и определение конкретных форм государственно-частного партнерства при реализации основных мероприятий Программы
Проекты государственных программ, в которые "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
включаются мероприятия "Энергоэффективность и развитие энергетики";
Программы "Развитие транспортной системы";
 "Региональная политика и федеративные отношения";
 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
 "Развитие науки и технологий";
 "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
 "Развитие здравоохранения";
 "Содействие занятости населения";
 "Охрана окружающей среды"
Цель Программы - реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны
Задачи Программы - развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;
 развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;
 завершение реструктуризации угольной промышленности;
 развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;
 обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;
 обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;
 развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;
 совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности
Целевые индикаторы и показатели Программы - последовательная модернизация и обновление производственных мощностей по добыче угля: 25 процентов мощностей - на первом этапе;
 50 процентов - на втором этапе;
 100 процентов - на третьем этапе;
 увеличение производительности труда в отрасли в 1,3 раза к 2015 году, в 2,4 раза к 2020 году и в 5 раз к 2030 году;
 повышение конкурентоспособности угольных компаний (в том числе рост рентабельности активов от 8 до 25 процентов);
 повышение (не менее чем в 2 - 3 раза по основному кругу показателей) уровня промышленной и экологической безопасности в отрасли;
 увеличение примерно в 1,5 раза объема поступлений в бюджет (недропользование, налоги, в ценах 2010 года)
Этапы и сроки - 2011 - 2030 годы, в том числе:
реализации Программы первый этап - 2011 - 2015 годы;
 второй этап - 2016 - 2020 годы;
 третий этап - 2021 - 2030 годы
Объем финансирования Программы - общий объем финансирования - 3694,3 млрд. рублей, в том числе - 250,7 млрд. рублей за счет бюджетных средств:
 из них по государственным программам:
 "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - 25,2 млрд. рублей,
 из них - 6,3 млрд. рублей за счет бюджетных средств;
 "Энергоэффективность и развитие энергетики"2266,7 млрд. рублей,
 из них - 35,5 млрд. рублей за счет бюджетных средств;
 "Развитие транспортной системы" - 1258,1 млрд. рублей,
 из них - 195,5 млрд. рублей за счет бюджетных средств, в том числе 57,6 млрд. рублей за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
 "Региональная политика и федеративные отношения" - затраты на реализацию мероприятий не предусмотрены;
 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - затраты на реализацию мероприятий не предусмотрены;
 "Развитие науки и технологий" - 0,3 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);
 "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" - 0,6 млрд. рублей,
 из них - 0,6 млрд. рублей за счет бюджетных средств;
 "Развитие здравоохранения" - 0,02 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);
 "Содействие занятости населения" - 0,35 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);
 "Охрана окружающей среды" - 143,1 млрд. рублей, из них - 12,8 млрд. рублей за счет бюджетных средств
Объемы бюджетных ассигнований Программы - объем бюджетных ассигнований - 250,7 млрд. рублей,
 из них:
 на завершение реструктуризации угольной промышленности - 31,1 млрд. рублей;
 на развитие транспортной инфраструктуры - 195,5 млрд. рублей, из них за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 57,6 млрд. рублей;
 на предотвращение чрезвычайных ситуаций и проведение природоохранных мероприятий в угольной промышленности - 12,8 млрд. рублей
Объем внебюджетных средств - объем внебюджетных средств - 3443,6 млрд. рублей,
 в том числе:
 инвестиции в основной капитал - 3253,6 млрд. рублей (оценка инвестиций в основной капитал частными инвесторами сделана в предположении, что отдельными угольными компаниями в установленном порядке будут оформлены права на государственные гарантии по займам или предоставление налоговых льгот (на региональном уровне), в противном случае объем инвестиций в основной капитал может оказаться существенно ниже);
 средства угольных компаний, кроме инвестиций в основной капитал - 1,2 млрд. рублей;
