Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 432. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" МЕСТНОГО УРОВНЯ"

Дата документа18.01.2012
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПРИКАЗ
от 18 января 2012 г. N ЯК-7-1/9@

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" МЕСТНОГО УРОВНЯ

 
    В целях реализации полномочий налоговых органов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также в целях обеспечения взаимодействия налоговых органов с органами Федерального казначейства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления приказываю:
    1. Утвердить Единые требования к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня согласно приложению к настоящему приказу.
    2. Управлению информатизации (В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) внести в установленном порядке необходимые изменения в программные средства местного и регионального уровня по ведению информационного ресурса "Расчеты с бюджетом".
    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилову.
 

Исполняющий обязанности руководителя
Федеральной налоговой службы
К.В.ЯНКОВ

 
 
 

Утверждены
приказом ФНС России
от "__" _____ 2012 г. N ____

 

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" МЕСТНОГО УРОВНЯ

 
    Настоящие Требования устанавливают порядок организации работ по формированию информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня.
    Требования разработаны с учетом использования централизованных программных средств, применяемых в налоговых органах.
 

I. Общие положения

 
    1. Применительно к настоящим Требованиям используются следующие сокращения и определения:
    Кодекс - Налоговый кодекс Российской Федерации;
    карточка "РСБ" - информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" местного уровня;
    Правила указания информации в полях расчетных документов - Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России;
    ЭП - электронная подпись руководителя;
    ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;
    КПП - код причины постановки на учет;
    ОКАТО - общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
    КБК - коды бюджетной классификации доходов;
    АДБ - администраторы доходов бюджетов;
    УФК - Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;
    УФНС - Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
    ИФНС - инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня;
    МИ по КН - межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
    ЭПД - электронные платежные документы;
    Ведомость по форме N 48 - ведомость невыясненных поступлений;
    Уведомление по форме N 54 - уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пени, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов.
    2. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.
    Кроме того, в целях учета штрафов за налоговые правонарушения, которые невозможно отнести к конкретному налогу, сбору, а также за административные правонарушения открываются карточки "РСБ" по месту нахождения налоговых органов, вынесших соответствующие решения (постановления, протоколы), независимо от места постановки на учет в налоговом органе лиц, в отношении которых вынесены такие решения. Информация из данных карточек учитывается при формировании ИР "Расчеты с бюджетом" регионального уровня.
    Учет поступивших и возвращенных сумм платежей, администрируемых налоговыми органами, по которым не представляется налоговая отчетность (декларации, расчеты) и в отношении которых налоговыми органами не осуществляются мероприятия налогового контроля (сбор за выдачу свидетельства об упрощенном декларировании доходов, плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, средства федерального бюджета от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход государства, сборы за выдачу лицензий), осуществляется в реестре по учету поступлений и возвратов (приложение 6 к настоящим Требованиям).
    Одно и то же юридическое (физическое) лицо в зависимости от возлагаемых на него законодательством о налогах и сборах обязанностей может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек "РСБ" с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.
    Карточка "РСБ" (приложение 1 к настоящим Требованиям) состоит из призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.
    В призначной части указываются: ИНН, КПП (для организации), код вида налога (сбора), КБК, ОКАТО, ОКВЭД, статус плательщика, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика.
    Раздел II карточки "РСБ" содержит информацию о состоянии расчетов с бюджетом, который включает следующие блоки:
    - блок начислений;
    - блок поступлений;
    - блок сальдо расчетов.
    3. Ввод информации в систему АИС "Налог" для отражения в карточках "РСБ" осуществляется работниками структурного подразделения налогового органа, ответственного за ввод и обработку информации.
    Исправление ошибок, допущенных специалистами при вводе информации, производится путем проведения операции "сторно".
    Ошибочная запись сторнируется, и вводится запись "Сторно операции от _________ (указывается дата ввода неверной записи)". После этого вводятся правильные данные. Сторнирование ошибочной записи и ввод правильных данных производятся по дате обнаружения ошибки и ввода соответствующих исправлений. Не допускается нарушение хронологии ввода информации.
    Сторнирование начисленных к уплате сумм, ошибочно введенных в предшествующие периоды, и ввод правильных данных влияет на сальдо расчетов текущего периода, но не должно влиять на сумму начислений текущего периода. Это же условие должно соблюдаться при проведении сторнирующих операций, связанных с принятием решений по урегулированию задолженности.
    По решениям налоговых органов и судов информация отражается в карточках "РСБ" после вступления соответствующих актов в законную силу.
    Все операции, связанные с отражением в карточке "РСБ" решений судебных органов, проводятся после предварительного согласования с юридическим отделом соответствующего налогового органа.
    4. Структурные подразделения налоговых органов, ответственные за учет платежей, обязаны осуществлять постоянный контроль соответствия программного продукта настоящим Требованиям и другим правовым актам по ведению информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня в части вопросов, относящихся к их функциональной деятельности.
    На 1 января каждого года делается копия всей базы данных за год на электронных носителях информации, архивируется и подписывается ЭП. По окончании архивирования базы данных карточек "РСБ" составляется "Протокол о проведении архивирования базы данных на 1 января текущего года" за подписью руководителя налогового органа и начальника структурного подразделения, ответственного за информатизацию.
    Архивированные базы данных карточек "РСБ" на электронных носителях информации подлежат хранению в несгораемом шкафу в течение 5 лет.
    Архивированные базы данных карточек "РСБ" ликвидированных или реорганизованных организаций хранятся в налоговом органе в течение 5 лет с даты ликвидации или реорганизации организации, по физическому лицу - в течение 5 лет с даты снятия с учета в налоговом органе или смерти.
    В течение года на каждое первое число месяца делаются резервные копии базы данных на электронных носителях, которые хранятся в течение текущего года.
    В конце каждого рабочего дня после ввода информации в карточки "РСБ" делается резервная копия базы данных за день на электронных носителях информации, которая хранится в течение двух дней.
    5. В налоговых органах должны использоваться программные средства разграничения доступа, которые позволяют обеспечить:
    - определение состава пользователей, имеющих право доступа к системе баз данных и хранящейся в ней информации;
    - определение и изменение паролей пользователей;
    - идентификацию и проверку подлинности пользователя при каждом его входе в систему;
    - определение и изменение полномочий (функций) пользователей в системе;
    - идентификацию действий пользователей по добавлению или изменению информации, хранящейся в системе;
    - использование сертифицированных средств автоматизированного аудита действий пользователей, защиты целостности архивных копий документов с использованием ЭП, а также шифрования информации на электронных носителях.
    6. Карточки "РСБ" содержат сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне. Документы и носители, содержащие сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне, подлежат защите в установленном порядке.
    7. Доступ к информационному ресурсу карточка "РСБ" в режиме просмотра предоставляется должностным лицам вышестоящего налогового органа, межрегиональных инспекций по федеральным округам в период осуществления проверок налоговых органов.
    Распечатка информации, выполненная по требованию должностного лица, осуществляющего проверку, должна быть подписана начальником структурного подразделения, предоставившего соответствующую информацию, с указанием даты распечатки и передана проверяющему лицу под роспись.
 

