Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 760. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. N 492

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281)

 
    В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2011-2015 годы (далее - Программа).
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011-2015 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка и поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, учитывать положения Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2011 г. N 492

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р
Государственные заказчики Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации;
 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации;
 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Цели и задачи Программы - целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
 Задачами Программы являются:
 в Российской Федерации:
 обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
 создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
 в зарубежных странах:
 поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
 удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - целевыми индикаторами Программы являются:
доля населения Российской Федерации, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения Российской Федерации;
доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся;
 количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком;
 количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком;
 доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом.
 Основными показателями Программы, отражающими ход ее реализации, являются:
 количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку;
 количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
 численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях;
 численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом;
 количество комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
 численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному; количество образовательных учреждений, получивших разрешение на проведение тестирования по русскому языку для желающих приобрести гражданство Российской Федерации;
 количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом;
 количество представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, в которых внедрено разработанное апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом
Сроки и этапы реализации Программы - Программа осуществляется в 2011-2015 годах в 2 этапа:
 первый этап (2011-2012 годы) - формирование научно-методической базы и разработка методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств;
 второй этап (2013-2015 годы) - апробация разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных по итогам реализации первого этапа, тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом
Объем и источники финансирования Программы - объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 2526,66 млн. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей;
 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей;
 за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации - рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза;
Программы и показатели ее социально-экономической эффективности увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза;
увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза;
 увеличение числа учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному - в 2,25 раза;
 увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза;
 увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному, - в 1,9 раза;
 увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз;
 увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, - в 2,4 раза;
 увеличение количества мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом, - в 2,7 раза;
 увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза.
 К росту значений показателей социально-экономической эффективности Программы относятся:
 рост обеспеченности населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы - с 38 до 54,8 процента;
 рост доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, - с 21 до 45,7 процента;
 рост численности преподавателей, прошедших переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - с 3400 до 12 тыс. человек;
 рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц из государств - участников Содружества Независимых Государств - с 22 до 38 процентов;
 рост доступности для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России - с 38 до 40 процентов;
 рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом,- с 22 до 33 процентов

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Актуальность федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы (далее - Программа) продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом.
    В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, отмечается важность поддержания программ, направленных на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка на территории Российской Федерации и за рубежом, а также расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации.
    Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г., рассматривает многомиллионную русскую диаспору за рубежом - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры, и предусматривает содействие изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.
    Анализ выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Русский язык (2006-2010 годы)" показывает, что поставленные задачи в сфере сохранения и распространения русского языка, укрепления его позиций в Российской Федерации и за рубежом решены в настоящее время не в полной мере.
    Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы:
    угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
    ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по языковому признаку;
    ослабление национальной самоидентификации россиян;
    снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
    снижение престижа России в мировом сообществе.
    Решению этих проблем будет способствовать:
    научно-методическая и ресурсная поддержка функционирования, изучения и преподавания русского языка в России и за рубежом как средства консолидации российского общества, преумножения и взаимообогащения духовной культуры народов России, межнационального и международного общения;
    развертывание глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку с созданием координационно-методических центров за рубежом и в России;
    продвижение русского языка как важнейшего элемента в развитии интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и эффективного способа укрепления позиций России в мировом экономическом, политическом, культурном, научном и образовательном пространстве.
    Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит повысить эффективность Программы и обеспечить:
    проведение единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
    продвижение русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии и укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
    формирование положительного отношения к России в мировом сообществе;
    создание условий для функционирования русского языка как способа обеспечения государственной целостности России.
    Однако использование программно-целевого метода связано с определенными рисками, основными из которых являются риск, связанный с возможным возрастанием напряженности при пересечении с интересами стран, заинтересованных в продвижении национальных языков в ущерб русскому языку, коррупционный риск (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера.
    Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы.
    Для предотвращения указанных рисков будет осуществляться мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать поставленные задачи Программы под изменяющиеся условия.
 