 средства ликвидационных фондов, формируемые недропользователями, - 118,8 млрд. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы - в результате реализации мероприятий (проектов) Программы на принципах государственно-частного партнерства предполагается в том числе обеспечить:
 увеличение среднегодового прироста объема запасов угля до 530 млн. тонн, в том числе коксующегося - до 105 млн. тонн;
 введение за весь период 505 млн. тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля при выбытии 375 млн. тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий и сокращении уровня износа основных фондов с 70 - 75 процентов до 20 процентов;
 рост поставок российского угля для электроэнергетики на внутреннем рынке с 68 до 90 млн. тонн условного топлива в год при увеличении доли экспорта в поставках угольной продукции с 38,5 процента до 43 - 44 процентов и объема мощностей угольных терминалов портов России с 69 до 190 млн. тонн;
 снижение не менее чем в 1,5 раза энергоемкости добычи и переработки угля;
 доведение годового объема добычи шахтного метана до 35 - 50 млрд. куб. метров, объема переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов - до 15 - 17 млн. тонн, доли комплексного использования отходов угольного производства - до 45 процентов; снижение аварийности и травматизма не менее чем на 30 процентов;
 доведение уровня рекультивации земель до 100 процентов величины годового нарушения;
 прирост поступлений в федеральный бюджет от организаций угольной отрасли, составляющий 1706,6 млрд. рублей

I. Развитие российской угольной промышленности

1. Состояние и основные проблемы развития российской угольной промышленности

 
    За последние 10 лет мировое потребление угля выросло почти на 50 процентов (потребление газа - примерно на 30 процентов, нефти и атомной энергии - менее чем на 10 процентов). Уголь является одним из главных энергоресурсов, способных удовлетворить основные энергетические потребности растущего населения и развивающейся мировой экономики.
    Конкурентные преимущества российской угольной отрасли в рамках отечественного топливно-энергетического комплекса заключаются:
    в наличии огромных (2-е место в мире) запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет;
    в наличии значительного опыта использования этого энергоресурса, повышении устойчивости энергоснабжения (в том числе в кризисных ситуациях);
    в возможности выхода на мировой рынок;
    в наличии существенных резервов повышения эффективности, многообразии различных видов угольной продукции;
    в возможности адаптации к меняющимся условиям рынка;
    в интеграции с приоритетными направлениями инновационного развития экономики;
    во вкладе в региональную энергетическую безопасность.
    За последние 10 лет объем добычи российского угля вырос примерно на четверть, объем его экспорта - почти в 3 раза.
    Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. Возобновился после длительного перерыва ввод новых мощностей по добыче угля, главным образом в Кузнецком бассейне. Ведется наращивание мощностей угольных терминалов российских портов.
    Существенно (примерно на 45 процентов) увеличились объемы обогащения угля, в том числе коксующегося - на 13 процентов, энергетического - более чем в 2 раза. В настоящее время обогащается 95 процентов коксующегося и 22 процента энергетического угля.
    Прекращено дотирование угольной промышленности государством, а развитие предприятий отрасли осуществляется в основном за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов (около одной трети общего объема инвестиций).
    Продолжается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России. За 1992 - 2010 годы были закрыты 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 14727 тыс. кв. метров зданий и сооружений, рекультивировано 5627,7 тыс. гектаров нарушенных земель, потушено и ликвидировано 36 пожаров на породных отвалах и в подземных выработках, построено 53 водоотливных комплекса и 10 очистных сооружений шахтных вод, отремонтировано 36 объектов, пострадавших от ведения горных работ, переселено из ветхого аварийного жилья 34,4 тыс. семей, реконструированы и построены 747 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 96 котельных, 141 объект водоснабжения, 79 объектов газоснабжения, 86 объектов электроснабжения, 46 объектов теплоснабжения, 39 очистных сооружений бытовых стоков, 79 объектов связи и 181 прочий объект.