II. Открытие карточек "РСБ"

 
    1. Открытие карточек "РСБ" вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций или физических лиц (индивидуальных предпринимателей; нотариусов, занимающихся частной практикой; адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; глав крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП (для юридических лиц).
    2. Карточки "РСБ" открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе: <1>
    


    <1> Открытие карточек "РСБ" для учета административных штрафов осуществляется с учетом положений, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Требований.
 
    - с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, т.е. с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов;
    - с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
    Карточки "РСБ" открываются по каждому из КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору и соответствующему коду ОКАТО.
    Перечень КБК, закрепленных за налоговыми органами, ежегодно устанавливается соответствующим приказом ФНС России - главным администратором доходов в порядке, определенном бюджетным законодательством.
    При указании значений кода ОКАТО следует учитывать особенности исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, установленные частью второй Кодекса.
    Код ОКАТО не является обязательным признаком только при открытии карточек "РСБ" по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
    При открытии карточек "РСБ" следует руководствоваться методическими указаниями ФНС России, регламентирующими особенности администрирования налогов (сборов) отдельными категориями налогоплательщиков.
    По налогам и сборам, уплата которых в соответствии с положениями Кодекса осуществляется по месту нахождения (месту регистрации) объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.), карточки "РСБ" открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.
    3. Для уведомления налогоплательщиков о значениях КБК и кодах ОКАТО рекомендуется на стендах ИФНС России размещать соответствующую информацию, а также информацию об адресе официального сайта ФНС России в сети Internet, где можно найти любой КБК и ОКАТО, используемый для заполнения деклараций и расчетных документов.
 