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

 
    Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
    Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
    в Российской Федерации:
    обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
    в зарубежных странах:
    поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
    удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
    Программа будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.
    Первый этап (2011-2012 годы) предполагает формирование научно-методической базы и разработку методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств. В частности, на этом этапе предусматривается:
    формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для учителей и преподавателей российских образовательных учреждений);
    создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений, а также переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики, в том числе по вопросам использования культурно-исторических традиций казачества);
    разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
    проведение исследований использования русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
    проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;
    разработка и апробация национально, социально и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;
    создание системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
    разработка и апробация программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом.
    Второй этап (2013-2015 годы) предусматривает апробацию разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных в период предыдущего этапа. Также второй этап предусматривает тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.
    На этом этапе предполагается:
    развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);
    развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);
    реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
    развитие системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий, тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);
    проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования;
    развитие инфраструктуры и содержания системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера.
    Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об этом может быть принято в случае отсутствия финансирования более 40 процентов мероприятий Программы или недофинансирования Программы более чем на 30 процентов, а также из-за иных факторов, связанных с невозможностью достижения целей и задач Программы.
    Целевые индикаторы и показатели Программы, характеризующие ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 1.
 

III. Мероприятия Программы

 
    Решение задач Программы обеспечивается путем проведения мероприятий Программы.
    Задача по обеспечению реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает:
    разработку и экспертизу грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;
    разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    обеспечение управления реализацией Программы.
    Задача по созданию условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривает:
    разработку и внедрение учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках;
    разработку и апробацию учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
    организацию мероприятий и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов.
    Задача по поддержке русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривает:
    разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
    организацию поставок в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России;
    подготовку и проведение комплексных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования;
    разработку, апробацию, тиражирование и поставку комплектов учебников, учебных пособий, методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учетом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья (для различных форм дополнительного обучения, самостоятельного изучения и повышения квалификации);
    организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья;
    повышение квалификации и переподготовку кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья.
    Задача по удовлетворению языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривает:
    разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах;
    организацию и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
    поставку в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий для обеспечения культурных и образовательных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и их детей;
    разработку, апробацию и внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом и обеспечение их функционирования.
    Содержание и направленность мероприятий Программы исключают возможность негативных последствий при их реализации.
 

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 
    Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников с учетом соответствующих нормативных правовых актов.
    Общий объем средств, необходимый для реализации Программы, в ценах соответствующих лет составит 2526,66 млн. рублей, в том числе:
    за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 89 млн. рублей, прочие нужды - 2090,1 млн. рублей);
    за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2,52 млн. рублей, прочие нужды - 139,64 млн. рублей);
    за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,4 млн. рублей, прочие нужды - 195 млн. рублей).
    Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен исходя из необходимости выполнения мероприятий и с учетом их параметров (масштабность мероприятий, сроки реализации и др.).
    По экспертным оценкам, основанным на результатах запросов субъектов Российской Федерации, анализа региональных бюджетов, региональных программ поддержки русского языка в России и за рубежом (особенно в приграничных областях), а также на проведенных аналитических исследованиях текущей ситуации в сфере продвижения и сохранения русского языка различными российскими структурами, уровень финансового обеспечения Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составит примерно 10 процентов общего объема ее финансирования. В качестве внебюджетных источников для выполнения целей Программы планируется привлекать финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, поддерживающих культурные и образовательные проекты, иную спонсорскую помощь. Кроме того, необходимо активно использовать материально-техническую базу представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом для реализации конкретных проектов.
    Объем и источники финансового обеспечения Программы приведены в приложении N 2.
    Объем и источники финансового обеспечения Программы с распределением по задачам и государственным заказчикам приведены в приложении N 3.
    Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4.
 