    В то же время существует целый ряд проблем развития отечественной угольной отрасли, не позволяющих в полной мере реализовать указанные конкурентные преимущества. В их числе:
    сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;
    высокая доля затрат на транспортную составляющую в цене угольной продукции;
    невостребованность повышения качества и глубокой переработки угля, получения новых видов угольной продукции;
    увеличение доли подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях;
    отсталость горного хозяйства и изношенность основных фондов шахт и разрезов;
    неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля и наличие "узких мест" в инфраструктуре традиционных районов добычи;
    затянувшийся (в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств) процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.);
    неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;
    сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, а также высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;
    низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствующие привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;
    нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.
 

2. Альтернативные сценарии развития угольной промышленности

 
    Отправной точкой для формирования альтернативных сценариев развития угольной промышленности на период до 2030 года являются глобальные проблемы предстоящего периода.
    Первой проблемой является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. В предстоящий период серьезное влияние на развитие мировой экономики будут оказывать проблемы, связанные:
    с преодолением энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии;
    с усилением влияния экологических факторов и факторов изменения климата.
    В этих условиях факторы энергоэффективности будут сдерживать наращивание объемов потребляемых мировой экономикой энергоресурсов. Изменится сам характер рынка энергоресурсов, его ценовые и объемные характеристики все в большей мере будут определяться не производителем энергоресурсов, а их потребителем, что значительно усилит экологические требования к использованию энергоресурсов.
    Второй проблемой является ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее 10-летие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы развития экономики, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники.
    Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российского энергетического сектора, а также повысить его уязвимость в условиях нарастающего соперничества на энергетических рынках и дефицита квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров.
    Третьей проблемой является исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на наращивании топливного и сырьевого экспорта, а также на выпуске товаров для внутреннего потребления с низкой стоимостью топлива, электроэнергии, рабочей силы.
    Кроме того, эта проблема в последнее время усиливается нарастанием новых внутренних ограничений роста, обусловленных недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.
    С учетом изложенного были проанализированы альтернативные сценарные варианты развития угольной промышленности, отличающиеся прогнозными объемами добычи.
    Проведена оценка 3 альтернативных сценарных вариантов, предусматривающих к 2030 году:
    рост железнодорожных тарифов при 1-м варианте - в 2,5 раза;
    рост железнодорожных тарифов при 2-м варианте - в 3,27 раза;
    рост железнодорожных тарифов при 3-м варианте - в 4,06 раза.
    Рассчитаны объемы инвестиций в основной капитал и затрат на ликвидацию предприятий угольной промышленности, а также общего корпоративного сальдо денежных средств, прироста выплат отрасли в бюджет Российской Федерации.
    При этом безальтернативным условием являлось проведение модернизации угольной отрасли с достижением к концу рассматриваемого периода уровня производительности труда (добыча угля на 1 занятого), в 5 раз превышающего уровень 2009 года.
    На основе имеющихся международных оценок принята гипотеза о том, что мировая цена нефти к 2030 году составит не менее 110 - 120 долларов США за баррель. В соответствии с этим условием в 2030 году прогнозная цена CIF на высококачественный энергетический уголь составит 160 долларов США за тонну, а цена FOB - 145 - 150 долларов США за тонну.
    Прогнозируется, что средняя цена потребления энергетического угля на внутреннем рынке к 2030 году может находиться в диапазоне 95 - 120 долларов США за тонну и будет определяться прогнозируемой динамикой роста транспортных затрат и издержек на производство угольной продукции. Соответственно при росте железнодорожных тарифов в 2,5 раза к 2030 году прогнозируемая цена потребления составит не менее 95 - 100 долларов США за тонну, а при росте тарифов в 4 раза - не менее 120 долларов США за тонну.
    Следует отметить, что на реализацию любых сценариев развития отрасли будут оказывать существенное влияние следующие факторы и риски.
    Современная российская электроэнергетика практически не использует качественный каменный уголь, поскольку не располагает необходимым оборудованием для его эффективного использования. Кроме того, существует определенный риск для отечественных производителей качественного энергетического угля в случае возникновения избыточного предложения на мировом рынке и необходимости его дополнительного использования внутри страны.