III. Работа с документами, поступившими из органов Федерального казначейства

 
    1. Обмен информацией между УФК и УФНС о поступивших, возмещенных суммах платежей, а также об исполненных решениях налоговых органов о зачетах, возвратах, уточнении платежей осуществляется в соответствии с приказом Минфина России, утверждающим порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с методическими указаниями ФНС России и Федерального казначейства, изданными в целях реализации вышеназванного приказа.
    УФНС получают из УФК следующую информацию:
    - запрос на выяснение принадлежности платежа;
    - выписку из сводного реестра поступлений и выбытий (только для УФНС);
    - выписку из лицевого счета АДБ;
    - приложение к выписке из лицевого счета АДБ (только для УФНС);
    - справку о перечислении поступлений в бюджеты;
    - справку органа Федерального казначейства, прилагаемую к выписке из лицевого счета АДБ;
    - уведомление о поступлениях в иностранной валюте;
    - информацию из расчетных документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета АДБ;
    - протокол с информацией об отказе и причинах отказа в исполнении принятых заявок на возврат, заявок на аннулирование, уведомлений об уточнении, зачете, межрегиональном зачете;
    - отчет о состоянии лицевого счета АДБ (только для УФНС).
    2. При получении из УФК информации в электронном виде должен осуществляться форматно-логический контроль:
    - полноты и корректности заполнения всех реквизитов ЭПД;
    - соответствия данных по КБК и ОКАТО выписки из лицевого счета АДБ данным, прилагаемым к выписке из документов, служащих подтверждением проведенной операции.
    В случае обнаружения расхождений формируется протокол с указанием типов (кодов) ошибок, текстовой расшифровки типов (кодов) ошибок и сумм, на которые расходятся данные выписки и прилагаемых к ней расчетных документов.
    3. При сортировке расчетных документов используются значения ИНН, КПП получателя - АДБ (по месту ведения карточек "РСБ").
    4. По отобранным расчетным документам для каждой ИФНС по своему субъекту Российской Федерации, МИ по КН, УФНС по другим субъектам Российской Федерации формируются отдельные файлы, содержащие соответствующую информацию, полученную из УФК. Формирование и передача данных файлов осуществляется ежедневно по мере получения из УФК. Файлы заверяются ЭП руководителя УФНС и направляются по принадлежности.
    5. Перед отправкой повторно осуществляется контроль направляемой в соответствующие налоговые органы отсортированной информации с данными УФК.
    Отсортированные данные выписки из лицевого счета (справки органа Федерального казначейства, прилагаемой к выписке из лицевого счета АДБ) и расчетных документов сверяются:
    - по общему количеству расчетных документов, переданных УФК в файлах "Выписка из лицевого счета" и "Справка органа Федерального казначейства, прилагаемая к выписке из лицевого счета АДБ" и общему количеству расчетных документов, переданных УФК в файле "Информация из расчетных документов";
    - по итогам поступлений по информации из "Выписки из лицевого счета" (реквизит "Итоговая сумма поступлений") и справки органа Федерального казначейства, прилагаемой к выписке из лицевого счета, и итогам поступлений по "Информации из расчетных документов".
    6. В случае получения из налогового органа сообщения об ошибочном направлении в результате сортировки в их адрес расчетного документа УФНС проверяют прилагаемые к сообщению документы и направляют по принадлежности в соответствующую инспекцию.
 

IV. Порядок учета в карточках "РСБ" платежей, поступивших на соответствующие счета Федерального казначейства

 
    1. Поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов отражаются в карточках "РСБ" в валюте Российской Федерации на основании:
    - информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета АДБ;
    - информации, подтверждающей исполнение решений налогового органа на уточнение, зачет (в т.ч. межрегиональный), возврат платежа, передаваемой УФНС в нижестоящие налоговые органы.
    2. При поступлении в ИФНС, МИ по КН файла "Информация из расчетных документов" сотрудники, ответственные за ввод и обработку информации, проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов расчетного документа.