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы

 
    Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
    Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.
    До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
    порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
    механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
    процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей и о критериях определения победителей.
    Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
    Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
    Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:
    несет ответственность за подготовку и своевременную и качественную реализацию Программы в целом;
    осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по эффективной реализации ее мероприятий, обеспечивающих достижение показателей Программы, а также анализ использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
    подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу, продлении срока реализации Программы либо досрочном ее прекращении, согласовывает и представляет их в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;
    подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год;
    разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
    составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
    готовит с учетом реализации Программы в текущем году сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год и представляет ее в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки;
    осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
    представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы;
    представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклады о выполнении работ, предусмотренных Программой, достигнутых результатах и об эффективности использования бюджетных средств;
    инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;
    организует размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации информации о ходе и результатах реализации Программы.
    Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственные заказчики Программы в ходе ее выполнения:
    вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также в совершенствовании механизма ее реализации;
    представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий Программы;
    обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
    в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости предложения по их корректировке;
    осуществляют мониторинг реализации мероприятий Программы и ведение ежеквартальной отчетности о ходе их реализации;
    организуют при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
    осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
    осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции для реализации мероприятий Программы, а также заключают государственные контракты;
    организуют проведение специализированной экспертизы проектов Программы и в соответствии с ее результатами и результатами независимой экспертизы осуществляют их доработку;
    уточняют ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
    организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
    организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией мероприятий Программы и контроля за ходом их выполнения;
    обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети Интернет Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой.
    Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственный заказчик Программы:
    представляет государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы и предложения о продлении срока либо прекращении реализации Программы;
    согласовывает с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объем и источники финансирования;
    представляет государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклады о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах ее реализации и об эффективности использования бюджетных средств.
    В целях эффективного управления Программой государственный заказчик - координатор Программы создает научно-координационный совет Программы. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
    Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителями председателя научно-координационного совета являются руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
    Основными задачами научно-координационного совета являются:
    рассмотрение тематики мероприятий Программы и выработка предложений по их реализации, предложений по реализации конкретных проектов и объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению;
    рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и выработка соответствующих рекомендаций по решению выявленных технических и организационных проблем;
    выработка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
    рассмотрение итогов реализации Программы.
 

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы

 
    Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий по продвижению и поддержке русского языка как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами путем проведения научно-исследовательских работ и реализации комплексных проектов с учетом достигнутых в ходе таких работ результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и бюджетирования, направленного на результат.
    Показателями социально-экономического эффекта реализации Программы являются:
    обеспеченность населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы;
    доступность для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;
    численность преподавателей, прошедших переподготовку по преподаванию русского языка как неродного и иностранного;
    доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц государств - участников Содружества Независимых Государств;
    доступность для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России;
    доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, русскому языку и культуре России.
    По прогнозным оценкам, к концу 2015 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
    В части обеспечения реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривается:
    рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза;
    увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза.
    В части создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривается:
    увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза;
    увеличение количества учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному, что позволит обеспечить высокую эффективность продвижения русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, - в 2,25 раза.
    В части поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривается:
    увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному, - в 1,9 раза;
    увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза;
    увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, что позволит укрепить позиции русского языка как основы интеграционного развития и средства общения в Содружестве Независимых Государств, - в 2,4 раза.
    В части удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранных граждан предусматривается:
    увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз;
    увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза;
    увеличение доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, что позволит обеспечить уверенное распространение русского языка за рубежом и удовлетворение в изучении и использовании русского языка соотечественниками и иностранными гражданами, - на 11 процентов.
    Значения показателей социально-экономической эффективности хода реализации Программы, которые будут достигнуты по результатам реализации Программы, представлены в приложении N 5.
    Согласно расчетам, проведенным на основании методики оценки социально-экономической эффективности Программы, которая приведена в приложении N 6, будет обеспечена высокая социально-экономическая эффективность реализации Программы.
 
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2011-2015 годы

    

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ГОДАМ

 

Целевые индикаторы Единица измерения 2010 год (базовое значение) 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год (конечное значение)
Цель - поддержка, сохранение и распространение русского языка (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом)
1. Доля населения Российской Федерации, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения Российской Федерации процентов 80 81 82 83 84 85
2. Доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся -"-20 21 22 23 24 25
3. Количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком единиц 22 23 24 25 26 27
4. Количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком -"-7 8 9 10 11 12
5. Доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом процентов 38 39 40 41 42 43
Задача "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации"
6. Количество грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации единиц 4 8 13 19 25 29
7. Количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку -"-3 4 5 6 7 8
8. Численность лиц, прошедших повышение квалификации и переподготовку преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации человек 3100 4300 6300 8200 9700 11100
Задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации"
9. Количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения единиц 8 9 12 14 16 18
10. Численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях человек 3400 5100 6700 8100 10300 12000
11. Количество подготовленных в рамках Программы учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев единиц 6 7 10 12 14 16
Задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств"
12. Количество справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств единиц 2 3 4 5 6 7
13. Количество культурных и образовательных мероприятий, проводимых в зарубежных странах -"-56 76 96 117 138 159
14. Численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом человек 1000 2200 3400 4400 5300 6000
15. Количество комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества в государствах - участниках Содружества Независимых Государств единиц 50 64 78 92 106 120
16. Численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному человек 5320 6320 7320 8320 9320 10320
17. Количество образовательных учреждений, получивших разрешение на проведение тестирования по русскому языку для желающих приобрести гражданство Российской Федерации единиц 153 171 189 209 227 245
18. Численность сертифицированных тестеров, осуществляющих государственное тестирование по русскому языку как иностранному для желающих приобрести гражданство Российской Федерации человек 630 693 756 819 882 945
Задача "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом"
19. Количество справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств) единиц 1 2 3 4 5 6
20. Удельный вес справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах, прошедших апробацию и получивших положительные отзывы процентов 22 25 28 31 34 37
21. Количество комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Россотрудничества в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств) единиц 70 118 166 214 262 310
22. Количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом -"-56 75 94 113 132 151
23. Количество представительств Россотрудничества, в которых внедрено разработанное и апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом -"--4 8 12 16 20