    Потребление коксующегося угля на внутреннем рынке обусловлено тенденциями спроса со стороны черной металлургии и уже длительное время сохраняется на постоянном уровне, увеличение которого не прогнозируется ввиду постоянного технологического совершенствования металлургического производства в части сокращения удельного расхода кокса и расширения применения производства стали с использованием лома черных металлов. В случае реализации прогноза увеличения потребления кокса, предусмотренного Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, и соответствующего увеличения внутреннего спроса на концентраты коксующегося угля до 47 млн. тонн в 2020 году дополнительный объем угля для коксования может быть получен за счет создаваемых производственных мощностей на новых месторождениях.
    Во всем мире цементное производство является крупным потребителем каменного энергетического угля. В нашей стране (при отсутствии значимых экономических стимулов для использования угля по сравнению с природным газом) современную цементную промышленность ввиду ее технологической неготовности к переходу на твердое топливо нельзя рассматривать в качестве крупного потребителя угля, по крайней мере в среднесрочном периоде.
    Одним из факторов, способных кардинально изменить систему международной торговли углем, является превращение Китая из экспортера (объем поставок достигал 100 млн. тонн угля в год) в чистого импортера угля. В 2010 году объем импорта каменного угля в Китае впервые за последние годы превысил объем экспорта почти на 157 млн. тонн. Это предоставляет значительные перспективные возможности для расширения российских поставок каменного угля в Китай, при условии его ценовой конкурентоспособности и соответствия качества требованиям потребителей.
    При этом существует высокая вероятность увеличения разрыва между спросом и предложением на уголь на внутреннем рынке Индии, пытающейся разрешить проблему нарастающего дефицита угля за счет увеличения его импорта.
    В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность обострения конкурентной борьбы стран - экспортеров каменного угля за сохранение своих позиций на атлантическом рынке угля. При длительном существовании относительно низких цен на природный газ вполне вероятно развитие процесса замещения угля природным газом на тепловых электростанциях.
    В целом, вероятным является продолжение тенденции дальнейшего роста российского угольного экспорта, как минимум, в среднесрочном периоде. Этому будет способствовать рост объемов международной торговли углем, вызванный в том числе изменением отношения мирового сообщества к атомной энергетике в связи с землетрясением и техногенной аварией на станции Фукусима-1 в Японии.
    В свою очередь, возможность существенного наращивания российских экспортных поставок угольной продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китай, будет всецело зависеть от суммарной мощности и доступности транспортной инфраструктуры (включая портовую), качества поставляемого угля и ценовой конкурентоспособности российских экспортеров угля по сравнению с другими ведущими поставщиками, к которым уже в будущем присоединится Монголия (Тавантолгойское месторождение). Выход новых экспортеров угля на региональный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона значительно усилит рыночную конкуренцию российским поставщикам, особенно в товарном сегменте коксующегося угля месторождения Тавантолгой, который по своим качественным характеристикам аналогичен углю Эльгинского месторождения.
    Возможные риски и вероятность их проявления в качестве определенных барьеров, ограничивающих внутреннее потребление угля, формируют неоднозначную перспективу для внутреннего угольного рынка. Риски дальнейшего снижения потребления угля на внутреннем рынке могут оказаться сильнее тех немногих позитивов, которые поддерживают существующие позиции угля в топливно-энергетическом балансе страны. В этой связи в период до 2020 года продолжится процесс стагнации угольной энергетики, который может быть приостановлен более высоким уровнем спроса на электроэнергию в сочетании с реальной политикой мотивации частного бизнеса к использованию угля в электроэнергетике, особенно в регионах европейской части страны и на Урале.
    Тем не менее в краткосрочной перспективе актуальными остаются следующие задачи:
    создание правовых и экономических условий для обеспечения потребностей России в твердом топливе на основе эффективного использования потенциала отрасли;
    развитие промышленного транспорта в угольной отрасли, в том числе железнодорожного, включая подвижной состав;
    развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок угольной продукции на тепловые электростанции и на экспорт, а также строительство портов.