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2011 - 2015 годы
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2012 г. N 281)

    

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281)

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2011 - 2015 годы - всегоВ том числе
2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год
Федеральный бюджет - всего 2179,1 409,5 458,5 482,8 440,3 388
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 89 19,5 24 23 14,5 8
прочие нужды - всего 2090,1 390 434,5 459,8 425,8 380
из них:       
Минобрнауки России 1390,5 264,5 282 310 282 252
Россотрудничество 699,6 125,5 152,5 149,8 143,8 128
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 142,16 31 29,41 28,37 28,01 25,37
в том числе:       
НИОКР 2,52 1 0,41 0,37 0,37 0,37
прочие нужды 139,64 30 29 28 27,64 25
Внебюджетные источники - всего 205,4 36 41,3 42,3 40,3 45,5
в том числе:       
НИОКР 10,4 2 2,3 2,3 1,3 2,5
прочие нужды 195 34 39 40 39 43
Всего 2526,66 476,5 529,21 553,47 508,61 458,87

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2011 - 2015 годы
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2012 г. N 281)

    

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПО ЗАДАЧАМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281)

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2011 - 2015 годы - всегоВ том числе
2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год
Задача "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации"
Федеральный бюджет - всего 554 105 116 127 109 97
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 24 5 6 7 4 2
прочие нужды - всего 530 100 110 120 105 95
из них:       
Минобрнауки России 510 100 105 115 100 90
Россотрудничество 20  5 5 5 5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 53,72 10,9 9,31 10,17 12,17 11,17
в том числе:       
НИОКР 1,72 0,9 0,31 0,17 0,17 0,17
прочие нужды 52 10 9 10 12 11
Внебюджетные источники - всего 52,4 10,5 10,6 11,7 10,4 9,2
в том числе:       
НИОКР 2,4 0,5 0,6 0,7 0,4 0,2
прочие нужды 50 10 10 11 10 9
Всего по задаче 660,12 126,4 135,91 148,87 131,57 117,37
Задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации"
Федеральный бюджет - всего 464 75 97 106 99,5 86,5
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 24 5 7 6 4,5 1,5
прочие нужды (Минобрнауки России) 440 70 90 100 95 85
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 15,8 4,1 4,1 3,2 2,2 2,2
в том числе:       
НИОКР 0,8 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
прочие нужды 15 4 4 3 2 2
Внебюджетные источники - всего 33,1 6,5 7,6 7,6 6,3 5,1
в том числе:       
НИОКР 2,1 0,5 0,6 0,6 0,3 0,1
прочие нужды 31 6 7 7 6 5
Всего по задаче 512,9 85,6 108,7 116,8 108 93,8
Задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств"
Федеральный бюджет - всего 504,6 114,5 109,5 104,8 93,8 82
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 19,5 4,5 5 5 3 2
прочие нужды - всего 485,1 110 104,5 99,8 90,8 80
из них:       
Минобрнауки России 314 70 60 65 62 57
Россотрудничество 171,1 40 44,5 34,8 28,8 23
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 42 8 9 9 8 8
в том числе:       
НИОКР       
прочие нужды 42 8 9 9 8 8
Внебюджетные источники - всего 60 9,5 10,5 12,5 12,3 15,2
в том числе:       
НИОКР 2 0,5 0,5 0,5 0,3 0,2
прочие нужды 58 9 10 12 12 15
Всего по задаче 606,6 132 129 126,3 114,1 105,2
Задача "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом"
Федеральный бюджет - всего 656,5 115 136 145 138 122,5
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 21,5 5 6 5 3 2,5
прочие нужды - всего 635 110 130 140 135 120
из них:       
Минобрнауки России 126,5 24,5 27 30 25 20
Россотрудничество 508,5 85,5 103 110 110 100
Бюджеты субъектов Российской Федерации - прочие нужды 30,64 8 7 6 5,64 4
Внебюджетные источники - всего 59,9 9,5 12,6 10,5 11,3 16
в том числе:       
НИОКР 3,9 0,5 0,6 0,5 0,3 2
прочие нужды 56 9 12 10 11 14
Всего по задаче 747,04 132,5 155,6 161,5 154,94 142,5
Всего по Программе 2526,66 476,5 529,21 553,47 508,61 458,87
в том числе:       
федеральный бюджет - всего 2179,1 409,5 458,5 482,8 440,3 388
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 89 19,5 24 23 14,5 8
прочие нужды - всего 2090,1 390 434,5 459,8 425,8 380
из них:       
Минобрнауки России 1390,5 264, 282 310 282 252
Россотрудничество 699,6 125,5 152,5 149,8 143,8 128
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 142,16 31 29,41 28,37 28,01 25,37
в том числе:       
НИОКР 2,52 1 0,41 0,37 0,37 0,37
прочие нужды 139,64 30 29 28 27,64 25
Внебюджетные источники - всего 205,4 36 41,3 42,3 40,3 45,5
в том числе:       
НИОКР 10,4 2 2,3 2,3 1,3 2,5
прочие нужды 195 34 39 40 39 43

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2011 - 2015 годы
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2012 г. N 281)

    

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281)

 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Задачи, мероприятия и источники финансирования Программы 2011 - 2015 годы - всего В том числе Результаты
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Задача "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации"
1. Разработка и экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации 32,61 6,55 6,86 6,9 6,7 5,6 не менее 25 грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - всего 18 3 4 4 4 3
в том числе:       
НИОКР 14 3 4 4 2 1
прочие нужды 4 ---2 2
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 1,71 0,55 0,26 0,2 0,3 0,4
в том числе:       
НИОКР 0,41 0,35 0,06 ---
прочие нужды 1,3 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4
Внебюджетные источники - всего 12,9 3 2,6 2,7 2,4 2,2
в том числе:       
НИОКР 2,4 0,5 0,6 0,7 0,4 0,2
прочие нужды 10,5 2,5 2 2 2 2
2. Разработка и апробация справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации 22,74 4,2 4,65 5,63 4,63 3,63 не менее 5 новых справочно-информационных ресурсов по русскому языку
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - всего 11 2 2 3 2 2
в том числе:       
НИОКР 10 2 2 3 2 1
прочие нужды 1 ----1
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 3,24 0,7 0,65 0,63 0,63 0,63
в том числе:       
НИОКР 0,5 0,4 0,1 ---
прочие нужды 2,74 0,3 0,55 0,63 0,63 0,63
Внебюджетные источники - всего 8,5 1,5 2 2 2 1
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 8,5 1,5 2 2 2 1
3. Организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации 480,81 84,9 93,65 115,52 99,42 87,32 проведение не менее 25 курсов (семинаров) повышения квалификации, подготовка не менее 8000 специалистов
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - прочие нужды 405 70 80 100 83 72
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 44,81 8,9 7,65 8,52 10,42 9,32
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 44,81 8,9 7,65 8,52 10,42 9,32
Внебюджетные источники - всего 31 6 6 7 6 6
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 31 6 6 7 6 6
4. Обеспечение управления реализацией Программы 123,96 30,75 30,75 20,82 20,82 20,82 обеспечение реализации всех мероприятий Программы, включая проведение не менее 10 заседаний научно-координационного совета и сопровождение государственного заказа (не менее 50 конкурсов и аукционов ежегодно)
Федеральный бюджет - всего 120 30 30 20 20 20
в том числе:       
прочие нужды (Минобрнауки России) 100 30 25 15 15 15
прочие нужды (Россотрудничество) 20  5 5 5 5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 3,96 0,75 0,75 0,82 0,82 0,82
в том числе:       
НИОКР 0,81 0,15 0,15 0,17 0,17 0,17
прочие нужды 3,15 0,6 0,6 0,65 0,65 0,65
Внебюджетные источники - всего ------
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды ------
Всего по задаче 660,12 126,4 135,91 148,87 131,57 117,37
Федеральный бюджет - всего 554 105 116 127 109 97
в том числе:       
НИОКР 24 5 6 7 4 2
прочие нужды 530 100 110 120 105 95
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 53,72 10,9 9,31 10,17 12,17 11,17
в том числе:       
НИОКР 1,72 0,9 0,31 0,17 0,17 0,17
прочие нужды 52 10 9 10 12 11
Внебюджетные источники - всего 52,4 10,5 10,6 11,7 10,4 9,2
в том числе:       
НИОКР 2,4 0,5 0,6 0,7 0,4 0,2
прочие нужды 50 10 10 11 10 9
Задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации"
5. Разработка и внедрение учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках 29,85 6,45 6,9 5,8 5,6 5,1 не менее 10 учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе и их апробация в 10 субъектах Российской Федерации
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - всего 15 2,5 3,5 3 3 3
в том числе:       
НИОКР 12 2,5 3,5 3 2,5 0,5
прочие нужды 3 ---0,5 2,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 5,35 1,95 1,4 0,8 0,6 0,6
в том числе:       
НИОКР 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
прочие нужды 4,85 1,85 1,3 0,7 0,5 0,5
Внебюджетные источники - всего 9,5 2 2 2 2 1,5
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 9,5 2 2 2 2 1,5
6. Разработка и апробация учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев 30,1 5,3 7,4 6,9 5,6 4,9 не менее 10 учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе и их апробация в 8 федеральных округах
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - всего 15 2,5 3,5 3 3 3
в том числе:       
НИОКР 12 2,5 3,5 3 2 1
прочие нужды 3 ---1 2
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 1,5 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 1,5 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Внебюджетные источники - всего 13,6 2,5 3,6 3,6 2,3 1,6