    В долгосрочной перспективе дополнительным сектором масштабного использования угля может стать глубокая переработка угля, в том числе в жидкие моторные топлива. Однако с учетом того, что существующий уровень готовности основных технологий глубокой переработки угля к их промышленному использованию, не считая традиционной коксохимии, пока не является достаточным для гарантированного объема и качества производимой конечной продукции и, соответственно, стабильного потребления угля, необходима своевременная консолидация усилий государства и бизнеса в данной сфере - по аналогии с соответствующими программами, реализуемыми в США и странах Европейского союза.
    В условиях роста конкуренции на внутреннем и внешних рынках угля безальтернативными требованиями к перспективному развитию угольной промышленности, в частности, становятся:
    снижение издержек в производстве и транспортировании угольных ресурсов до уровня, позволяющего удержать экспортные позиции в странах, уменьшающих использование традиционных видов топлива, и обеспечить конкурентное преимущество в экспорте угля в развивающиеся страны, наращивающие объемы использования топливно-энергетических ресурсов;
    устранение нефинансируемых федеральных мандатов, которыми в отличие от других отраслей промышленности обременена угольная отрасль в настоящее время;
    максимальное использование резервов повышения качества поставляемого угля с целью расширения его использования у потребителя и снижения затрат на перевозку;
    облегчение доступа угольных компаний на рынок заемного капитала для финансирования модернизации производства и повышения безопасности труда;
    последовательная модернизация угольной отрасли, позволяющая повысить эффективность "живого" труда;
    переход от торговли на внешнем и внутреннем рынках "простым энергоресурсом" к торговле высокотехнологичным "энергопродуктом", обеспечивающим (на основе глубокой переработки угля) увеличение коэффициента полезного действия его финального использования и сокращение транспортных затрат на доставку угля потребителю.
 

3. Рациональные варианты развития отрасли

 
    Рациональный как для бизнеса, так и для государства вариант развития угольной отрасли должен удовлетворять критериям корпоративной и бюджетной эффективности - то есть, обеспечивать, с одной стороны, положительное сальдо денежных средств, с другой - достаточный объем поступлений в федеральный бюджет.
    Как следует из результатов выполненных сценарных расчетов, при повышении железнодорожных тарифов к 2030 году в 2,5 раза положительное сальдо от производственной и ликвидационной деятельности достигается при уровне добычи на конец периода, равном 325 млн. тонн. При повышении железнодорожных тарифов к 2030 году в 3,27 раза и тем более в 4,06 раза суммарный корпоративный поток денежных средств, учитывающий выполнение программ производственной и ликвидационной деятельности, становится устойчиво отрицательным. Промежуточным значением, при котором потенциально может быть достигнуто положительное суммарное значение корпоративного сальдо денежных средств по производственной и ликвидационной деятельности, является повышение железнодорожных тарифов примерно в 2,9 раза к 2030 году.
    Таким образом, минимальным объемом добычи угля в 2030 году, обеспечивающим корпоративную эффективность отрасли, является величина, равная 325 млн. тонн.
    С увеличением объемов добычи угля повышается бюджетная эффективность отрасли. Однако это повышение имеет пределы роста. Так, в вариантах роста железнодорожных тарифов в 2,5 раза к 2030 году предел роста бюджетной эффективности достигается в диапазоне объемов добычи угля, составляющих 400 - 500 млн. тонн.
    Условиям безальтернативного обеспечения бюджетной эффективности и достижения при благоприятных условиях корпоративной эффективности отвечает прогнозный диапазон рациональных объемов добычи угля в 2030 году, составляющих 325 - 430 млн. тонн.
    Для обеспечения формирования в самой угольной отрасли достаточных ресурсов для ее устойчивого развития и реализации конкурентных преимуществ российских угольных компаний предусматривается привлечение государственных ресурсов на принципах государственно-частного партнерства.
    При этом государственные ресурсы должны быть направлены не на выборочное дотирование отдельных предприятий, а на участие в решении ряда системных проблем отрасли, которые не могут быть полностью и достаточно эффективно решены самим бизнесом.