в том числе:       
НИОКР 2,1 0,5 0,6 0,6 0,3 0,1
прочие нужды 11,5 2 3 3 2 1,5
7. Организация мероприятий и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов 452,95 73,85 94,4 104,1 96,8 83,8 не менее 25 курсов (семинаров) повышения квалификации, не менее 8000 человек, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях; проведение не менее 10 мероприятий этнокультурной тематики
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - прочие нужды 434 70 90 100 93,5 80,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 8,95 1,85 2,4 2,1 1,3 1,3
в том числе:       
НИОКР 0,3 --0,1 0,1 0,1
прочие нужды 8,65 1,85 2,4 2 1,2 1,2
Внебюджетные источники - прочие нужды 10 2 2 2 2 2
Всего по задаче 512,9 85,6 108,7 116,8 108 93,8
Федеральный бюджет - всего 464 75 97 106 99,5 86,5
в том числе:       
НИОКР 24 5 7 6 4,5 1,5
прочие нужды 440 70 90 100 95 85
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 15,8 4,1 4,1 3,2 2,2 2,2
в том числе:       
НИОКР 0,8 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
прочие нужды 15 4 4 3 2 2
Внебюджетные источники - всего 33,1 6,5 7,6 7,6 6,3 5,1
в том числе:       
НИОКР 2,1 0,5 0,6 0,6 0,3 0,1
прочие нужды 31 6 7 7 6 5
Задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств"
8. Разработка и апробация справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств 16,1 3 3,5 3,5 3,3 2,8 не менее 5 новых внедренных справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и литературы для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - НИОКР 9,5 2 2 2 2 1,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего ------
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды ------
Внебюджетные источники - всего 6,6 1 1,5 1,5 1,3 1,3
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 6,6 1 1,5 1,5 1,3 1,3
9. Организация поставок в представительства Россотрудничества в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России 95,7 20,3 20,3 19,7 20,2 15,2 не менее 70 комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России (по 5 комплектов не менее чем в 14 представительств Россотрудничества в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия)
Федеральный бюджет (Россотрудничество) - прочие нужды 94,5 20 20 19,5 20 15
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего ------
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды ------
Внебюджетные источники - всего 1,2 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 1,2 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
10. Подготовка и проведение комплексных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире 131,82 26,63 27,18 27,03 25,69 25,29 не менее 65 мероприятий (ежегодно - не менее 8 мероприятий в странах дальнего зарубежья и не менее 5 - в государствах - участниках Содружества Независимых Государств), участие не менее 6000 человек
Федеральный бюджет - всего 94 20 20 19 18 17
в том числе:       
прочие нужды (Минобрнауки России) 58 10 10 13 13 12
прочие нужды (Россотрудничество) 36 10 10 6 5 5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 19,22 3,63 4,08 4,03 3,69 3,79
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 19,22 3,63 4,08 4,03 3,69 3,79
Внебюджетные источники - всего 18,6 3 3,1 4 4 4,5
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 18,6 3 3,1 4 4 4,5
11. Разработка, апробация, тиражирование и поставка комплектов учебников, учебных пособий, методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учетом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья (для различных форм дополнительного обучения, самостоятельного изучения и повышения квалификации) 134,98 31,37 26,92 27,67 24,81 24,21 поставка не менее 25 комплектов учебных пособий и учебников в не менее чем 25 представительств Россотрудничества
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - всего 110,5 27,5 22,5 22,5 20 18
в том числе:       
НИОКР 10 2,5 3 3 1 0,5
прочие нужды 100,5 25 19,5 19,5 19 17,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 9,68 1,87 2,12 2,17 1,81 1,71
в том числе:       
НИОКР       
прочие нужды 9,68 1,87 2,12 2,17 1,81 1,71
Внебюджетные источники - всего 14,8 2 2,3 3 3 4,5
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 14,8 2 2,3 3 3 4,5
12. Организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья 70,6 17 17 15,8 10,6 10,2 не менее 5000 человек, прошедших тестирование по русскому языку; разработка не менее 5 проектов нормативных правовых документов, не менее 5 методических руководств; организация не менее 15 методических мероприятий
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - прочие нужды 61,1 15 15 13,8 8,8 8,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 5 1 1 1 1 1
в том числе:       
НИОКР - - -----
прочие нужды 5 1 1 1 1 1
Внебюджетные источники - всего 4,5 1 1 1 0,8 0,7
в том числе:       
НИОКР 2 0,5 0,5 0,5 0,3 0,2
прочие нужды 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
13. Повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и русским языком обучения в странах ближнего и дальнего зарубежья 157,4 33,7 34,1 32,6 29,5 27,5 не менее 4000 прошедших повышение квалификации и переподготовку специалистов из учреждений с преподаванием русского языка; проведение не менее 38 курсов (семинаров)
Федеральный бюджет - всего 135 30 30 28 25 22
в том числе:       
прочие нужды (Минобрнауки России) 94,4 20 15,5 18,7 21,2 19
прочие нужды (Россотрудничество) 40,6 10 14,5 9,3 3,8 3
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 8,1 1,5 1,8 1,8 1,5 1,5
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 8,1 1,5 1,8 1,8 1,5 1,5
Внебюджетные источники - всего 14,3 2,2 2,3 2,8 3 4
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 14,3 2,2 2,3 2,8 3 4
Всего по задаче 606,6 132 129 126,3 114,1 105,2
Федеральный бюджет - всего 504,6 114,5 109,5 104,8 93,8 82
в том числе:       
НИОКР 19,5 4,5 5 5 3 2
прочие нужды 485,1 110 104,5 99,8 90,8 80
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 42 8 9 9 8 8
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 42 8 9 9 8 8
Внебюджетные источники - всего 60 9,5 10,5 12,5 12,3 15,2
в том числе:       
НИОКР 2 0,5 0,5 0,5 0,3 0,2
прочие нужды 58 9 10 12 12 15
Задача "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом"
14. Разработка и апробация справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах 17,7 4 4 3 3 3,7 не менее 5 новых ресурсов для зарубежных стран
Федеральный бюджет (Минобрнауки России) - НИОКР 5 1 1 1 1 1
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 5,2 1,5 1 1 1 0,7
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 5,2 1,5 1 1 1 0,7
Внебюджетные источники - всего 7,5 1,5 2 1 1 2
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 7,5 1,5 2 1 1 2
15. Организация и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом 289,2 46,7 58,6 67,6 63,1 53,2 не менее 95 мероприятий в зарубежных странах (ежегодно не менее 7 - в странах дальнего зарубежья и не менее 12 - в государствах - участниках Содружества Независимых Государств)
Федеральный бюджет (Россотрудничество) - прочие нужды 249,5 40 50 60 55 44,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 13,5 3 3 3 2,5 2
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 13,5 3 3 3 2,5 2
Внебюджетные источники - всего 26,2 3,7 5,6 4,6 5,6 6,7
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 26,2 3,7 5,6 4,6 5,6 6,7
16. Поставка в представительства Россотрудничества за рубежом учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий для обеспечения культурных и образовательных потребностей соотечественников и их детей, проживающих за рубежом 194,3 30,8 40,9 40,9 40,9 40,8 поставка не менее 240 комплектов учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий (не менее 5 комплектов в каждое из не менее чем 48 представительств Россотрудничества)
Федеральный бюджет (Россотрудничество) - прочие нужды 190 30 40 40 40 40
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Внебюджетные источники - всего 1,8 0,3 0,4 0,4 0,4 0,3
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 1,8 0,3 0,4 0,4 0,4 0,3
17. Разработка, апробация и внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом и обеспечение их функционирования 245,84 51 52,1 50 47,94 44,8 не менее 20 комплектов программно-методического обеспечения и не менее 20 координационно-методических центров на базе представительств Россотрудничества с внедренным программно-методическим обеспечением
Федеральный бюджет - всего 212 44 45 44 42 37
в том числе:       
НИОКР (Минобрнауки России) 16,5 4 5 4 2 1,5
прочие нужды (Минобрнауки России) 126,5 24,5 27 30 25 20
прочие нужды (Россотрудничество) 69 15,5 13 10 15 15,5
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 9,44 3 2,5 1,5 1,64 0,8
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 9,44 3 2,5 1,5 1,64 0,8
Внебюджетные источники - всего 24,4 4 4,6 4,5 4,3 7
в том числе:       
НИОКР 3,9 0,5 0,6 0,5 0,3 2
прочие нужды 20,5 3,5 4 4 4 5
Всего по задаче 747,04 132,5 155,6 161,5 154,94 142,5
Федеральный бюджет - всего 656,5 115 136 145 138 122,5
в том числе:       
НИОКР 21,5 5 6 5 3 2,5
прочие нужды 635 110 130 140 135 120
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 30,64 8 7 6 5,64 4
в том числе:       
НИОКР ------
прочие нужды 30,64 8 7 6 5,64 4
Внебюджетные источники - всего 59,9 9,5 12,6 10,5 11,3 16
в том числе:       
НИОКР 3,9 0,5 0,6 0,5 0,3 2
прочие нужды 56 9 12 10 11 14