    К числу основных направлений, требующих государственной поддержки, относятся:
    устранение инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава. При этом средства на решение этих задач в инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" должны в обязательном порядке дополняться ресурсами из государственного бюджета, что позволит избежать резкого роста транспортных затрат и потери конкурентоспособности российского угля на международном рынке;
    завершение реструктуризации угольной промышленности, включая решение проблем социального характера;
    инновационное развитие отрасли (с использованием таких механизмов государственной поддержки, как выдача долгосрочных кредитов на льготных условиях государственными банками, предоставление налоговых льгот на региональном уровне для проектов, направленных на модернизацию оборудования и инновационное развитие предприятий, государственное финансирование научно-исследовательских разработок и софинансирование пилотных инновационных проектов, в том числе в сфере глубокой переработки угля и получения продуктов с высокой добавленной стоимостью);
    развитие кадрового потенциала отрасли через переобучение и повышение квалификации персонала для обеспечения необходимого роста эффективности отрасли и перехода на современное высокотехнологичное оборудование.
    Оказание поддержки по указанным направлениям позволит обеспечить реализацию эффективного как на корпоративном, так и на государственном уровне проекта долгосрочного развития угольной отрасли. Для экономики в целом это в долгосрочной перспективе обеспечит:
    дополнительные доходы бюджетов различных уровней за счет поступления налоговых платежей от предприятий отрасли;
    поддержание занятости и социальной стабильности в угольных моногородах, что крайне важно с учетом того, что работники угольной промышленности представляют собой сильную консолидированную социальную группу;
    развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, где угольная промышленность является одним из важнейших составных элементов экономики;
    энергетическую безопасность Российской Федерации за счет диверсификации энергобаланса страны;
    инфраструктуру, которая может быть использована также и другими отраслями промышленности (прежде всего на азиатском направлении, имеющем стратегическое значение для развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона);
    дополнительные косвенные эффекты за счет роста выпуска продукции и занятости в других отраслях (машиностроение, железнодорожный транспорт, строительство и др.), заказы на продукцию которых будут возникать в процессе развития угольной промышленности (в том числе поддержание угольной отрасли имеет важное значение для железнодорожного транспорта, для которого именно уголь обеспечивает около 25 процентов объемов грузоперевозок).
 

II. Цели и задачи, структура и этапы реализации Программы

1. Цели и задачи Программы

 
    Как следует из анализа состояния, основных проблем и перспектив развития российской угольной промышленности, преодоление существующих проблем и рисков на пути ее эффективного и устойчивого долгосрочного развития может быть обеспечено лишь на основе государственно-частного партнерства, важнейшим инструментом которого призвана стать Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа).
    Реализация принципов государственно-частного партнерства в первую очередь требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса в этой сфере, а также объединения усилий государства и бизнеса, разделения ответственности и рисков.
    Основные интересы государства в рассматриваемой сфере связаны с реализацией зафиксированных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года положений долгосрочной государственной энергетической политики в рамках перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
    Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года стратегическими целями развития угольной промышленности являются надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами, повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия на окружающую среду.
    Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к долгосрочным приоритетам социально-экономического развития относятся развитие человеческого потенциала России, стимулирование предпринимательской активности и привлечения капитала в экономику, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе в энергетике, укрепление внешнеэкономических позиций России, переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
    Таким образом, именно обеспечение (или необеспечение) необходимого вклада угольной промышленности в достижение указанных стратегических ориентиров является с позиции государства определяющим.
    Интересы бизнеса связаны с экономически эффективным функционированием и инвестиционной привлекательностью угольных предприятий, максимизацией прибыли, сохранением имеющихся и занятием новых ниш на внутреннем и внешнем рынках угольной продукции, а также с возможностями осуществления долгосрочных планов развития компаний.
    Общей базой для успешной реализации долгосрочных интересов как государства, так и бизнеса в условиях рыночной экономики, может служить лишь максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний.
    Целью Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
    Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса в рассматриваемой сфере являются:
    модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных технологических, организационных и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах;
    создание "среды развития" угольных компаний, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организация рационального взаимодействия со смежными отраслями;