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой
программе "Русский язык"
на 2011-2015 годы

    

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Показатели Единица измерения Значение показателей
2010 год 2015 год
1. Обеспеченность населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы процентов 38 54,8
2. Доступность для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России -"-21 45,7
3. Численность преподавателей, прошедших переподготовку по преподаванию русского языка как неродного и иностранного человек 3400 12000
4. Доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц государств - участников Содружества Независимых Государств процентов 22 38
5. Доступность для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России -"-38 40
6. Доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, русскому языку и культуре России -"-22 33

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к федеральной целевой
программе "Русский язык"
на 2011-2015 годы

    

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 
    Целями Программы является поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом. Социально-экономическая эффективность реализации Программы характеризуется показателями, отражающими их влияние на достижение целей Программы.
    Оценка реализации Программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого показателя социально-экономической эффективности реализации мероприятий по поддержке русского языка.
    Степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
    Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
 

Е = D_пл,
Р_бс

 
    где:
    Е - показатель эффективности реализации Программы;
    D_пл - оценка достижения запланированных значений показателей;
    P_бс - оценка полноты использования бюджетных средств.
    Оценка достижения запланированных значений показателей определяется по формуле:
 

D_пл = n  
суммаП_i 
1 ,
m 
суммаS_пл 
1  

 
    где:
    n - количество фактически достигнутых показателей;
    П_i - фактически достигнутые значения показателей;
    m - количество плановых показателей;
    S_пл - плановые значения показателей.
    Оценка полноты использования бюджетных средств определяется по формуле:
 

Р_бс = k  
суммаQ_бс 
1 ,
k 
суммаW_бс 
1  

 
    где:
    k - количество мероприятий Программы;
    Q_бс - фактическое использование бюджетных средств по отдельным мероприятиям Программы;
    W_бс - плановое использование бюджетных средств.
    Оценка эффективности реализации Программы будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей и меньше уровень использования бюджетных средств, при этом E > 1,4 характеризует очень высокую эффективность реализации Программы (значительно превышает плановые значения показателей), 1 < E < 1,4 - высокую эффективность реализации Программы (превышение значений показателей), 0,5 < E < 1 - низкую эффективность реализации Программы (не в полной мере достигнуты плановые значения показателей), E < 0,5 - крайне низкую эффективность реализации Программы (не достигнуты плановые значения показателей более чем в 2 раза).